Первая поездка в лавыни

Галина Саржина
На фотографиях мне года три, значит это лето 1958 года. Сама я ничего не помню, знаю только по рассказам мамы, что тогда в Лавынях жила моя прабабушка Ганя, ее дочь Мария Алексеевна с дочерьми Светой и Галей. Вторая ее дочка - моя бабушка Вера Алексеевна Молоткова еще до войны переехала в Ленинград, вышла там замуж за Саржина Степана Моисеевича и родила двоих детей - моего папу Андрея и дочку Нину.
Кто меня фотографировал, не знаю, возможно дядя Сергей, он много чего умел делать. На фотографии видно, что я была упитанным ребенком, одевалась по тогдашней моде. Папа был еще здоров. Он ходил на охоту и рыбалку с другом дядей Сергеем из соседнего дома. На полу рядом с котом лежит резиновая утка, ее использовали охотники для привлечения диких сородичей. Видно, дали мне поиграть. Кот спит и меня не боится, я всегда дружила с живностью. Видна лавка у печки, которая там стояла всегда, пока мы ездили в деревню. Пол дощатый, не окрашенный. Его драили голиком (старый ободранный веник без листьев) с речным песком до бела. На полу - кусочек тканого половика, что видно по бахроме сбоку. На лавке лежит какое-то приспособление с торчащими вверх прутьями или гвоздями, возможно, для изготовления половиков, а может для сушки грибов. Печка побелена, висят занавески справа - там и позже висела сушилка для посуды.
Под окнами дома видны цветущие ноготки. На заднем плане виднеется кусочек забора. Позже, когда мы приезжали, заборов вокруг дома не было.
Мама рассказывала, что я была любознательная и чуть было не утонула в бочке с каким-то дерьмом. Полезла посмотреть, что там, и свалилась вниз головой. Увидели, вытянули за ноги.
В другой раз на меня упали ворота, столбы были из толстых бревен, чудом не придавило - я попала между ними и осталась невредимой.
   Бабушка Ганя умерла где-то в эти годы, потом тетя Маня с дочерьми перебрались в город и жили в Невской Дубровке. Дом до 70-х годов стоял пустой, наверно, лет десять. Все растащили, заборы разобрали на дрова, в доме держали овец. Когда мы приехали в первый раз, то дом разрушался - крыша поехала набок, в сарае прогнила крыша и обвалились стены, печка потрескалась, в плите вывалились кирпичи, пол был загажен.
Немало пришлось потрудиться. Но всем было весело, устроились и стали жить-поживать, в лес ходить, грибы-ягоды собирать.
Объясняю внуку, что на этих фотографиях я меньше его и вот какая уже выросла. Спросила его, почему так происходит, что мы растем. Он мне сразу ответил: "Потому что есть Дни Рождения!"
Да... значит не стоит мне больше их праздновать, отменю и все