***
ШЕСТОЕ ЭССЕ. ДЕТИ БЕЗ ДЕТСТВА
Война или войны приносят неисчислимые бедствия воюющим странам. Даже победителям…. Но первый их удар приходится на детей. Лишение отца, а иногда и обеих родителей, обнищание, а с ним и недоедание – голод, износ – обветшалость одежды, утрата воспитательного влияния взрослых и потеря интереса к сугубо детским развлечениям, которые часто носят воспитательный характер.
Мы, мальчишки, в возрасте 10-12 и до 14 лет (в 14 лет уже принимали на работу) все это испытали на себе. И по взрослому воспринимали неотвратимость наших бед. Однако мальчишками мы оставались и, конечно же, искали заменителей нашим утратам. Это были, прежде всего, содружества по месту жительства, надуманные поводы для вражды с другими, а иногда и союзы с ними. Это и легкая вороватость всего доступного, особенно по огородам и садам. Неотвратимый интерес составляла железная дорога с ее обилием соблазнов и их доступностью. Особую наивность составляло изготовление и ношение «личного оружия». Иногда это принимало откровенно глуповатый характер. Так мои друганы лично вооружались паяльниками: красномедная заостренная болванка на ручке из стальной проволоки. Носить под одежкой носили, но никто не рисковал ее доставать. Точно знали, что за удар если не нас, то родителей упекут в тюрьму. Абсолютное большинство к четвертому – пятому классу побросали школы. И никто, ни когда не хвалился прочитанной книгой. А я просто скрывал свой интерес к ним. Меня снабжал редкими книжками мой отдаленный родственник, он был старше. Даже Джека Лондона промолчал. Хотя читал ночи на пролет при свете коптилки. Больше чем на сутки-двое мне их не давали.
Однако наиболее привлекательной для нас, пристанционных, оказалась свалка металлом, что быстро выросла между разветвлениями железнодорожных путей. Их ответвление шло на нефтебазу. Очевидно, она была удобна: подъехал вагон и достаточно только вышвырнуть груз или опрокинуть площадку, если такая имелась. Металл свозили, казалось, со всего света. Даже с фронта. Однажды мой дружок Юрка Худяков к огромной радости нашел ручную гранату. Мы всегда ходили на свалку с каким-то инструментом и Юрка начал тут же ее разбирать. Взрывом ему оторвало пол руки и выбило один глаз. Это чуть всполошило нас и чуть отогнало от свалки. Но не на долго. Заманчивый интерес превысил все угрозы. Особый интерес представлял лом из авиаремонтных мастерских. Детали, узлы и даже куски самолета ИЛ-4 завораживал нас. При этом на первом месте был интерес к шарикоподшипникам. В самолете ох оказалось обилие и разных размеров. Особо у нас ценились маленькие, чем меньше, тем дороже. И это стало нашей мальчишечьей валютой. При этом быстро распространился взаимный обмен и королем обмена стал шарикоподшипник. Я нашел одного чудака, у которого подшипники менял на спички. Не знаю, откуда его родственники их добывали или воровали. Но спички даже у взрослых шли на уровне хлеба.
Однажды кто-то из мальчишек сделал открытие: выхлопной клапан авиационного двигателя пустотел и заполнен кашеобразной массой тут же названной термитной. Если удалить пробку на торце клапана, то загнутой проволокой можно извлечь термит. А если термит бросить в воду, он издает не большой, но живописный взрыв. Уже нашлись ротозеи, что повредили себе глаза. Как –то рассматривая клапан с выбитой пробкой я обратил внимание, что ее посадочное отверстие точно подходит под диаметр гильзы мелкокалиберного патрона и меня мгновенно осенило создать пистолет со стволом из стержня клапана. Ребята делали примитивные пугачи: трубка, на деревянной рукоятке согнутая под прямой угол с отверстием для поджига пороха или спичечной серы.
