Шатл-Буран- братья-близнецы

Эдуард Кукуй
Шатл-Буран-
братья-близнецы,
но разные концы...

ИЗ ИНТЕРНЕТА
..................
Архив
«Буран» не нашел покупателей в США
28 мая 2002  |  17:05
 Комсомольская правда 
Неожиданным провалом завершился в США аукцион по продаже российского шаттла «Буран». Оцененный лос-анджелесской фирмой «Ферст файнэншл искчендж» в $6 миллионов космический корабль так и не нашел покупателей.

Несколько серьезных предложений поступило организаторам продажи через Интернет чуть ранее, но тогда непосредственный владелец корабля НПО «Молния» их предложения отклонил.

Предлагаемый на продажу «Буран» успешно совершил единственный полет 15 ноября 1988 года. Но далее участь корабля была незавидной. Простояв в ангаре более десяти лет, в начале 2000 года он был доставлен в Сидней, где использовался в качестве аттракциона в парке развлечений. Возможно, именно дополнительные затраты на транспортировку «Бурана» из Австралии стали дополнительными препятствиями на пути покупателей.
........................................

Конец «Бурана»: как погиб великий проект СССР
12 мая 2002 года на Байконуре был уничтожен советский космический корабль многоразового использования «Буран».

В мае 2002 года казахстанская фирма-субподрядчик приступила к ремонту крыши МИК на 112-й площадке Байконура. Для его проведения завозили рубероид. 12 мая восемь рабочих фирмы разместили на крыше 10 тонн ремонтного материала, сложив рулоны друг на друга.
В 9:40 по местному времени произошло обрушение крыши. Начавшись в районе одной из стропильных ферм, оно приняло неконтролируемый характер. Кровля обрушилась на площади 28 800 квадратных метров. Вслед за этим произошло обрушение стенных блоков.
Прибывшие к месту ЧП спасатели бросились искать под завалами людей, но очень быстро стало ясно — при таком масштабе катастрофы выжить вряд ли кому-то удалось. В ходе поисковых работ были найдены восемь погибших рабочих.
Боссы российской космонавтики первоначально заявляли — у «Бурана» прочный корпус, и после того, как будут разобраны завалы, его просто переместят для дальнейшего хранения в другое место.
Но те, кто побывал на месте ЧП, знали, что «Бурана» больше нет. Чудо советской конструкторской мысли превратилось в груду искореженного металла.
..................................

ИЗ ИНТЕРНЕТА
............

Прекрасный Шаттл, загадочный Буран


Они были похожи как две капли воды. Оба этих корабля были настоящими чудесами инженерной мысли, оба имели фантастические возможности, оба были в космосе - и, как это часто бывает, у одного судьба сложилась успешно, а у другого - нет. Но почему так получилось?
В 1971 году компания North American Rockwell по поручению НАСА начала разрабатывать программу строительства космических челноков - многоразовых космических кораблей большой грузоподъемности с возможностью не только вывода на орбиту спутников, но и возвращения их на Землю. После проведения всевозможных экспериментов и изысканий стало ясно, что для революционных задач нужны и революционные технологии, и тогда инженеры предложили следующее решение: космический корабль было решено сделать как самолет, взлетающий вертикально. После выполнения задач корабль должен был войти в атмосферу на гиперзвуковой скорости, замедлиться за счет сопротивления воздуха, и после этого совершить посадку как самый обычный самолет.
С гиперзвуковым полетом было более-менее решаемо: на тот момент уже существовали экспериментальные гиперзвуковые самолеты, и у некоторых американских летчиков (включая и космонавта Армстронга, первым ступившего на поверхность Луны) был опыт гиперзвуковых полётов.
С посадкой всё было ещё проще.
Загвоздка была только в способе старта: вес корабля без полезной нагрузки получался равным примерно 82 тоннам, а с полезной нагрузкой в 24 тонны и топливом стартовая масса достигала внушительнейших 2030 тонн.
Поэтому было решено отказаться от использования каких-либо ракет-носителей (чтобы не поднимать, помимо корабля, ещё и массу ракеты), а основные двигатели поставить прямо на сам корабль. Схема получилась такой: корабль крепился к огромному топливному баку, из которого питались три его мощнейших двигателя - двигатели, кстати, работали на экологичных кислороде и водороде.
Кроме того, к баку крепились два твердотопливных стартовых ускорителя, на которых были использованы самые мощные в истории космонавтики ракетные двигатели.



