Призванный служить земле

Трофимов-Ковшов
    Владимир Григорьевич Буйволов, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации, родился в селе Приволжье, но среднюю школу закончил в Челно-Вершинах: сюда был переведен отец из военнослужащих, ну а семья по принципу «куда иголка, туда и нитка» последовала за ним. В то далекое, безмятежное время молодежь смотрела широко открытыми глазами на профессии, связанные с сельским хозяйством. Так что Владимир Григорьевич, не долго думая, поступил в Куйбышевский сельскохозяйственный институт на агрофак. А вот после учебы ему засветила дальняя дорога аж в Сибирь, где специалиста-аграрника дожидались (по распределению) в одном из пригородных совхозов Томской области. Хозяйство оказалось справное, у тайги в нем отвоевали 18 тысяч гектаров земли. Но большую ценность представляли теплицы: тридцать - под пленкой и 20 - под стеклом, площадь каждой от 240 до 500 квадратных метров в объеме. Владимиру Григорьевичу, как молодому, перспективному специалисту, охотно отдали их в оперативное управление.
    Через два года его перевели в агрономы-семеноводы, посчитав, что на этом поприще он принесет хозяйству большую пользу. Требования распределиловки, т.е. трехлетняя работа по направлению, в 1973 году выпускником института были выполнены. Молодой специалист с семьей возмечтал вернуться в Челно-Вершины, но не тут-то было: директор совхоза наотрез отказался подписывать ему заявление. И только вмешательство областной прокуратуры, вставшей на защиту законных прав гражданина, поставило в этой ситуации желаемую точку.
     Переезд со всем имуществом занял немного времени, еще меньше его понадобилось, чтобы устроиться на работу в колхоз «50 лет Октября» главным агрономом. Отсюда и начинается его восхождение, как аграрника, в первые руководители сельским хозяйством района. Из 38 лет трудового стажа 28  он состоял на этом высоком поприще. Десять лет ушли на партийную и советскую работу, но призванный служить земле, от нее он не отрывался ни на один день. Владимир Григорьевич в свое время прославился тем, что был самым молодым начальником управления сельского хозяйства в области, на эту должность  выдвинули, когда ему едва исполнилось 32 года.
     Параметры деятельности управления сельского хозяйства широки и многогранны. В качестве главного агронома, а затем начальника, он, например, в засушливые годы дважды побывал на заготовке соломы для нужд общественного животноводства района в Херсонской области и Казахстане. Были и другие непростые командировки, когда требовалось вмешательство в непростое дело умного, толкового руководителя.
     Владимир Григорьевич использовал нетрадиционные для чиновника формы -  не любил засиживаться в кресле, а регулярно бывал в хозяйствах района, взяв за правило говорить с людьми в мастерских, встречаться с хлеборобами в поле, посещать фермы. Это давало дополнительные стимулы для анализа, определения реального положения дел в производстве, выверки долгосрочных перспектив. Его трудолюбие не знало границ, а преданность делу граничила со здоровым фанатизмом. Даже в зимнее время, летом это считалось едва ли не нормой,  по десять-двенадцать часов пропадал на работе, выходные тоже посвящал службе. И всегда уходил рано утром, а возвращался домой поздно вечером, когда сыновья еще (или уже) спали. Вся домашние дела лежала на плечах жены, Веры Федоровны. И она самоотверженно, а главное с пониманием обихаживала хозяйство, заботилась о семье, воспитывала детей.
     Управление сельского хозяйства было в то время рабочей лошадью в районе, а начальник управления ( с подходящей фамилией на этот счет) прослыл тяжеловозом. И команда Владимира Григорьевича тоже не жалела сил на работе, не считалась со временем. И это приносило свои плоды. Колхоза и совхозы района из года в год развивались и крепли. Положительно оценивало работу высокое областное начальство. Составляющие успеха – грамотная логистика, направленная на оптимизацию процесса производства. Даже мало-мальски значимое совещание превращалось в школу передового опыта. По большому счету оценивались семинары, которые регулярно проводились по итогам работы полеводов и животноводов района на базе хозяйств. Не для «галочки» собирали руководителей, специалистов, передовиков производства, а чтобы  вживую прощупать достижения и недостатки, изучить передовые формы и методы организации труда, наметить дальнейшие пути развития сельского хозяйства района.
     Конечно, большая роль в этих мероприятиях отводилась специалистам, но первый руководитель считался своего рода арбитром в дискуссиях и спорах по насущным проблемам дня. Его выводы и предложения ложились в основу принимаемых решений. С какой теплотой Владимир Григорьевич вспоминает о тех временах, когда работа в сфере сельскохозяйственного производства оценивалась как по достоинству, так и приносила весомые плоды. Перерабатывающие предприятия были под завязку загружены молоком и мясом, склады в буквальном смысле ломились от готовой продукции. Новости, не в пример нынешним, пестрели рекордными надоями и привесами, достижениями передовиков и новаторов производства. В числе победителей социалистического соревнования, о ком сообщалось  на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения были как труженики, так и руководители Челно-Верщинского района.
   В составе областной делегации Владимир Григорьевич побывал у аграрников Германии, Франции, Норвегии, работа заграничных коллег, конечно же, впечатлила его, но не настолько, чтобы не поделиться с ними своими успехами. И ему, как руководителю-аграрнику было очень жаль, что перспективы развития сельского хозяйства определялись без учета международного аграрного опыта и новаторских наработок на местах. В девяностые годы нахлынула волна специализации и концентрации производства. Резко возросло поголовье общественного скота. Но вместе с тем его содержание не обеспечивалось кормовой базой: посевные площади остались без изменений, как и прежде, преобладала зерновая группа.  На свой страх и риск, не без инициативы Владимира Григорьевича, конечно, их структура в районе корректировалась, чтобы животноводство не осталось вообще без кормов. Но этого было мало. В материально-техническом плане хозяйства недополучили технику. Нововведения претворялись в жизнь, если можно так выразиться, за счет одного энтузиазма. А дальше пошло еще хуже. Со временем утратила былой ритм система реализации и сбыта сельскохозяйственной продукции. Взаиморасчеты рухнули. А впоследствии государство вообще отказалось финансировать колхозы и совхозы в надежде, что их заменят фермерские хозяйства. В итоге деревня осталась ни с чем.
     Но на эту вакханалию Владимир Григорьевич, бессильный что-то сделать или поправить, с сожалением и болью  смотрел со стороны, - он ушел к тому времени на пенсию. Сейчас живет в собственном доме, возле которого развел большой сад, увлекается, как и большинство пенсионеров, рыбалкой. В этом году исполнится 50 лет супружества, жена тоже на пенсии. Сыновья. Александр и Григорий, давно обзавелись своими семьями, как и отец, они закончили сельхозинститут, Григорий к тому же дошел до кандидата сельскохозяйственных наук. 
     Возвращаясь в своих воспоминаниях назад, Владимир Григорьевич не жалеет ни о чем, исполнив свой долг до конца. Призванный служить земле, он работал честно и самоотверженно. И теперь с гордостью носит высокое звание заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации.