Мой Высоцкий

Зюлёв Леонтий Михайлович
Олегу Бубноффу на: http://www.proza.ru/2020/02/07/808

   Тоже вклинюсь, раз тут конференция. Конечно, приношу извинения авторам и текста, и рецензии.
    В детстве я восторгался ВСВ! Собрал огромную коллекцию его записей на лентах, кассетах, пластинках и, позднее, на видео и всех доступных тогда изданий. Почему - то не попытался овладеть гитарой и подражать ему, хотя частенько и пел его песни, и читал стихи со сцены.
    Прошли десятилетия, юношеский пыл как-то приугас, хотя несколько песен есть в коллекции музыки в ВК, и я иногда их слушаю под настроение. Осознание того, что он был за человек, пришло только сейчас. Главное в его популярности, то что он бард. Их тогда практически не было, и он попал в струю, которая и вынесла его на всенародное признание. Его просто не с кем сравнить по той поре.
А как о человеке мы тогда ничего не знали о нём. То ли воевал, то ли сидел, то ли актёр, то ли спортсмен, то ли тайный агент КГБ. Всякие сплетни ходили по стране, достоверной информации не было. Это тоже сыграло ему на руку. Неизвестное всегда манит.
     Сейчас же можно беспристрастно оценить и его, как человека, и его творчество в разных аспектах, и оценки эти окажутся, скорее, негативными.
Артист - Высоцкий неубедителен в большинстве своих ролей, поэтому, наверно, кроме "Места встречи", его фильмы показывают редко по ТВ. В театре он "тянул на себя одеяло" и играл самого себя. Настолько, что Любимов ему однажды на реплику
- Гул затих, Я!!! Вышел на подмостки! - сказал:
- Как вышел, так и зайди.
     То есть, своё Я он нёс так высоко, что это бросалось в глаза и раздражало коллег.
     Ну и, как человек, он был - обыкновенное дерьмо, что присуще нашим звёздам и  людям творческим. Гордыня, заносчивость, тщеславие. Сначала алкоголик, а потом наркоман, подставивший огромное число людей под статьи из-за своей пагубной страсти. Имевший всё: (тут невольный вопрос, а почему?) жену иностранку, свободный выезд за рубеж, машину круче, чем у генсека, деньги, популярность роли в театре и кино, даже наркотики сходили с рук. Но желал большего и везде кричал, что зажимают.
     Да кто его зажимал-то и в чём? С каким бы алкашом и нарком столько возились? Мог сорвать спектакль, не прийти на репетицию, напиться, когда захотелось, бросить всё и уехать по своей прихоти. Обиделся, когда Любимов ввёл на роль Гамлета, Золотухина, устав терпеть выходки Высоцкого.
    Боролся с режимом? Где, когда? Не диссидент, не привлекался, не изгнан из страны. Почему? А дальше садового кольца этого никто не знал и страна мусолила слухи, создававшие ореол мученика и борца. Борца с чем и за что?
    Поэзия. К ней настороженно относились и ветераны войны, и сидельцы зон, и спортсмены, и моряки, и альпинисты, потому что вся она поэзия человека-около. Он играл опять же самого себя в своих стихах-песнях, не пройдя по-настоящему ни войну, ни зону, ни профессии, о которых написал. На съёмках "Арапа" консультант по фехтованию, олимпийский чемпион, показал ему трюк. Который Высоцкий попытался выполнить. Мол чего там такого? Да не смог и сконфузившись ретировался. И так во всех начинаниях.
      Однако, ему повезло, и он попал в ту нишу, которая пустовала. Сейчас она забита сверх всякой меры, и, поэтому, нет ни одного барда, сравнимого по популярности с Высоцким. Но, но его популярность была в той эпохе. Нынешняя молодёжь его практически не знает, и популярность его подогревается нашим поколением и держится сейчас на том, что на его имени ещё можно делать деньги.
    Напоследок хочется заметить о Высоцком - писателе. Тут он практически не создал ничего, даже рядового. Поэтому кроме двух-трёх попыток издать его прозу, и то включённых в сборники всего его наследия, такие попытки быстро прекратились. Издатели не станут вкладывать кровные в заведомо убыточные проекты.
    Да, ВСВ - явление, созданное своей эпохой, но возвеличивать его нынче и делать классиком бессмысленно. Он был нужен той стране. Конечно, очень интересно, как бы он вписался в нашу современность? Не дано.
    Отдельно хочется сказать о нынешней любви артистов к Высоцкому. Два раза в год о нём вспоминают и устраивают на ТВ нечто вроде поминок с речами и песнопениями. Зрелища весьма унылые. Повторить ВСВ невозможно, и жалкие попытки нынешней безголосой попсы или откровенные вопли, мгновенно утомляют, и я ни разу не досмотрел эти передачи до конца.