Загадки Клинской земли

Томилин Михаил Леонидович
    Михаил Леонидович Томилин г. Клин               

     Дадим определение Клинской земли. Клинской земля - исторически сложившейся территория, начиная от племени клинских кривичей; удельного Клинского княжества в составе Тверского; Клинского уезда Московской губернии; Клинского уезда Московской области; Клинского района Московской области; Клинского городского округа. Клинская земля, это территория на которой сейчас расположены части Волоколамского, Шаховского, Солнечногорского, Лотошинского, Кимрского и Дубненского городских округов, большая часть Конаковского района Тверской области и сам Клинский городской округ. На нашей земле существовало и существует много топонимических названий начиная от названия рек и озер, сел, селец и деревень, пустошей и урочищ, до названий болот и оврагов, которые говорят о древней истории нашего народа и земли. Некоторые названия загадочны и непонятны. Они скрывают древнюю историю нашей земли, тайну самоназвания наших предков. Конечно многие старинные названия за давностью лет не дошли до нашего времени, свою роль сыграла христианизация и приход новой династии в семнадцатом веке, да и череда переименований при советской власти. Будем исходить из тех древних названий, что сохранились, на старинных и современных картах.
      Клинская земля исторически – земля поволжская, Волга являлась её северной границей, был на Клинской земле и Повольский стан – земли по Волге. На «Карте России» с гравюры Гесселя Герритса, сделанной   по заказу Федора, сын царя Бориса в Амстердаме в 1614 году, река Волга названа рекой Ра (Rha), возможно солнечная – отражающая солнце, река с чистой прозрачной водой. Все реки Клинской земли имеют славянские, русские названия. Хотя это некоторые исследователи и пытаются оспаривать. Особенно в тех случаях, когда у названия утерян смысл, но его легко восстановить, переведя с санскрита. Как считал индийский ученый Тилак, изучающий санскрит, санскрит диалект древнего русского языка Например, слово «вель» на санскрите означает границу, предел, речной берег. Исходя из этого, становится понятным название левого притока Раменки реки Велья, и притока реки Нудоль реки Вельги. Слово «валгу» в переводе с санскрита означает «приятный, прекрасный», созвучно с Волгой.
    На севере клинской земли есть приток Волги со странным названием Таратынка. Есть объяснение филологов, что фамилия Таратынов происходит от искажённого прочтения с латинского на русский и обратно. Звук «С» и «Ц» обозначался латинской «С», которую читали как «Т». Таратынов означает Сарацынов. И название реки Таратынка - Сарацинка. Во времена крестовых походов христиане называли сарацинами всех мусульман. От них и пришли в клинский край необычные названия. Полагаю, что название реки Таратынка могло возникнуть во времена Андрея Боголюбского, который, как говорится в одном из старообрядческих вариантов жития князя, принимал участие в крестовом походе. Считаю, что название исчезнувшего сельца на юге нашей земли - Нурбожи может быть связано с этими же событиями. На арабском языке «нур» означает свет, светлый. У арабов, турок, татар знатных людей именовали, например, Нур ад-Дин-Махмуд, эмир Дамаска с 1154 г., Нур Девлет, хан Крыма, как и в обращении в императорской России - ваша светлость, ваше сиятельство. Значит «Нурбожи» - светлый бог?
     Не являются ли названия деревни Голядь недалеко от Клина, существовавших рядом с ней пустоши Голядино и Выголово, а между деревнями Колосово и Горки - деревни Голышкино и пустоши Голетово, как и деревни Голядь в Дмитровском уезде свидетельством тому, что после и разгрома, как об этом сказано в Ипатьевской летописи за 1147 год. Суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и вся люди Голядь, верхъ Поротве», то есть племя голядей обитало по Протве между племенами вятичей и кривичей. Возможно часть этого племени переселилась в наши глухие места, так как племя клинских кривичей и голяди знали друг друга, были соседями и позволили им это сделать. Или существовало родственное им племя на клинской земле.