У Никулиных после отца остались разнообразные инструменты, доступные и мне. Особую ценность составляли сверлильный станочек, закрепленный на стене и могучие тиски на колоде. На подшипники я наменял ножовочные полотна и взялся за клапан и березовый чурак под рукоятку пистолета. Соседский мальчишка дал мне круглый напильник и у меня получилось идеальное посадочное место для ствола, который закрепил хомутами от самолета. Единственное неудобство: пружина курка была наружи, нечем было разделать внутренность рукоятки. Когда делал первый выстрел на голову одел зимнюю шапку, а сверху положил лист железа. Руку вытянул до предела вверх и бабахнул. Все обошлось, и дальше стрелял без опасения. Я и ожидал такое. Ствол не имел внутренней винтовой нарезки, которая обычно создается в огнестрельном оружии. Однако мое ликование длилось не долго: кто-то заложил меня маме. Мама учинила мне почти фронтовой скандал. Я очень испугался за нее и только тут понял всю преступность своего творения. Я поклялся ей больше не стрелять и высыпал ей в ладонь остатки патронов. Вскоре вспомнил, что взрослый сосед, что живет в третьем доме от нас, просил меня продать ему пистолет. Я тогда отказал, а теперь поплелся к нему. Он сделал контрольный выстрел и предложил за пистолет пять свежих огурцов с грядки. Я почесал затылок и согласился. Мама встретила огурцы с восторгом.
На свалку мы ходили в основном группами. Одному опасно встретить мальчишек из враждующей ватаги. В одно их таких посещений невольно задержал взгляд на почти разобранный остов зерноуборочного комбайна. Тогда они были только прицепные (к трактору) и имели название «Сталинец-6». Он стоял в отдалении, его, очевидно, привезли на грузовике. Меня в нем привлекли два громадных, более полуметра в диаметре зубчатых колеса для передачи вращение через звеньевую цепь. Очевидно, взрослые не смогли их снять. Колеса увлекли мое только еще будущее воображение технаря. Возникла прямая аналогия этих зубчатых колес с ведущими колесами трактора, усиленные почвозацепами. Вместо утраченного пистолета я решил создать самобеглую тележку, где ведущими будут эти колеса, приводимые в движение педалями под ступенями собственных ног. В следующие свои походы я приходил сюда с инструментами и после долгой возни снял колеса и унес их на наш двор.
Воображение быстро уточнило детали устройства. Из стального прутка выгибаю вал с двумя коленами под ступни собственных ног. На концах вала закрепляю два колеса. Между коленами и колесами шарнирно ставлю две рейки-основа будущей рамы. На них площадка для сидения и небольших грузов. На конце рулевая ось с двумя малыми колесами шарнирно на вертикальной оси как в обычной телеге. Управление двумя рукоятками с проволочной тягой. Бруски снял с соседского забора, а прут под вал нашел во дворе. В тисках с помощью кувалды и молотка по заведомой разметке сделал необходимые изгибы. Колеса на валу закрепил подобранными клиньями. Правда все система немного вихляла и била, но иного способа крепления у меня не было. Тележка на зависть мальчишкам получилась эффектной, но имела обыкновение при малейшем повороте рыхлить почву. О дифференциале я тогда еще не имел представление….Во дворе я почву берег, а на улице вокруг всю перерыхлил.
Школа мне опостылела до предела. В четвертом классе завхоз, здоровенный и хромоногий мужик схватил меня дохляка в охапку и приволок к директору школы с обвинением, что я выбил филенку у входной двери школы. Я стоял зажатый и согнутый, видно с испугом глядел в интеллигентное лицо директора, очень авторитетного для нас человека. Он поглядел на меня и сказал завхозу- «Отпусти. Этот выбивать не будет». Завхоз в ненависти вышвырнул меня за порог. О дружбе с одноклассниками я и не помышлял. Как -то меня пересадили на другую парту и моей соседкой оказалась очень милая девчоночка. В душе я возликовал, но когда в самом начале поймал ее брезгливый взгляд, тут же возвратил себя на свое место в иерархии ученической компании. О своей физической непривлекательности оборванца я понял давно и терпел, не обижаясь на других.
