Сохраним биоресурсы

Люция Камаева
Специалисты министерства природопользования и экологии РБ, руководители охотничьих хозяйств, ученые-биологи и экологи сейчас горячо  обсуждают проект концепции «Развития охотничьего хозяйства Республики Башкортостан». Актуальность создания концепции очевидна. Из года в год мы наблюдаем, как оскудевают биоресурсы республики, в результате техногенного прессинга страдает среда их обитания. А поскольку человек -  высшее звено в экологической цепочке биосферы, эти негативные изменения сказываются на его здоровье и  качестве жизни.
Чтобы узнать всю палитру мнений по данной актуальной теме, за «круглым столом» в редакции «Башкирской охотничьей газеты» собрались заинтересованные лица -   председатель республиканского спортивного клуба охотников «Рада» Вячеслав Аброщенко, специалисты Управления по охране животного мира министерства природопользования и экологии РБ Глеб Егоров и Камиль Биргулиев, заслуженный деятель науки РБ, доктор биологических наук, эколог Наталья Георгиевна Курамшина, заведующая лесной почвенно-химической лабораторией ГУП РБ «Уфимский лес», доктор сельскохозяйственных наук Зиля  Чурагулова,  представители прессы. Речь шла о проблемах сохранения биоресурсов нашей республики: животного, растительного мира, а также охраны их среды обитания: почвы, водного и воздушного бассейнов. 
В своих выступлениях уважаемые  ученые говорили о том, что необходимо менять сознание людей по отношению к природе:  переходить от потребительского к безопасному для природы поведению. Для достижения этой цели необходимо формировать экологическое сознание у молодежи, строить обучение и воспитание в школах, учебных заведениях на принципе экологизации, организовывать массовые экологические мероприятия, подобные  «голубому патрулю», проводимому в советское время.
Одним из основных загрязнителей воды, воздуха и почвы стал бытовой мусор, особенно  пластиковые и полиэтиленовые пакеты, которые очень медленно разлагаются  в природной среде. Профессор  Н. Г. Курамшина призвала последовать примеру западных стран, где давно отказались от пластиковых упаковок и используют бумажные пакеты, которые легче утилизировать. В Венгрии, например, внедрена практика приема пустой  пластиковой тары: если бутылка с минеральной водой стоит 115 рублей, то пустая – 100 руб. По такой цене люди заинтересованы сдавать бутылки, а не захламлять ими леса, берега рек и озер.
Одним из лучших индикаторов чистоты воды служат моллюски. Еще двадцать лет назад на реке Белой было одно из самых больших лежбищ этих двустворчатых моллюсков. Перловиц добывали в промышленных масштабах для изготовления перламутровых пуговиц, инкрустации художественных изделий. Теперь эти естественные фильтры речной воды (одна перловица пропускает за час восемь литров воды) стали большой редкостью. Они очень чувствительны к химическому составу речной воды, которую год от года  все больше «загружают» промышленными и бытовыми отходами.
Участники «круглого стола» вспоминали, что 40-50 лет назад водоемы республики кишели рыбой. Ее добывали в промышленных объемах. И я помню, как в детстве, переправляясь на пароме через Белую, с любопытством следила в прозрачной воде за колыхающимися водорослями и большими рыбами,  плавающими в глубине. Река Белая давно уже непрозрачная, и крупной рыбы не стало, а значит, снижается качество взрослой рыбы и мальков.
Двадцать лет назад мы, студенты -биологи видели следы лосей и самих сохатых в районе Монумента дружбы. Лоси появлялись в парке имени Александра Матросова, подходили к елочкам у башкирского драматического театра имени Мажита Гафури. Их поголовье в республике насчитывало более 100 тысяч. На сегодня осталось до 14 тысяч особей. А это красивое и умное животное – бренд Уфы и Башкортостана.
Лет 30 назад, лыжники подтвердят, в окрестностях Уфы на снегу можно было увидеть множество заячьих и лисьих следов. Сейчас же, проехав полреспублики, вдоль дорог на снежных полях не заметишь ни одного заячьего следа. Поголовье снизилось настолько, что на четыре охотника приходится один  заяц.   
Можно назвать криком души предложение профессора Натальи Георгиевны Курамшиной сопоставить количество животных, которое было в 50-60- годы, с нынешним и объявить мораторий на их добычу на определенный период времени для восстановления поголовья.
Одна из ведущих почвоведов республики профессор Зиля Султановна  Чурагулова  рассказала о разрушении и отравлении почвы, которое привело в настоящее время к гибели лесов в республике: чахнут ели, березовые рощи. Воду и воздух можно очистить, а плодородный слой почвы создается тысячелетиями и погибает медленно и безвозвратно. К примеру, вокруг любимого места отдыха башкортостанцев и жителей уральского региона — озера Асликуль уже не найдешь «живого» кусочка земли. Дикие туристы безжалостно губят ее кострами, несанкционированные свалки толстым слоем покрыли территорию рощиц и прибрежной зоны. Если не менять отношение людей к земле, изменится ландшафт, что приведет к последующим изменениям во всей системе популяции.
Специалисты управления по охране природы привели следующие цифры: у нас в республике под охотничьими угодьями занято 85% площади республики. А охотничьи билеты имеют всего 37140 человек, то есть менее 1% процента населения. Но столько же и злостных нарушителей правил охоты. И в последние годы среди них увеличилось количество представителей силовых структур.   
Приведенные выше примеры из выступлений специалистов и ученых за «круглым столом» говорят о неблагополучии в системе биоресурсов и окружающей среде республики. 
В то же время в проекте концепции читаем: «Благодаря достаточно высокой численности ряда видов охотничьих ресурсов и их относительной доступности, охота в Республике Башкортостан представляет значительный интерес  как для местного населения, так и для охотников из других регионов Российской федерации и из-за рубежа».
