Газетная проза. Песни мужества, стойкости, веры

Борис Ильич Комиссаров
Занавес медленно открывает сцену, в глубине которой лишь два стула. Вспоминается скромно, точнее – строго озаглавленная программа концерта: «Музыкально-литературная композиция. Песни Великой Отечественной войны».

Из афиши зрители уже узнали, что в концерте Читинской областной филармонии принимают участие всего четыре артиста. Но те, кто пришли в клуб железнодорожников Забайкальска, повстречались с проводниками настоящего искусства. В трудном жанре музыкальной композиции – трудном, так как можно впасть в скуку и назидательность, - артисты добились несомненного успеха.

В данном случае завоевать его было намного труднее столь малыми силами, когда на виду каждый участник концерта и отчетливо заметен всякий промах. Но вернемся непосредственно к концерту. 

Итак, ведущая Тамара Костромина начинает рассказ о песне. О том, какие чувства вызвали опубликованные в первые дни войны стихи Лебедева-Кумача «Священная война» и как армейский ансамбль под руководством профессора Александрова исполнял эту песню на Белорусском вокзале пред бойцами, уходившими на фронт…

Очень удачным было выступление солиста Аюши Данзанова и концертмейстера Сергея Химченко со звучным многотембровым баяном. Величавая песня о Днепре М.Фрадкина и Е. Долматовского  вызывает в зале бурные аплодисменты. После нее артисты исполняют проникновенную песню композитора К. Листова и поэта А. Суркова «В землянке». Поет А. Данзанов с какой-то, я бы сказал, задушевной суровостью. Это не похоже на исполнение других, но в то же время не искажен  лирический настрой песни.

Аюша Данзанов хорошо чувствует душу произведения. Особенно удалось ему исполнение песни композитора С. Каца и поэта  А. Софронова «Шумел сурово Брянский лес». Пел он ее, как впрочем и другие песни, широко, свободно. Такое пение в сочетании с прекрасными голосовыми данными всецело захватывает зрителя.

Хорошо прозвучала в исполнении Аллы Малышевой «Морячка». Артистка пела ее с заметным удовольствием. Песня эта сюжетная, несколько шуточного характера, и пела ее Малышева с несомненным мастерством. За шуточные фронтовые песни «Самовары-самопалы», «Спор о генералах», «Смуглянка», «На солнечной поляночке» зрители наградили артистов аплодисментами.

Особенно запомнился «Спор о генералах». В ней Аюша Данзанов и Алла Малышева изображали двух бойцов, которые на привале завели спор о том, чей генерал лучше. Эта музыкальная игровая жанровая картинка была исполнена мастерски.
И контрастируя с ней, звучит задумчиво дуэт - «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого и А. Чуркина.

Тамара Костромина очень искренне передала воспоминания маршала Чуйкова о песне Блантера «Под звездами балканскими», которая хорошо передает настроение бойцов, сражающихся в конце войны  на чужих территориях. Концерт, посвященный песням Великой Отечественной войны, подходит к концу. Песней Мурадели «Бухенвальдский набат», которая не может не взволновать человека, и завершился этот замечательный вечер.

Б.КОМИССАРОВ.
(Газ. «Забайкальский Рабочий»
за 14 сентября 1971 г.).