Посвящается памяти А. В. Молодова

Базарали Двесов
         

     «Мне довелось испить из родника»  - говорит Народный артист СССР Анатолий Васильевич Молодов в одном из своих последних интервью журналисту газеты «Казахстанская правда», характеризуя свой творческий путь как путь, изначально предначертанный самой судьбой. И это действительно так. Молодову посчастливилось родиться на Рязанщине, на родине великого русского поэта Сергея Есенина, в краю «березового ситца», где «синь сосет глаза…» и где «вечно святы песни и псалмы…». Предки его были из «певческой семьи». «Еще прапрабабушка, крепостная певица, пела всю жизнь, как молодая, отсюда и фамилия – Молодовы», - вспоминает он. Отец Молодова был талантливым хоровым дирижером. Он привил своему сыну любовь к музыке и определил его дальнейший творческий путь как музыканта. В юношеские годы, еще, не будучи профессиональным музыкантом, а, только руководствуясь знаниями, полученными от отца, Молодов руководил самодеятельными хоровыми коллективами города Саратов. После окончания в 1954 году с отличием дирижерско-хорового факультета Саратовской консерватории им. Л. Собинова, Молодов начинает свою профессиональную деятельность уже в Москве, хормейстером Государственного академического русского хора СССР, хора мальчиков Московского хорового училища под управлением А. В. Свешникова (ныне Академия хорового искусства им. В. С. Попова). В 1957 году Молодов заканчивает аспирантуру при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у А. В. Свешникова и К. Б. Птицы. Через год, после окончания аспирантуры, по совету А. В. Свешникова,  Молодов переезжает в Алма-Ату, где получает назначение на должность главного хормейстера Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, а в 1959 году назначается художественным руководителем, главным дирижером Государственной хоровой капеллы Казахской ССР. С этого момента начинается новая и главная страница биографии Молодова, ярчайшего музыканта, композитора и педагога, творческое наследие которого представляет собой сегодня огромный пласт в музыкальной культуре Казахстана и России.

     Музыкальная деятельность Анатолия Васильевича Молодова была весьма разнообразной. Он великолепно обрабатывал музыкальные произведения для хора. Широту своих творческих интересов Молодов демонстрирует и в композиторской деятельности. Его перу принадлежит ряд сочинений для смешанного хора  и сочинений для мужского хора Свято-Казанского монастыря города Алматы. Молодов был и талантливым педагогом. Требовательный и внимательный к своим ученикам, он воспитывал в них, в первую очередь, профессионально-эстетические качества музыканта-гражданина. Качества своего учителя унаследовали его ученики, ныне успешно работающие в разных уголках Казахстана.

     Главной же областью творческой деятельности Молодова, с точки зрения ее масштабности и художественных результатов, является дирижирование. Именно как дирижер хора Молодов получил всеобщее признание, свидетельством которому являются победы его хоровой Капеллы на престижных конкурсах и многочисленные награды, полученные мастером в разные годы своей творческой деятельности. В 1988 году ему было присуждено высокое звание «Народный артист СССР». Он также является «Народным артистом Казахской ССР» (1970 год), лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана (1966 год). Награжден орденами «Знак почета» и «Трудового Красного Знамени». Обладатель «Почетной грамоты Верховного Совета Казахской ССР (1979 год) и «Почетной грамоты Президента Республики Казахстан (2004 год).  В 2014 году «За многолетнюю просветительскую и педагогическую деятельность, за труды по укреплению нравственных и духовных основ» награжден высокой наградой Русской православной церкви – орденом «Святителя Николая».

    Молодов видел в хоровом искусстве огромную нравственную силу и, возможно, отчасти идеализированно воспринимал различные реалии бытия. Во всех ипостасях своего творчества стремился исходить из поэтического смысла музыки как одной из самых возвышенных и сложных сфер жизни человеческого духа. Вероятно, в этой духовной наполненности и кроется главная тайна Маэстро, которому было суждено сказать свое самобытное слово в истории музыкальной культуры второй половины ушедшего века.

Адилхан Акбопе, студент 1 курса ассистентуры-стажировки МГК им.П.И. Чайковского. 2018 г.(Из интернет-журнала "Нур кисса" по ссылке nurkissa.kz)