Речи тамады на свадьбе Или Нарочно не придумаешь

Михаил Ханджей
Маленькое предисловие:

Свадебное торжество в хуторах, станицах, сёлах, деревнях и других сельских поселениях земли донской и края кубанского, как правило, не обходится без свадебных обрядов.

В первый день свадьбы, с небольшой разницей, они сводятся к следующему: осыпанию молодых и гостей хмелем, конфетами и монетками, ритуального выкупа невесты стороной жениха, свадебных даров, раздачи гостям каравая и шишек, началом застолья с тостами пожелания невесте и жениху, свадебными песнями, частушками, плясовыми, и отсылом молодожёнов на брачное ложе с целью удостоверения в девственности невесты или отсутствия оной.

...Довелось мне много раз побывать на свадьбах разных.

И их роднит одно – тамада, то есть человек, задающий тон всей свадьбе. Тамадой быть и трудно, и легко одновременно.

Его авторитет зависит от умения «зарядить» на веселье всех присутствующих.

И на одной из этих хуторских свадеб мне посчастливилось быть.
 
Вспоминая ту свадьбу, хохочу и сегодня - до коликов в животе, и слёз.

Тамада тот был душой свадьбы.

Как из рога изобилия лились каламбуры его, глаза сверкали, как искры в поддувале разгорающихся поленьев в печи, всё его тело ходило ходуном, а в плясе -особенно!

Когда он запевал песню, подхватывали все, а его голос звоном серебряных колокольцев вдохновлял поющих.

Оказывается, он никогда не готовил речей для свадеб или любого застолья.

...Всё выдавал экспромтом. Так уж сложилось в его жизни, что образованием он был обделён, и в своих экспромтах частенько выдавал такие «перлы», граничащие с глупостью и пошлостью, от которой у молодожёнов, как говорится, «мороз по коже и чувствам пробегал»...


...В теперь уже далёкие шестидесятые годы на свадьбу в хутор Козинка - «Пушкин» был приглашен в качестве тамады.

Я на той свадьбе хохотал как никогда в жизни, видя всю нелепость в тостах «Пушкина» и реакции на них всех присутствующих на свадьбе. Попробую хоть как-то описать свадьбу ту весёлую.


 Пока не привезли жениха с невестой из райцентра, приглашённые на свадьбу хуторяне и приехавшие горожане меж собой знакомились, балагурили  то да сё.
С подачи «Пушкина» отец невесты на радостях предложил честнОй компании по стопарику, по второму, по третьему.  А когда прибыли новобрачные и сели во главу стола, тамада «Пушкин», пожирая глазами невесту, начал:

- Дорогие Саша и Маша, все присутствующие от всей души поздравляют вас с вступлением в законный брак. У вас сегодня особенный день. Вы отправляетесь в плавание семейным экипажем в океан жизни. Чем это авантюрное дело закончится,  никто не знает. Выпьем же за долгое благополучное плавание вашего парохода по бурному океану жизни, и за преодоление им всех житейских штормов и бурь!

Счастливого вам плавания! Горько!..

 Все поддержали тост тамады, поцелуй жениха с невестою и «тяпнули» горькую.
 
Мой мозг армейского радиста ловил происходящее, как морзянку в эфире, сигнал чётко.
 
У молодых в поцелуе я заметил явный брак. Так не целуются, если любят. А тут не поцелуй, а просто «чмок в щёчку». Подозрительно...

...Тамада «Пушкин»:

 - Молодые, примите в торжественный день по хмельной заздравной чаше, и пожелания счастья вам. Пусть в вашем плаванье просияет  Гименей, видя ваши влюблённые лица в поцелуе. Поднять всем бокалы и выпить за счастье молодых! Ура!

 - Гирко! Гирко! Гирко! – заревели гости. – Маша, а ну покажи, як надо цилуваться!

Невеста, сняв очки, схватила не-то за голову, не-то за уши - жениха, и пьявкой впилась в его губы долгим-долгим поцелуем, как говорится, «в засос».

- О! Оце по-нашему! – Одобрительно загалдели приглашённые гости, и толпа зевак за калиткой двора, которую тут-же наградили четвертью самогонки. Под шум волны, тамада уже «рулил» дальше:

- Хочу пожелать вам, Саша с Машей, соблюдать одну из десяти библейских  заповедей: «Почитай отца и мать, как себя самого». Не забывайте о своих родителях, где бы вы не были, чтобы с вами ни случилось! Для них вы по-прежнему останетесь детьми. Предлагаю выпить за родителей молодых!

Кто де откажется выпить надурняк?! Выпили. А «Пушкин» тут же:

 - Живите и любитесь, растите здоровых детей. Выпьем за это.

Кто ж откажется?! Выпили.

А тамада дальше гнёт своё: - Живите как голубок с голубкой! Выпьем за это!

Конечно выпили! А «Пушкин» вновь:

 - Саша, ты теперь МУЖ. А знаешь что это такое? – МУЖ – это Мгновенно Уценённый Жених! Теперь ты знай, что в любви женщины ведут себя, как опытные кулинары: на первое подают холодные закуски, возбуждающие аппетит, на второе – горячие насыщающие блюда, а десерт оставляют напоследок.

