Кошачий лаз

Ашот Левонян
- Ну, всё, приехали, - подумал я, - положение безвыходное: ни вперёд не пройти, ни назад…
В апреле 1982 года при Армянском Географическом обществе была создана группа спелеологов для исследования карстовых пещер в Ехегнадзорском районе. Годом раньше во время строительства дороги в деревню Мозров после взрывных работ открылся вход в пещеру, которую так и назвали – «Мозров».
Группу из пяти ереванских альпинистов возглавил инструктор по альпинизму Эдуард Саркисян, к тому времени накопивший большой опыт по исследованию пещер Армении.
Было решено арендовать дом в селе Арпи, и оттуда посещать все окрестные пещеры, составив их карты и оборудовав их для посещения туристами. К сожалению, пещеры до сих пор не оборудованы для этого.
И вот мы обследуем пещеру «Медвежью» - одну из самых длинных обнаруженных карстовых пещер Армении. Её глубина – 2800 метров.
Она так называется, потому что в конце пещеры был обнаружен скелет медведя. Видимо, он не смог выбраться оттуда, не найдя выход.
Проходя трёхметровый узкий проход, который спелеологи называют «кошачий лаз», я чуть было не оказался в положении того самого медведя. Лаз был настолько узким, что при его прохождении надо было вытянуть руки вперёд, и в таком положении как змея проползти через него.
Прикреплённый на моём поясе аккумулятор от налобного шахтёрского фонарика зацепился за маленький выступ в скале, и я застрял в этом проходе. Двое ребят были впереди, один – сзади, но они ничем не могли помочь мне. Впрочем, в этой ситуации никто не смог бы помочь мне: не взрывать же всю скалу вместе со мной. Весьма неприятная ситуация, когда весь мир буквально сужается до узкого каменного прохода, сжимающего тебя со всех сторон.
Лихорадочно пытаюсь в буквальном смысле найти выход из этого лаза. «Прежде всего, надо успокоиться», - даю себе установку, и пару минут перестаю дёргаться. Просто лежу и ни о чём не думаю. Ребята поняли моё состояние, тоже замолчали и перестали давать советы.
Тут пришло понимание, что если аккумулятор зацепился за что-то, то надо немного отползти. Извиваясь как угорь, чуть отполз назад, и только потом начал двигаться вперёд. Ребята, затаив дыхание, молча следили за моими змеиными движениями.
На обратном пути я прополз лаз на одном дыхании – сказалась сноровка. Потом много раз проделывал это с лёгкостью, танцуя «танец живота» в этом узком «кошачьем лазу».

В пещере "Мозров". Фото автора.