В школе встречались очень хорошие учителя. В пятом классе примерно около трех месяцев вел математику немолодой учитель из эвакуированных. Удивительно, но его подвижность, речь с не навязчивым юмором, и доступность (наша!) к любым математическим сложностям сразу же завоевали наше уважение к нему, а весь класс стал математиком. И мой интерес к математике на все времена от него, но это длилось только три месяца. Великолепной была учительница по литературе. То же из «наших»…. И мы вместе с ней переживали полученную «похоронку». О других и сказать нечего, если только, что навсегда отучили от химии. Именно из-за единственной тройки по химии я в институте на защите дипломного проекта не получил «красный» диплом Другие предметы кроме математики и физики я вообще не замечал.
И. конечно, школу я разменял на борьбу с маминой болезнью. Единственным лекарством у меня были горчичники, которые делал сам. Намешивал горчичную муку до кашеобразного состояния и наносил на бумагу. На это шли газеты, тетради и книги. Ничего не жалел, мама была дороже всего. Думал ли я о школе, ее предметах, успехах в их одолении? Нет! Наша взаимная неприязнь была нормой жизни, а в ней я рассчитывал только на свои руки. Как руки сына кузнеца, а пока начинающего слесаря-механика.
Некому, ну некому было привить уважение, интерес, не говоря о любви к знаниям….
Однако время идет, и я неотвратимо приближался к 14-летнему возрасту, когда можно отказаться от шестого класса и пойти работать. Важно выбрать производство, а еще важнее, что бы тебя восприняли там, в серьез и дали заветную работу. Очевидно, мой пролетарский вид вызывал доверие, и я не знал здесь отказов….
Случай в нашей жизни, особо в возрасте, когда еще не утруждаем себя размышлениями, значит многое. Иногда – все.
В горкоме комсомола на приеме в его ряды я дал слово, что пойду учиться в вечернюю школу рабочей молодежи (ШРМ). Тогда они были в изобилии и крайне необходимы. Массы повзрослевших людей взялись исправлять загубленные войной школы. Меня предупредили, что бы я в свои 17 лет не гнушался учиться в шестом классе. Приученный еще с раннего детства отцом держать слово я пошел в ненавистный шестой класс. Я уже работал помощником машиниста и меня собирались перевести в машинисты, а тут нуднятина только шестого класса. Однажды вернувшись с работы неспешно
перекусил, и у меня образовалось времени около полу часа до выхода в школу. Прилег с учебником ботаники, глянул в запись, домашнее задание - горох и его цветок. С обычной ленью стал разглядывать и увлекся. Цветок гороха имел увлекательное для технаря устройство. Венчик его состоит из 5 лепестков. Самый большой называется парусом или флагом. Два боковых – веслами или крыльями. Два нижних срослись и образуют лодочку, а лодочка заключена между веслами. С редким упоением я во всем разобрался, удивился и отправился в школу. На уроке меня первым вызвали к доске отвечать домашнее задание. Я легко все рассказал, и даже с каким то вдохновением, изобразив сверх нормы на доске схему цветка. Учительница спокойно сказала – «Садись, Отлично». А у меня словно что-то перевернулось в сознании. Как это не просто разобраться в самом себе! Не знаю и не берусь искать, откуда ко мне приплыл интерес к учебе. В ночные дежурства у дизелей я сидел обложенный книгами-тетрадями, и только в пол уха слушал дыхание техники. Поэтическая шутка природы – цветок гороха на всю жизнь втянул меня в пристрастие непрерывного познания. В час, когда пишу эти строки, пришла очередная «Литературная газета» № 44, а в ней беседа с выдающемся педагогом Москвы и России, директором Центра образования № 109 Евгением Ямбургом.. Он утверждает: «Главная компетенция учителя – учится самому». Не знаю, откуда это пришло к Е.Ямбургу, мне подарил цветок гороха.
Второе полугодие шестого класса учился вполне успешно. Седьмой класс тогда имел вес как «Неполное среднее образование». Это удостоверялось документом и давало право на поступление в техникумы или учебные курсы. И я старался завершить его как можно успешнее. С восьмым классом произошел срыв, меня призвали на военную службу, не дав его закончить. Служба на Тихоокеанском флоте отличалась глубоким обучением военной профессии. По опыту работы до службы меня определили в учебную группу мотористов флота. Для меня это оказалось большой удачей, я с радостью пополнял свои скудные знания о ДВС (двигатели внутреннего сгорания).
