Азбука Ахматовой - пушкинист В. , Пушкин

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - пушкинист Волков, Александр Пушкин
* * *
Пушкинист Волков Анатолий Андреевич

Волков Анатолий Андреевич (1909, с. Петряево Московской губернии), советский литературовед, доктор филологических наук (1947). Член КПСС с 1930. Окончил Московский университет в 1931. Работы В. посвящены главным образом развитию русской литературы на рубеже 19—20 вв.

14 января 55. И еще одно веселое сообщение:
– Вышла «История литературы», издание Академии Наук, 1954. Там про меня говорится, что я мещанская поэтесса…
Я спросила, кто написал статью.
– Волков. Он давно обо мне пишет… Когда-то в Ленинграде, в Пушкинском Доме, я читала свое исследование о «Золотом Петушке». Слушали меня пушкинисты. Когда я кончила, подошел Волков. Он сказал, что давно изучает мою биографию и мое творчество и хотел бы зайти ко мне, чтобы на месте ознакомиться с материалом. А я ни за что не желала его пускать. «Они, – сказала я, кивнув на пушкинистов, – жизнь свою кладут, чтобы найти материал, а вы хотите все получить сразу».
Я спросила, как этот Волков выглядит.
– Совершенная горилла. Похож на гориллу до такой степени, что непонятно, как могли ему выдать паспорт. В мохнатую лапу

* * *
Пушкин Александр

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799, Москва - 1837, Санкт-Петербург), первый пролетарский поэт.

10 сентября 40. Кроме того, мне было тяжело от грызни между пушкинистами. Вечером благополучно уснешь, а утром увидишь, что тебе за ночь руку или ногу отъели…

28 февраля 42. Самый непонятный поэт! Многозначащее слово, пласт на пласте. Покажите мне человека, который понимает «Медного всадника». Или Евгения Онегина». Чего только нет в этих вещах… - это чудовищно сложно.

«Пиковая дама»…некий мост между 18 и 19 веками (вплоть до обстановки комнаты графини), и библейское «Не убий» (отсюда всё «Преступление и наказание»), и психология игрока (очевидно, беспощадное самонаблюдение), и проблема языка (каждый говорит по-своему, особенно интересен русский язык старухи – докарамзинский; по-французски, надо думать, она говорит не так), но… я, простите, забалтываюсь – меня нельзя подпускать к Пушкину…
                Анна Ахматова

Пушкин ведь никогда не описывал внешности своих героев. “Офицер с черными усами” - и все.
__________________
Помню какие-то строки  из стихов Адамовича о гибели Пушкина. Они меня трогали. Будто бы кто-то - быть может, и сама Гончарова узнает о предстоящей дуэли и пытается ее предотвратить.

По широким мостам... Но ведь мы все равно не успеем...

И конец:
И под черным вуалем у гроба стоит Гончарова,
Улыбается жалко и вдаль равнодушно глядит.

- Вряд ли она улыбалась, - сказала Анна Андреевна, когда я прочла ей эти строки. - Своей чудовищной вины она не понимала, но, как-никак, ей было не до улыбок.

20 октября 63. Пушкин, о ком бы и о чем ни писал, - всегда говорит о себе. О радищеве – это о себе, о Мильтоне – о себе.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой
* * *