511 Вот он какой, американский герой 30 сентября 1

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

511. Вот он какой, американский герой! 30 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 30 сентября 1973 года. Морской район Норвежского моря с примерными координатами местонахождения эскадры ВМС США-НАТО на учениях «Быстрое движение» («Rapid motion») - 59.4443, 2.8688. До ближайшего норвежского берега точно на восток (город Хаугесун) - 83,89 мили (135 км). До британского города и метеостанции Леруик на Шетландских островах – 149,13 миль (240 км). Согласно данным этой метеостанции (Шетландские острова, Остров Мейленд, м/с «Леруик», город Леруик, Шетланд–Айлендс, Великобритания, координаты: 60.158999, –1.157389) в этот день максимальная температура воздуха в этой части Северо-Восточной Атлантики была 8.0°С, минимальная – 6.0°С, средняя – 7.3°С. Скорость ветра – 7 м/с. Осадков не было, но в воздухе была влажная облачная дымка и солнечный свет рассеивался в этой дымке, как в тумане. Эффективная температура воздуха (температура самоощущения человека на открытом воздухе) – всего плюс 2.0°С.

Облёты БПК «Свирепый» натовских патрульных противолодочных и разведывательных самолётов продолжались. Однако на эти жужжащие самолёты мы теперь обращали мало внимания, потому что теперь всё наше внимание было приковано к появившемуся на горизонте чёткому силуэту американского ударного авианосца «Джон Ф. Кеннеди» или «USS John F. Kennedy» бортовой номер: CV-67. Это с его палубы взлетали те самые палубные штурмовики, которые пикировали на БПК «Свирепый» и имитировали боевую атаку пушками, ракетами и бомбами…

Американский ударный авианосец «Джон Ф. Кеннеди» («USS John F. Kennedy» CV-67) был основным ядром эскадры АУГ (авиационно-ударной группировки) ВМС США-НАТО во время морских учений «Быстрое движение» («Rapid motion»). Другим, вероятно, главным кораблём этой эскадры был американский крейсер «Ньюпорт Ньюс», которого в этот день мы так и не увидели воочию в дальней дымке на краю горизонта. Свиту авианосцу «Джон Ф. Кеннеди» в эти дни в Норвежском море составляли 17-19 кораблей, вероятно, подводных лодок и судов обеспечения ВМС США и НАТО. Все эти корабли и суда также были с разной степенью отчётливости видны и узнаваемы. Кстати, эсминцы, окружавшие стаей американский авианосец, всё время перемещались, занимали разные места в свите, то отходили, то приближались к кораблю-матке. Другие корабли и суда, наоборот, всё время шли в кильватере и по бокам на равном расстоянии от авианосца.

«Джон Ф. Кеннеди» («USS John F. Kennedy» CV-67) – это последний американский авианосец из серии авианосцев типа «Китти Хок» («Kitty Hawk») с котлотурбинной силовой установкой. После него американцы делают исключительно атомные авианосцы типа «Честер У. Нимиц». Обозначение «CV-67» означает «многоцелевой авианосец бортовой номер 67», который одновременно является ударным (CVA) и противолодочным (CVS) авианосцем. Другие авианесущие боевые корабли ВМС США имеют следующие обозначения классификации: атомные ударные (CVAN), лёгкие авианосцы (CVL), десантные вертолётоносцы (LPH) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), то есть учебные корабли.

Начиная с 70-х годов противолодочные авианосцы (CVS) постепенно начали выводить из боевого состава ВМС США и их боевые задачи переложили на ударные авианосцы, то есть начали делать многоцелевые (CV) и атомные многоцелевые (CVN) авианосцы. Всего в США построено 4 ударных авианосца типа «Kitty Hawk»: «USS Kitty Hawk (CV-63)», «USS Constellation (CV-64)», «USS America (CV-66)» и «USS John F. Kennedy (CV-67)». Все эти авианосцы были построены в период 1956-1984 гг. на судоверфях: NY Shipbuilding Corporation, Brooklyn Navy Yard и Northrop Grumman Corp. Все эти авианосцы имеют стандартное и полное водоизмещение (соответственно) - 60 933 - 61 174 / 80 945 - 84 914 т., длину, ширину и осадку (соответственно) - 300-320 / 76,7 - 86 / 11,3 - 12 м., предельную скорость хода – 34 узл. (62.968 км/час) и дальность автономного плавания – 19 300 миль (31 060 км). Общая численность моряков и военнослужащих на этих авианосцах (типовая) – 4685 - 5624 чел., из которых 502 штатных офицера. Для самозащиты авианосцы типа «Kitty Hawk» имеют зенитно-ракетный комплекс Mk-10 ЗРК «Терьер». Авиагруппа каждого авианосца состоит самолётов и вертолётов разных типов (до 100 единиц).

