Дети разных народов

Владимир Бердичевский
                ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ.
Как известно с давних пор, евреи в России до и после революции были людьми второго сорта, несмотря ни на какие заслуги отдельных , причем, многих, представителей этого народа. Может быть, поэтому я замечал на протяжении своей уже довольно долгой жизни неослабеваемый интерес бывших советских евреев к национальному вопросу, причем, в мировом масштабе. Возьмем, к примеру, меня:
Война в Карабахе, конфликт с турками-месхетинцами, конфликт в Пригородном районе Сев. Осетии между осетинами и ингушами, Чечня, конфликт Кадырова с Евкуровым, Конапога, Пугачев, Прибалтика, косовские албанцы,китайцы в Сибири и ЕАО, не говоря уже об Израиле – всё привлекает моё пристальное внимание, причем, только с национальной точки видения проблемы. Ничего не попишешь. Против природы не попрёшь, как говорят в России, где я родился.
И вот я в Америке, «голдене ланд», как говорила моя бабушка, которая уже имела шифкарту на США , но уехать ей было не суждено, и она потеряла в войну двух из трех своих сыновей. Не буду  Вам, дорогие читатели моих опусов, рассказывать подробно о моей жизни в этой богатой во всех смыслах стране, а сконцентрируюсь на том, что меня интересует, т.е. опять же на вопросе национальности людей, населяющих эту «голдене ланд».
В начале новой жизни мне пришлось работать,как в Ноевом ковчеге, среди «детей разных народов», которые, как и я, при невысокой оплате своего физического труда, чувствовали себя свободными гражданами новой родины. Филлипинцы, китайцы, тайцы, островитяне, индусы с островов Фиджи, чернокожие американцы,эритрейцы, эфиопы, мексиканцы, салвадорцы и другие бывшие жители Центральной и Южной Америки окружали меня, создавая, иногда, впечатление, что я нахожусь на страницах прочитанных в детстве книг. Обращал внимание на их психологию и ментальность, запоминал их реакцию и поступки, сравнивал их реакцию на одни и те же события и поступки других людей, делал кое-какие выводы для себя.Конечно, положительные эмоции возникали чаше отрицательных, люди – везде остаются людьми с их одинаковыми для человека любого народа проблемами.  Иногда, неожиданно получал урок. Однажды, мой партнер по работе индус из Калькутты спросил меня, сколько мне платят в час. Это был неприличный вопрос, но я сделал для партнера исключение и ответил, одновременно, задав ему тот же вопрос. 
-Я не помню- был ответ.
Почувствовал себя обворованным.
Индусы с островов Фиджи вели себя очень порядочно и уважительно . Надо сказать, что завезенные из Индии на острова, как рабы сахарных плантаций во времена Британской империи, индусы так размножились, что началась их дискриминация местными, и это вызвало серьезную эмиграцию индусов в США, Австралию, Новую Зеландию. Так что эти люди знают цену человеческого общения, ценят хорошее отношение к своей персоне.
Не открою тайны если скажу, что национальные предрассудки очень живучи. Например, мой друг из Салвадора , работавший поваром в ресторане, говорил мне, что мексиканцы- тупые, выше уборщика не поднимаются.
Мексиканец  называл мне отрицательные черты представителей племени Майя, живущих в Мексике. Индеец  Майя с которым я был знаком,говорил, что его народ дискриминируется в Мексике. Филлипинцы считают племя «илукано», довольно многочисленное, со своим языком, «плохим народом», приписывая им такие черты, как скупость, жадность, стремление обогатиться за счет другого. Их называют «евреями Филиппин». Эритрейцы-мусульмане ненавидят эфиопов-христиан, с которыми воевали, отмечают их трусость, тупость и зависть. Это мне напоминает такое утверждение, циркулирующее в музыкальном училище, где я учился, что флейтисты и особенно, женщины-флейтистки, - «смурные», т.е. неадекватные люди со странным поведением. Конечно, эти предрассудки довольно прочно укоренились, и бороться с ними может только сама жизнь.
И вот я работаю в маленькой, частной гостинице, находящейся в  небольшой, двухкомнатной квартире. Моя задача – встретить гостей, рассказать им о Сан-Франциско, указать места парковки, наличие ресторанов и магазинов, других услуг, а после их отбытия убрать квартиру. Приезжают гости со всего мира, так как хозяин этой квартиры, ирландец, владеет 5-ю европейскими языками, на которых публикует свою рекламу. Много гостей из Австралии, Новой Зеландии. Акцент есть, но меньше, чем у англичан, которые говорят на чистом английском без американизмов.Были гости из Перта( побережье Индийского океана), Сиднея, Мельбурна, Аделаиды,спокойные, уверенные в себе люди. Был даже еврей из Сиднея по имени Izzy,настоящее имя Изя. По русски – ни бум,бум.
Кейптаун – ЮАР, приехали супруги для участия в Бостонском марафоне, завернули в Сан-Франциско.Спортсмены-стайеры, участники ежегодного марафона в ЮАР, в котором, несмотря ни на что, принимают участие тысячи людей.