После пары лет службы я подбил тройку друзей просить у командования разрешение на учебу в ШРМ, Служили мы хорошо, нам доверяли и разрешили. Школа находилась на окраине Владивостока примерно в 10 километрах от нашей базы. Возвращение после занятий только пешком, но это не могло нас сдержать. И даже то, что дорога шла по склону, а на вершине его базировалось подразделение стройотряда. У него был авторитет хулиганско-бандитской команды. И по одному на дороге нельзя было появляться. Мы даже пол группой не ходили в школу. Друзей в девятые классы приняли сразу, а мне в восьмой отказали, он оказался переполненным. Директор сказал – «Иди и сам посмотри». Класс оказался переполненным и наполовину матросским. Ко мне подошел староста-матрос и я с ним поделился директорским отказом. Из кровной матроской солидарности он предложил остаться, он внесет меня во все списки кроме физики. Ее ведет сам директор, а дальше как сумею сам. И я остался, а на первом уроке физики директор только сверкнул очами, очевидно опасаясь выгонять матроса из матроской среды. Физику я превратил в божество. Я ей «молился» круглые сутки и везде: в море, в строю, за столом на камбузе. Перенес весь курс физики на карточки размером в нагрудный карман форменки и не расставался с ними. Учебник я знал и помнил до последней точки. Особое внимание уделял решению задач. Я их знал и помнил…. В один из дней на уроке физики никто в классе не справился с домашним заданием. Директор по моим горящим глазам спросил – «А ты?» Я кивнул головой и пошел к доске. Директор тут же сказал старосте занести меня в список.
Однако осень время завершения очередной флотской кампании с обилием выходов в море. Да еще наш дивизион был перволинейным, имел самые «свежие» корабли и нас гоняли нещадно. Оказалось, совместить службу в плавсоставе с учебой на берегу невозможно. Пришлось отказаться.
Когда дивизион перевели на базирование в бухту Разбойник, это милях в 50 от Владивостока, мы обнаружили, что в соседнем поселочке Дунай есть ШРМ, Командование дало нам вездеход «Студебеккер» и мы поехали поступать. На грузовой машине вокруг бухты это примерно километров 15 и нужно одолеть несколько оврагов с водой. Трехмостовый вездеход их одолевал, но нам в нашей форме их не пересечь. Тогда нам предложили другой транспортный вариант: дежурный по причалам на шлюпке перевозит нас через пролив (это около 500 метров). Дальше около 3-4 километров пешком. Ночью дежурный возвращает нас на свой причал. Когда однажды дежурный прикорнул, а мы больше часа вопили на противоположном берегу, то по его приходу чуть не утопили…. Так за пять лет и не осилил восьмой класс. После демобилизации в декабре я махнул на восьмой класс, а пошел сразу в девятый и со второго полугодия. Такое вот изувеченное среднее образование. «Аттестат зрелости» я получил в возрасте 27 лет и был старше своих однокурсников в вузе на 9-10 лет.
Два окна моей нынешней квартиры выходят на школу, что расположена рядом за дорогой. И каждое утро наблюдаю заботу школы и родителей о своих питомцах. Их бесконечный транспортный поток с доставкой детей к школе и выдержка водителей, когда они переходят дорогу. Особо волнует, когда в школьных автобусах сегодня не достает детей. Возможно, опять простуда ломает учебный процесс. И, конечно, любуюсь укутанностью ребят с сохранением юношеского изящества. Обеспечение учебниками и другими учебными пособиями стало нормой, а обсуждение школьного питания вышло на всероссийский уровень. Приветливость школы, учителей и администрации стало обязательным. Меня особо трогает праздник «День знаний» 1 сентября, что разворачивается на специально подготовленном школьном плацу не далече у меня за окном. Правда я при этом стою в толпе и прячу свои взволнованные очи деда и прадеда.
Как раскрыть современным детям, какое счастье выпало им на их школьные годы. И как показать им какие беды выпали в школьные годы на их дедов и прадедов в годы войны и после войны. Меня колет память своей жалкой учебой. Горькая память бродит за мной с настойчивостью тени.
© Copyright:
Иосиф Брумин, 2020
Свидетельство о публикации №220020901284