После строительства в 1961 году самого большого американского авианосца «USS Enterprise» и трёх первых авианосцев типа «Китти Хок» в 1968 году вступил в строй последний корабль этой серии «USS John F. Kennedy» (проект 127С) и это был уже отдельный тип авианосных кораблей, - он стал ударным авианосцем. На авианосце «USS John F. Kennedy» (CV-67) была установлена механизированная система подачи боеприпасов для самолётов и корабельного вооружения, которая могла подавать на ангарную палубу боеприпасы со скоростью до 2,5 т/мин. Причём по пути боеприпасы проходили через водонепроницаемые тамбуры, обеспечивающие авианосцу практическую непотопляемость в бою.

В качестве ГЭУ (главной энергетической установки) на авианосцах типа «Kitty Hawk» («Китти Хок») установлены 8 паровых котлов «Foster-Wheeler», которые обеспечивают работу четырёх паровых турбин общей мощностью в 280 000 л.с. Эти авианосцы имеют по четыре винта, которые позволяют им идти по спокойному морю на скорости в 33,6 узла (62,23 км/ч). ГЭУ и электростанция авианосца «USS John F. Kennedy» (CV-67) усилены двумя дополнительными турбогенераторами мощностью по 750 кВт, что позволяет «с лихвой» обеспечить электроэнергией корабль, экипаж, вооружение и парк самолётов.

«USS John F. Kennedy» (CV-67) изначально вооружался зенитными восьмиствольными ПУ «Sea Sparrow» и ракетами класса «поверхность-воздух» типа «Terrier» с запасом 40 ракет на установку. Однако главным оружием любого американского ударного авианосца, в том числе «USS John F. Kennedy» (CV-67), являются самолёты и вертолёты.

Удлинение взлётной палубы на «USS John F. Kennedy» (CV-67) позволило иметь такие тяжёлые ударные самолёты, как А-3 SkyWarrior или A-5 Vigilante. На американских ударных авианосцах могут размещаться: Истребители F-4B — 24 шт.; Истребители F-8E — 12 шт.; Разведчики RF-8G — 4 шт.; Штурмовики А-4С — 24 шт.; Штурмовики А-ЗВ — 10 шт.; Штурмовики A-1J/A-1H — 12 шт.; Разведчики RA-3B — 3 шт.; Самолеты РЭБ ЕА-ЗВ — 3 шт.; Самолеты ДРЛО 0Е-1В — 4 шт.; Вертолеты UH-2A — 4 шт. (всего – 100 шт.).

«USS John F. Kennedy» CV-67 был заложен на судоверфи «Northrop Grumman Shipbuilding» 22 октября 1964 г., спущен на воду 27 мая 1967 г. и вошёл в состав ВМС США 7 сентября 1968 г., когда он вышел на свою первую БС (боевую службу). 1 августа 2007 года «USS John F. Kennedy» CV-67 будет выведен из состава флота и установлен в базе резерва ВМФ США в Филадельфии.

Мы знали, что на американских авианосцах на палубе работают команды в разных по цвету рабочих куртках-жилетах: в жёлтых куртках – управленцы перемещением всех самолётов, в зелёных – обслуживающие палубы, в коричневых – обслуживающие самолёты, в фиолетовых – обеспечивающие заправку топливом, в красных - вооружением, а в белых – отвечающие за безопасность везде и всюду. Однако, из-за дальности даже в визир нельзя было ничего разглядеть на палубе авианосца «Джон Ф. Кеннеди», кроме взлетающих и садящихся самолётов.

Мы также знали, что на полётной палубе авианосца, как правило, в деле находится от 200 до 500 человек, причём вахты длятся около 16 часов кряду. Режим работы палуб авианосца: 20 минут на запуск и 20 минут на посадку самолёта, но это время работы палубных команд по подготовке и приёму самолётов, а сами взлёты и посадки длятся по несколько минут – 3-4 мин. После перерыва на заправку самолётов топливом и обслуживание агрегатов плавучего аэродрома цикл взлётов и посадок продолжается.

