Похоронен в России

Валерий Митрохин
Не они собирали аудиторий в «Политехническом», а потом и на стадионах. Я говорю о поэтах шестидесятых. В те годы эффективно работал Комсомол. И его лидеры не только с готовностью отвечали на тайные указания Политбюро энергичным словом «Есть!», но и решали задачи идеологии, в которую верили!
Самым ярким представителем «шестидесятников» бесспорно был Евтушенко. Его искусственному возвышению искусно способствовали идеологи ЦК КПСС руками и умом ВЛКСМ и его незаурядным интеллектом.
В ту пору мудрый Суслов сформировал команду, которая собирала по всем городам и весям  молодых патриотов, тех, кого потом назвали бойцами идеологического фронта.
Быть самым ярким, как правило, не значит быть самым талантливым. Евтушенко  среди «мобилизованных и призванных» как раз и являлся таковым.
Он был виртуозом заказного творчества, идеальным конъюнктурщиком. Однако, даже ему иногда (правда, реже, чем Рождественскому) удавалась эта роль. Смотри  поэму «Братская ГЭС » и некоторые другие, весьма посредственные по качеству произведения.
Народ обмануть не трудно. Тем более, читателей глубинки, замордованных  лобовой лжепатриотической лжелитературой – стишками, подобными таким, как «Идут белые снеги» или «Хотят ли русские войны».
В отличие от ничтожного Рождественского или салонной Ахмадулиной, искавшей формы  «итальянского свойства», Евтушенко в силу своей природной одарённости, не отрешался классической традиции. Он ею владел и, хотя никогда не изменял ей, достичь её высот не мог, потому что, несмотря на формальные удачи, постоянно терял в искренности. Его творения страдали от лукавого расчёта и потому не были оценены, подобно поэзии Бродского. Никогда не умея оценить себя объективно (а кто это может?) Евгений Александрович до последнего дыхания надеялся на Нобелевский комитет и ушёл из жизни на чужбине, куда отправился в надежде, которая так и не сбылась.
Замечательный русский поэт похоронен в России, которую никогда не любил, и чувства эти всю жизнь не всегда умело скрывал.
08.02.20