Подлещик

Алексей Дубовской
 В армии иметь какой-нибудь талант или приобретённую на гражданке профессию – великое дело. Голосистые попадали в самодеятельность, художники – в оформители красных уголков, шофёры садились за любимую баранку, ну, а совсем бесталанные, но хитрые и пронырливые оказывались кашеварами, каптёрщиками, хлеборезами, свинопасами. И это уже была своеобразная солдатская элита, для которой муштра, жёсткий распорядок дня и армейская дисциплина были далеко не так актуальны, как для остального рядового состава.
      Лично для меня из пяти профессий, полученных мною до армии на гражданке, особенно пригодилась профессия телерадиомастера. Кроме того, что она явилась основанием для отправки меня на годичную стажировку в Москву для специализации на должность полкового радиомастера, но ещё и по возвращении в часть способствовала созданию моего авторитета в среде офицеров, как незаменимого специалиста по ремонту радиотелевизионной бытовой техники. Это были далеко не сегодняшние сверхнадёжные «Сони» и «Самсунги», пусть даже и китайские, а первые наши отечественные «Рекорды», «Старты», «Темпы», «КВНы-49». Вот эти телевизоры и приходилось мне регулярно чинить у офицеров нашего полка. А ломалась эта техника довольно часто. Так что меня лично знал практически весь командный состав части.
      Но я несколько отвлёкся от основной темы. Так, вот. Был у нас в хозвзводе солдат Сергей Поздняков. Но все звали его - «Подлещик». Уж очень он часто хвастал, каких громадных размеров подлещиков ловил он до армии в речке у себя на родине. Вот и приклеилось к нему это прозвище. И надо сказать, что он на него совершенно не обижался. Мне даже казалось, что ему нравилось, когда его так называли. Наверное, это вызывало у него приятные воспоминания.
      Однажды осенью к Подлещику приехала из деревни его любимая девушка. Солдат он был примерный, взысканий не имел и командование отпустило его в увольнение в Москву на двое суток. По возвращению из увольнения Сергей устроил нам, «старикам», настоящий пир. Девушка, оказывается, приезжала не с пустыми руками. Расположившись в моей радиомастерской, мы, наконец-то увидели знаменитых вяленых подлещиков. Они и вправду были внушительных размеров и очень вкусные. К тому же на животе, под шинелью Сергей пронёс через КПП* большую грелку, наполненную великолепным бочковым пивом. Стоит ли говорить, какой кайф мы получили от такого угощения?! И, конечно же, как водится в таких случаях – не хватило. Выхода не было. На ужин мы уже всё равно не пошли, а до отбоя было ещё целых три часа. Все в части знали, где удобнее всего перемахнуть через забор. А до деревни Алабино по прямой через лес - всего полтора километра. И менее чем через час Подлещик уже стучался в дверь радиомастерской с двумя поллитровками. Выпили за девушку Сергея, за его родную деревню и речку, в которой водятся такие классные подлещики, за предстоящий, объявленный Серёге отпуск на родину. Шутили, что невеста не вытерпела и, не дождавшись отпуска Сергея, приехала на свидание, на что он сказал, что готовит для неё и всех своих родственников сюрприз, умалчивая об отпуске. Что и говорить, посидели замечательно. Осторожно, за десять минут до отбоя добрались до казармы, разделись и уснули крепким богатырским сном…
      Зычная команда старшины, - хозвзвод, подъём! - резанула по ушам.
      - В две шеренги становись!
Все двадцать семь человек в одном нижнем белье выстроились у стенки казармы. Меня слегка пошатывало. Держа руки по швам, я незаметно упирался большими пальцами рук в стенку, чтобы не терять равновесия, благо стоял в задней шеренге. Перед строем маячил старшина взвода и какой-то высокий офицер. Спросонья и от выпитого в глазах двоилось. Закрыв левый глаз и сфокусировав правый я узнал в офицере капитана Любавина, моего постоянного «клиента» по ремонту телевизора, отчего у нас сложились, можно сказать, дружеские отношения. Хотя, может, мне просто хотелось так думать. Нехорошие предчувствия охватили меня. Почему сыграли «Подъём»? Из-за нас? И если да, то кто заложил?...
      Всё оказалось проще и, как всегда, до крайности глупо. После отбоя уснули не все. Подлещик вдруг решил пойти с последними новостями с родины к своему другу Валерке Абрамову, через весь ночной безлюдный плац в соседнюю казарму. Естественно, через две минуты был обнаружен патрулём и доставлен к дежурному по части, которым являлся капитан Любавин. Увидев пьяного Подлещика и узнав, что тот из хозвзвода, капитан правильно решил, что пил он, конечно же, не один…
      - Дежурный, - приказал капитан, - сполосни холодной водой кружку и принеси мне. Он подошёл к первому солдату в конце шеренги и подставив кружку к его лицу, приказал, - ну-ка, дыхни! Понюхав кружку, подошёл к следующему. Процедура повторилась. Понюхав кружку от очередного солдата, приказал, - выйти из строя! И шагнул к следующему. Через пять минут перед строем слегка покачиваясь стояли все трое моих собутыльников, включая Подлещика. Дело оставалось за мной. Капитан, наконец, подошёл и пристально вгляделся в моё лицо. Я, боясь качнуться, прямо смотрел капитану в глаза, стараясь сфокусировать изображение, так и забыв открыть левый глаз. Ну, так, - глядя на меня, медленно произнёс капитан, - этот трезвый, и повернувшись к старшине приказал, - представить мне утром до девяти ноль-ноль рапорт о происшествии в штаб…
      Все, выявленные капитаном, отсидели по семь суток на «губе»**. Отпуск Подлещика, само собой, накрылся «медным тазом», так что сюрприз для односельчан не удался. А я всё думал, почему капитан пощадил меня? Из дружеского расположения? Может быть... Но сомнение вызывало то обстоятельство, что в это самое время по телевидению шёл знаменитый польский сериал «Четыре танкиста и собака»***, который, затаив дыхание, смотрела вся страна. А у капитана Любавина, как выяснилось, опять сломался телевизор. И разве он мог позволить себе семь суток пропуска такого замечательного, остросюжетного шедевра…


08.02.2020

____________
*   КПП - контрольно-пропускной пункт
** "Губа" - гауптвахта
***Сериал действительно захватывающий. Это история о четырех танкистах, с которыми путешествует их верный пес по кличке Шарик. Слаженный коллектив способен выполнять самые трудные военные задачи. Экипаж танка принял участие во многих боевых операциях, чтобы освободить польскую и другие земли от фашистов, неоднократно оказывался в разных непростых историях, но с достоинством справлялся с возложенными на него задачами. Фильм из двадцати одной серии дублирован на трёх языках; русском, польском и немецком. Шёл в прокате в Польше, в Германии,в других странах соц.лагеря. Во время показа в Польше сериал имел грандиозный успех. По его мотивам в школах проводились уроки, в театрах ставились спектакли, организовывались так называемые Клубы танкистов. В СССР сериал посмотрели более шестидесяти миллионов зрителей. И сегодня фильм смотрится с исключительным интересом.

На фото - кадр из сериала "Четыре танкиста и собака"