На «USS John F. Kennedy» CV-67 четыре газовые катапульты, которые запускают по три самолёта одновременно в течение одной минуты. Это я видел сам, своими глазами, запечатлел на фотоплёнке и записал в своём разведотчёте. Также я сам наблюдал в корабельный перископический визир ВБП-451М, как самолёт выруливает к катапульте, как поднимаются дефлекторы, защищающие команду от горячей газовой струи из двигателя самолёта. Я видел, как прикрепляется к самолёту снизу устройство катапульты, чтобы удерживать его перед запуском. Потом самолёт начинает «реветь» своими двигателями, но не трогается с места. Затем там что-то ломается (так было видно) и самолёт практически «выстреливается» с палубы авианосца.

Самолёт соскакивает на переднем обрезе лётной палубы авианосца, проседает вниз почти до самой воды, а потом с рёвом и с натугой набирает высоту. Истребители и штурмовики легче соскальзывают с палубы на взлёте и резче набирают высоту. Когда самолёты взлетают один за другим или звеньями, то шум от рёва их двигателей очень сильный. Этот процесс взлёта и посадки с американского авианосца «Джон Ф. Кеннеди» мы увидели только тогда, когда удачно ночью по халатности британского эсминца займём его место в ордере АУГ рядом с авианосцем «USS John F. Kennedy» CV-67. После этого утром корабли охранения авианосца начали спешно маневрировать и потихоньку оттеснят нас подальше от авианосца.

Самым опасным было приземление самолётов на палубу авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67. Некоторые самолёты пролетали над палубой, проскакивали её, заходили на второй круг и вновь пытались садиться. Я видел, что каждый самолёт «под брюхом» имел крюк, которым он мог зацепиться за один из нескольких (четырёх) тросов проложенных поперёк через палубу авианосца. Я несколько раз наблюдал, как самолёт, который не зацепил этот посадочный трос, проскакивал по взлётной палубе, включал форсаж и взмывал вверх, чтобы снова и снова зайти на посадку. Честно скажу, хоть они и «вероятные противники», но каждый раз я переживал: сядет или не сядет самолёт на палубу авианосца. Особенно жутко было следить за взлётом и посадкой самолётов на авианосце «USS John F. Kennedy» CV-67 ночью

Последние ТТД (тактико-технические данные) авианосца CVA-67 «USS John F. Kennedy»:
Длина - 323 м;
Ширина - 76 м;
Осадка - 11,2 м;
Водоизмещение - 86000 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины;
Скорость - 33,5 узла;
Экипаж - 3117 человек;

Вооружение:
Пусковые установки Mk-29 «Sea Sparrow» - 2;
Артиллерийская установка «Phalanx» 20мм - 2;

Состав авиакрыла:
Лётный персонал - 2480 человек;
Самолёты типа: F/A-18 «Hornet», F-14 «Tomcat», S-3B «Viking», EA-6B «Prowler», «Hawkeye» - всего 78 единиц.

В море на БС (боевой службе) американский ударный авианосец типа CVA-67 «USS John F. Kennedy», как правило, охраняют и обеспечивают не менее 10-12 кораблей и судов разного назначения, в том числе 2-3 подводных лодки. Вот с таким не «вероятным», а реальным противником БПК «Свирепый» встретился в Норвежском море 30 сентября 1973 года. Американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» в этот день был не виден, хотя мы знали и видели на экранах локаторов по его большой и чёткой отметке, что он где-то рядом.

По формату снимков американского ударного авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в профиль и в анфас ясно, что БПК "Свирепый" заходил в корму и сбоку от этого американского красавчика, выбирал подходящее место. Кстати, эти "кружения" не что иное, как выход на торпедную атаку...

Фотоиллюстрация и рисунок-коллаж из фотоальбома автора: 30 сентября 1973 г. Северо-Восточная Атлантика. Норвежское море. Эти фотоснимки сделаны в неблагоприятных погодных условиях на пределе дальности зеркальным фотоаппаратом «Зенит-Е» через объектив корабельного перископического визира ВБП-451М. Американский ударный авианосец «USS John F. Kennedy» CV-67 в «фас» и в «профиль». В центре иллюстрации – единственный оставшийся рисунок автора из корабельной стенгазеты от 1 октября 1973 года. Формат рисунка большой, с разворотом на две страницы фотоальбома, поэтому пришлось делать из него на сканере фотомонтаж. За эти фотографии и рисунок авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (вообще, за стенгазету) я получил: одобрительную благодарность от командира корабля, восторженные отклики личного состава экипажа корабля и массу требований от морячков «сделать им тоже фотки с авианосцем». Одновременно я получил строгий нагоняй от замполита за «прославление и преувеличение силы и мощи военно-морских сил вероятного противника».