Женшина из Юкона (Аляска) попросила меня отключить отопление. Ей жарко.
Супружеская пара  очень пожилых афроамериканцев из Алабамы все время за что-то извинялась, в конце накупили гору продуктов для нас. Очевидно, работает с детства им знакомое чувство длительной дискриминации черного населения Америки.
Однажды, приехали две пары русскоязычных студентов. Сами из Белоруссии, учатся в США на деньги родителей. Поговорили. Утром они должны освободить квартиру до 10 утра. Я пришел делать уборку в 10-10. Все спят, пол возле кровати прожжен упавшей сигаретой.
Бизнесмен из Малайзии приезжал несколько раз с семьей. Очень наглый, свет во всей квартире никогда не выключал, воду в кране не закрывал. Странно, но факт.
Боюсь гостей из Германии.  Часто пишут жалобы на какие-либо недостатки , особенно, касающиеся чистоты. То, что другие гости не замечают, они обязательно заметят. Сами немцы очень чистоплотные и организованные, также, как и скандинавы, которые тоже посещали гостиницу. То, что они замечали, почти всегда было правдой,хотя и неприятной для меня.
Однажды, приехала пара из Канады. Он не смог открыть входной замок, который открывался просто, но несколько необычно. Я спросил, кем он работает. –Я профессор университета в Монреале – был ответ.
Пожилая англичанка из Шеффилда (Англия) жаловалась мне на Сан-Францисские туманы.
-Два раза приезжаю, ни разу не видела мост «Золотые ворота». Всегда укрыт туманом.
Адвокат с острова Цейлон (Шри Ланка) рассказывал мне, как он пробивался к образованию и профессии юриста через дискриминацию. Мне это было очень странно слышать от состоятельного , образованного человека престижной профессии.Поражался его твердости духа и несгибаемой воле в борьбе за получение образования.
Еврей из Аргентины, торговец лесоматериалами, сохранил многие черты ментальности евреев российской империи, откуда эмигрировали его предки. Я сразу понял, что он еврей по известным мне характерным жестам и манере поведения, хотя он родился в Аргентине. Это мне показалось очень интересным.
Конечно, много гостей из различных американских штатов. Когда спрашиваешь, откуда приехал, американец редко назовет город, называет штат, который он рассматривает ,как свое государство со своими правилами и законами, что является абсолютной правдой.
Вчера уехали очередные гости из городка Айткин в штате Миннесота, в котором проживает 2500 жителей. Оставили восторженный отзыв в книге гостей. Особенно, им понравилось дружелюбие и приветливость местных жителей, работников кафе и ресторанов, людей на улицах.
          .
            Прожил я в СССР 54 года.
Много это или мало? Кто ответит? Да никто и не ответит, потому что каждому свое, давно известно.
Умер, недавно, самый старый житель планеты – японец, в 113 лет. Так в Японии самое большое в мире количество долгожителей, и их число растет с каждым годом. Жизнь там, в Японии, другая, отличная от жизни в бывших республиках СССР.
Вот я жил в России, Украине, Белоруссии. Иду по улице, а мне навстречу идет человек, азиатского обличья. Смотрю ему вслед и думаю; Что за нация эта? Сегодня я живу в Сан-Франциско, где зайдя в автобус думаешь, что попал в Ноев Ковчег. Прожил здесь уже 27 лет, и могу отличить по виду японца от корейца, китайца от монгола, эфиопа от афроамериканца, определить по виду филиппинца, малайца , индуса, что нетрудно. Также несложно узнать по внешности грузина, армянина, таджика, узбека, казаха, чеченца. Трудно отличить в толпе представителей европейских народов: немцев, англичан, прибалтов, греков.  Нет опыта у меня. Турок не отличаю, потому что не знаком с их представителями.
Но здесь, в Сан-Франциско, все равны и перед Богом, и перед законом. Чего и всем, всем, всем желаю от чистого сердца.
 Вы можете спросить, как я отличаю японца от китайца, и я Вам отвечу, что обьяснить этого не могу. Отличаю по совокупности черт личности, в основном, лица. Большинство людей, даже, малограмотные антисемиты, могут узнать в толпе еврея, грузина, чеченца, цыгана по характерным чертам лица: носу, глазам, волосам. А вот крымского татарина слабо узнать в толпе? Многие народы носят свои национальные черты лица, фигуры, волосы с гордостью, но иногда, вынуждены эти национальные черты прятать, как пришлось ,например, это делать евреям и цыганам во время войны.
 Прошло это время везде.
P.S.
 Прочитал, что водителям общественного транспорта предписано сообщать о наличии китайцев в их вагоне. Может ли водитель отличить китайца от японца, корейца, монгола, якута или даже узбека? Или это обычная российская практика -"на кого Бог пошлет"?
Кто ответит?


Я бы мог еще рассказывать о своих впечатлениях от встреч с представителями разных народов, но не хочу утомлять читателей. Может, в другой раз, если Вам это покажется интересным.
Спасибо за внимание.

Желающим купить книгу Владимира Бердичевского «Трижды еврей Советского Союза» сообщаю мой телефон 415-336-8653