"Шаттл" стартует

Старт происходил так: сначала запускались ускорители, вслед за ними включались маршевые двигатели на самом корабле, и происходил старт. После выработки топлива ускорители отделялись от корабля, спускались на парашютах и были готовы к следующему использованию.
После выхода "Шаттла" на орбиту он сбрасывал топливный бак, который сгорал потом в атмосфере - и собственно, на этом всё: система получилась практически полностью многоразовой, ведь повторному использованию не подлежал один только сравнительно недорогой огромный топливный бак. Всё остальное же - ускорители, двигатели и сам корабль - могли летать на орбиту снова и снова. Серьёзнейшая экономия!



"Энергия-Буран" на стартовом столе

В СССР не могли пройти мимо такой интересной программы: в 1984 году стартовала аналогичная советская программа "Энергия-Буран" - ну, внешне аналогичная, а на самом-то деле за внешней схожестью скрывалась совершенно другие решения: советские конструкторы пошли привычным путём и решили выводить свой космический челнок привычным способом - на ракете-носителе. На бумаге всё выглядело очень красиво... А по факту вышло так: при схожей полезной нагрузке "Шаттла" и "Бурана" стартовый вес систем различался на почти что 400 тонн. Это примерно 9 полностью загруженных фур - представляете разницу? И это при том, что вывод на орбиту каждого лишнего килограмма стоит десятки тысяч долларов. Общий же стартовый вес системы был равен 2400 тоннам - или 2 400 000 килограммам, стоимость вывода в космос каждого из которых - астрономическая.
Кроме того, ракета Энергия, которая должна была выносить на орбиту "Буран", была одноразовой - и это значит, что фантастически дорогие двигатели (и не 5, как у американцев, а 8), рассчитанные на 10 полетов каждый, отрабатывали только 10% своего ресурса, после чего ракету приходилось строить заново. В общем, космическая система "Энергия-Буран" получилась не просто дорогой - она стоила каких-то невероятных, баснословных денег!



Посадка "Шаттла"

Получилось, что если у американцев вышла бешено дорогая, но при этом экономически оправданная система, которая отрабатывала каждый вложенный в неё доллар на сто процентов - то у нас получилось нечто сверхмощное и при этом абсолютно невозможное по экономическим причинам.
Я хотел бы привести такое сравнение: "Шаттл" можно сравнить с чемпионом мира по бегу, на которого работает целая команда, и все победы этого чемпиона стоят очень и очень дорого - но в профессиональном спорте, увы, успехи без вложений невозможны: при этом эти вложения могут вернуться и принести прибыль.
А вот "Буран" я бы сравнил с таким же чемпионом мира, но настолько ленивым, что дистанцию он бежит не сам, а проезжает на спине другого, такого же дорогого чемпиона. После каждого финиша чемпиона-извозчика пускают в расход, и команда вынуждена готовить с нуля следующего чемпиона-извозчика. Представили? Это уже не серьёзные вложения в дело, а нечто другое. Сравнимое с покупкой новых ботинок после каждого выхода из дома, а также с масштабной свадьбой перед каждой ночью с женой.
Вот именно поэтому-то американские "Шаттлы" летали в космос долгие годы, а советский "Буран" после первого же полёта встал на вечную стоянку: между отказом от безумно дорогого проекта и разорением страны Горбачев выбрал первое.
Впрочем, СССР это всё равно не спасло, так как подобных "Энергии-Бурану" никак экономически не оправданных проектов в 80-е годы в стране было очень, очень много.