 А ты, Машенька-красавица, помни, что мужчина уполобляется малому ребёнку: он отчаянно рвётся к «сладкому» до «обеда». Так давайте же выпьем за взаимопонимание!

Выпили. Но не все. Кое-кому уже не лезло, а кое-кто уже икал. А «Пушкин» вновь:

 - Бабы и Мужики,  а вы знаете заповеди свадебного застолья? Первая из ни гласит:

 «Трезвый на свадьбе это - шпион, быть на свадьбе, да не быть пьяным - грешно. Вторая: испей маленько, а выпей всё. Третья: кто хорошо напируется, тот хорошо и вспомнится. Поднимем же бокалы за эти благословенные заповеди, проверенные временем, и поклянёмся никогда  их не нарушать, во имя счастья молодожёнов! Выпьем!

Никто не хотел быть шпионом на свадьбе. Выпили даже те, кому уже не лезло. Эти тосты довели до иступлённой подвижности. Начались пляски. Плясала даже столетняя прабабка невесты Марфа Ильинична. При хождении она  поддеживала своё тело двумя палками, а во время её пляски  никто не решался с нею  плясать рядом так как она, держась за одну палку, размахивала другой и кричала «Асса!». Вроде, как исполняла «танец с саблями». Когда все употели от плясок, тамада подал команду «За стол!». Он налил себе в рюмку самогонки и попросив внимания, повёл речь:

- Товарищи, в известной народнрй песне атаман Стенька Разя сбросил за борт прекрасную персиянку только за то, что она, по словам друзей, оказывала кое-кому внимание глазами. Желаю нашей невесте быть настолько мудрой, чтобы не дать себя «сбросить с парахода жизни» и во избежание ревности никогда не показывать открыто, какое внимание кому и когда оказывала и как. Невестушка дорогая, выпей с мужем, а мы вас все поддержим.

- Гирко! Гирко! Гирко! - Ревели, как шальная буря, ещё не совсем пьяные гости. А тамода подливал масла в огонь:

- Люди! Когда человек пьян, он весел, раскован и абсолютно счастлив. Давайте пожелаем нашему жениху всегда быть пьяным. Горько! Выпьем!

Все хохотали, что-то кричали, обнимались, целовались. А дядька Гришка, хуторской бабник, решил скрыться от своей жены, тётки Нюрки, и залез невесте под свадебное платье. Но тётка Нюрка, зная похождения своего спутника по жизни, быстро вычислила  и кинулась вытягивать его из подполья, поливая речью с упомианием и матушки и батюшки. А невеста хохотала, так как была уже, мягко говоря, «под мухой», и ей всё это было забавно. Как и то, что говорил тамада «Пушкин» по просьбе гуляющих гостей. А он новорил:

- Один человек постоянно то женился, то разводился со своей женой. Когда друзья спрашивали его, зачм он это делает, он объяснял своё поведение так: «Я поклялся своей жене, что буду любить её всегда. Но это оказалось гораздо сложнее, нежели я предполагал. И тогда я придумал следующий способ: чтобы заставить себя снова влюбиться в собственную жену, я должен был потерять её и снова обрести. И теперь мы каждый год разводимся и говорим друг другу: «Прощай!». Но через год мы встречаемся снова и опять женимся. И всё происходит, как в первый раз!»

Так выпьем же за то, чтобы ни одна из присутствующих здесь пар не допустила, чтобы целый год ваше счастье где-то пропадало без вас. Разведясь, женитесь сразу же!

Конечно выпили и мужики и бабы. И стали просить: «Пушкын» ще кажи! У тэбэ так гарно получаеця!

И «Пушкин» старается: - Я скажу, а наши молодые пусть намотают себе не ус, что одна очень мудрая поговорка гласит, что в первый год супружеской жизни говорит муж, а жена его слушает и молчит. Во второй год супружеской жизни жена говорит, а муж слушает и молчит. А на третий год супружеской жизни оба говорят, а слушают соседи.

 Так выпьем же за понимание этой мудрости, и помнить, что  Женщина создана делать мужчину счастливым. Где бы этот несчастный ни прятался!

Выпили под хохот! Особенно буйствовал хохот женщин. Казалось, что цивильная свадьба превращается в гульбище наших предков языческих времён.

Уже за полночь тамада заговорил стихами:

Дорогие молодожёны!

У нас ещё с далёких лет известен

Прекрасный способ возраст сохранить:

Мы не стареем в те часы и дни,

Которые прошли с гостями вместе!

Я хочу поднять бокал за то, чтобы вы всегда были щедры и двери вашего дома всегда были бы гостеприимно распахнуты для любящих вас людей. Горько!

После смачных поцелуев жениха с невестой, тамада сказал, как приказал:

- А теперь молодые голубки, в спаленку идите, да любовь свою докажите. А по утру с калиной по хутору пойдём...

P.S.  O втором дне свадьбы в следующем рассказе http://www.proza.ru/2020/02/11/1982.