По приведенному абзацу один из участников совещания - руководитель охотничьего хозяйства высказал мнение, что относительно высокой можно назвать  лишь численность кабанов и бобров. Поэтому необходима достоверная информация по оценке охотничьих ресурсов и их использованию,  назрело создание службы мониторинга охотничьих животных с внедрением ГИС-технологий.
         Далее в пункте 1, где рассматриваются общие положения Концепции сказано: «…сформулированы принципы, цели и задачи отраслевого развития, определены основные механизмы, сроки и этапы реализации мероприятий…». Однако четкие формулировки принципов, целей и задач в концепции развития охотничьего хозяйства республики в проекте отсутствуют, также как и направления развития.
 Главной целью охотничьего, также как и рыбного хозяйства является сохранение, воспроизводство, увеличение численности ценных видов охотничьих видов животных и рыб, всего животного мира в Республике Башкортостан, в том числе редких, занесенных  в «Красную книгу»; сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира республики; обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и рыболовстве, обеспечение качества среды обитания диких животных. Для этого следует  предусмотреть в концепции введение компенсационных платежей или мероприятий за вред, наносимый диким животным и среде их обитания, создание таких условий, чтобы экономически было невыгодно незаконно и нерационально использовать охотничьи ресурсы. Пора применять в практике развития охотничьих хозяйств научные представления в области экологии, биологии, экономики. 
Охота и рыболовство входит в традиционную культуру многонационального  народа нашей республики. В старину охотники хорошо знали повадки зверей, умели «читать» их следы, знали правила охоты, передавали свои знания ученикам. Об охотниках в народе слагали легенды,  сказки, писатели создавали захватывающие литературные произведения («Емеля-охотник»- Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Старик-охотник -Мажит Гафури, «Дерсу Узала»- В.К. Арсеньев, «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника  Оренбургской губернии»-С.Т.Аксаков). В концепции необходимо отдельным пунктом обозначить возрождение национальных видов охоты: с беркутом, соколиные охоты, охоту на волков с арканом. Зрелищность национальных видов охоты, несомненно, привлечет   российских и зарубежных туристов. Но для того, чтобы искушенный, привыкший к цивилизованному отдыху пан или сэр (европеец???))остался доволен визитом в нашу республику, нужно развивать современные технологии по осуществлению биотехнических мероприятий для  восполнения, увеличения численности охотничьих животных, дичи, рыбных запасов; содействовать развитию клубов, обществ охотников, ассоциаций охотничьих и рыбоводческих хозяйств.
В организации любого дела, в том числе ведения охотничьего хозяйства, большое значение имеют квалифицированные кадры.  Лозунг: «Кадры решают все!» актуален и сегодня в любой отрасли хозяйства.  В подготовке кадров необходимо использовать как отечественный, так и зарубежный опыт. Проводить семинары, курсы повышения квалификации работников охотничьих хозяйств. Создать «школу начинающего охотника», в которой предусмотреть ознакомление с фауной Башкирии, законодательством в сфере охоты и рыболовства, правилами охоты, охраны животного мира.
Мне, автору этих строк,  также довелось принять участие в обсуждении проблемы сохранения биоресурсов республики и развития охотничьего хозяйства. Пришла в голову следующая аналогия. Из года в год увеличивается финансирование медицинских учреждений, приобретаются дорогостоящие диагностические приборы, осуществляется программа «Здоровье нации». При этом количество больных не уменьшается. Парадигма официальной медицины направлена на снятие симптомов заболевания, но не устранение причины заболевания. Восточная (китайская, тибетская) медицина направлена на устранение факторов появления негативных симптомов. Что является основной причиной оскудения биоресурсов в нашей республике? Ответ: ухудшение качества среды обитания животных. И прежде всего загрязнение красавицы Агидели -бассейнообразующей водной артерии, воспетой в песнях и стихах.
У экологов есть положительный пример спасания Рейна. В 50-е годы прошлого века была создана Международная  комиссия по защите Рейна, в которую вошли представители всех приграничных государств. Ее резолюции были направлены на прекращение сбросов промышленных стоков в реку и услышаны правительствами этих стран.
За сравнительно короткий срок  (15–20 лет) экологическое состояние Рейна значительно улучшилось. В реку перестали сбрасывать вредные для экосистемы вещества: соли тяжелых металлов, хлорорганические и другие вредные примеси. В настоящее время при очистке промышленных и коммунальных стоков используют замкнутые циклы и безотходные технологии. Проводится мониторинг водных источников и их водосборов в тесном взаимодействии с водной полицией, которая обладает исключительными правами контроля предприятий, использующих воду из природных источников. На всем протяжении реки построены новые и модернизированы существовавшие рыбопропускные сооружения.
Программа возрождения Рейна предусматривает возвращение реке поймы в естественных границах путем поэтапной разборки всех возведенных дамб.  В низовьях реки уже более двадцати лет подается перед участком размыва гравийно-песчаная смесь, которая, откладываясь на дне, образует русловую отмостку, препятствующую эрозии дна реки. Действенность принятых мер подтверждают растущие богатство и разнообразие обитателей в самой реке, ее пойме и во всем бассейне. В реку вернулись особо чувствительные к чистоте воды рейнский лосось, форель и другие благородные виды рыб. В поймах прижились почти исчезнувшие здесь тростниковый кабан, пятнистая цапля и многие другие редкие виды животных и растений.
Хотелось бы надеяться, что накопленный в ходе спасения Рейна и его бассейна богатый опыт сочетания технических и технологических достижений с требованиями по охране окружающей среды окажется полезным и для возрождения великих рек России и нашей несравненной Агидели, а значит сохранения и приумножения биоресурсов региона и страны.