О сбережении души

Михаил Мороз
                О сбережении души
                Летучая заметка
Сегодня, перебирая свои старые тетради с планами-конспектами на уроки литературы, наткнулся на эпиграф. Это строчки замечательного русского советского поэта Александра Яшина: «Берегите душу, раздвигайте её границы, расширяйте её полезную площадь, чтобы приблизиться к  будущему».

О сбережении души и расширении её площади я вдохновенно и искренне говорил ученикам словами поэта сорок с лишним лет назад. Помню, что старшеклассники внимали словам поэта, да и моим тоже искренне и простодушно.  Я каким-то седьмым чувством улавливал их возрастающий спрос, эту потребность говорить о том, что предложил поэт, и беседа лилась сама собой, естественно, без всяких

предварительно записанных пунктов плана,  ничуть не изменив их сути. Юноши и девушки уже сами говорили о том, что у каждого есть душа, а у души должны быть "и зрение, и слух, и память, и свой сказочный богатый мир». Они говорили словами поэта о том, что душа, если расширить ей границы,   уже «целая держава, в которой царит воображение да желание добра и правды».

Я помню этот урок. Помню восторженные, заинтересованные в беседе лица. Забылись фамилии, имена, а голоса, детские, чистые, пламенные, мне не забыть никогда.
Конечно, я могу вспомнить и несколько неудач, и вялое восприятие детьми, если им суёшь какой-нибудь пропагандистский официоз, моих слов. Было и такое. Но это та  редкость, которая не заслонит тогдашней детской потребности жить совестливой и правдивой жизнью. 

И вот теперь, когда мне на старости лет пришлось увидеть показанный, повторенный многократно по ТВ-шоу сюжет с избиением учительницы учеником на уроке, я впал в такое уныние, что степень усталости духа не могу определить до сегодняшнего дня. Развеять эту усталость не смогли и всякие эксперты на «треп-шоу»,  и сама учительница, приглашенная на шоу, чтобы раскрыть правду НА САМОМ ДЕЛЕ.
Она, учительница, жертва не только  ученика и его папы, не только своих собственных непозволительных амбиций, ужасно далеких от педагогического профессионализма, но и той СИСТЕМЫ образования, которую ПРОСВЕЩЕНИЕМ назвать сложно. Её по факту превратили в ряд УСЛУГ. Нынешние учителя – ГУВЕРНЕРЫ, ЛАКЕИ за государственный счет у различного уровня современных господ.

А лакеи, гувернеры у господ не могут быть УЧИТЕЛЕМИ по определению.
В эти минуты, когда пишу эти строки, где-нибудь на наших просторах родилась очередная святая детская душа. Это чудо. И о ребенке, как о чуде, и нынче говорят без устали. Хочется, чтобы эти слова были не пустыми.

Хочется, чтобы прислушались к словам большого поэта А.Яшина:
Пусть как хотят о чуде судят –
Мне надо верить, чтобы жить:
Что их и в детстве не застудят,
И взрослых не дадут сгубить,
Что души их не искалечат,
Любовь к добру не заглушат,
Не иссушат живой их речи
И права думать не лишат.