   В Клинской Круговщине или Кругу есть деревня Хлыниха (Лесная Хлыниха), название её произошло по о аналогии с названием города Хлынов, сейчас город Киров (Вятка), «хлынов» - это вольница, свободная земля, слобода. «В Хлынов стекались люди беглые, свободолюбивые. По этой причине и возникло понятие «хлыновской вор». Хлынов был основан новгородскими ушкуйниками. Ушкуйник или повольник это вольный человек в XIV—XV веках, входивший в вооруженную дружину, которую снаряжали богатые новгородские бояре и купцы для захвата новых земель. Они занимались набегами и разбоем по Волге, Каме и Северным рекам, передвигались на лодках – ушкуях, откуда и получили свое название. Хлыниха расположена на реке Чернавка, ранее называвшаяся Астраганец, притока реки Раменки. То есть из этого места можно было на ушкуях добраться и до Волги через реки Чернавку – Раменку – Яузу -Ламу и Шошу. По Чернавке и Раменке через Ямугу в реку Сестру, а затем либо в реку Истру, либо в Клязьму. Место где расположена деревня Хлыниха, а до этого пустошь и сейчас окружено лесами и глухое, в те далекие времена это место могло быть местом сбора и отдыха ушкуйников. И Волок Ламский, принадлежащий новгородцам недалеко. Да и само название Клинский Круг, а в нем есть пять деревень с общим названием Пяток так же связаны с новгородцами.
    Правый приток, видимо, буйной, скорее всего, при паводках реки Буйгородки река Ворона, и приток реки Шоша река Ворончиха. В славянской мифологии ворона с одной стороны уважали и почитали как вещую, мудрую птицу, а с другой – побаивались, славяне считали, что ворон связан с тёмными силами. В некоторых славянских мифах ворон олицетворяет ветер, Стрибожьего внука, который может приносить на своих крыльях «чёрную» бурю, существуют мифы, в которых ворон представлен верным спутником и мудрым помощником бога Варуны, управителя человеческих судеб, на реке Троянка притока Локныш была пустошь Варнево, может быть от Варуны, ведь рядом находилось и сельцо Волосово от Велеса бога из славянского пантеона. Возможно названия рек Ворона и Ворониха связаны с капищами наших древних предков, посвящённых Стибогу и Варуне? Сельцо Караваево на реке Катышь, возможно, связано с языческим капищем. Ведь каравай в языческие времена служил жертвенным хлебом. Возможно, на месте, где располагалось сельцо, располагалось древнее капище.
    В толковом словаре Ожегова находим - урочище, участок, отличный от окружающей местности, например болото, лесной массив, первоначально также участок местности, как естественная граница между чем-нибудь. В толковом словаре Ефремовой, урочище - естественная граница природная межа (овраг, гора и т.п.).  В другом понятии - местность,                выделяющаяся среди окружающего ландшафта какими-либо естественными границами или признаками, лес среди поля, болото, луг среди леса и тому подобное.
     В Толковом словаре В.И.  Даля: урочить от урекать, урек, урок, больше употребляется с предложением испортить недобрым, завистливым взглядом, сглазить, или наслать на кого болезнь, или испортить кого знахарством. Заурочить, обурочить рабочих, задать уроки. Изурочить кого, сглазить, опризорить. Урочище - живое урочище, всякий природный знак, мера, естественный межевой признак. В Книге Михаила Витольдовича Красовского историка архитектуры, "Курс истории русской архитектуры" издания 1916 года в статье «Языческие храмы славян» сказано: «Урочища были обыкновенно у священных рощ или деревьев — дубов; последние окружались оградами (тынами) с несколькими воротами; внутри ограды, под ветвями деревьев, ставились идолы» И что «…капищами называли храмы. А ограждённые тынами священные места — урочищами. »
     В атласе Московской области масштаба в 1см :1км 2001 года издательства АТ находим урочища Клинской земли. По Малой Сестре после впадения реки Сосновица – с правой и левой стороны по течению соответственно – урочище Покровское, как называлось раньше до христианизации неизвестно, рядом с урочищем высота 155.5, и урочище Медвежье болото, это урочище древнее. Есть на Клинской земле и ручей Бернавка, впадающий в Лутосню, свое название берет от слов «бер» - древнего русского названия медведя. Логово бера - берлога. Медведь - тотемное животное предков древних русов. Поэтому появились слова оберег, означающее защиту бера, и берег - спасение от воды и так далее. Да и оружие связанное с именем бера было – бердыш.
    В верховьях реки Сосновицы есть урочище Яшки. От Выголя до Реки Малой Сестры урочища по порядку – Ключи, Андреевская лощина, Грачинский бор, Лежневка и Суренкова, все перечисленные урочища образованы от имен нарицательных и с древностью не связаны.  В трех километрах на юго - западу от деревни Комлево имеется урочище Две ямы, а в 2 километрах на Север от деревни Чернятино что на Яузе урочище Дунаева, и за современной границей с Тверской областью два урочища Мокрое и Сторожка Гончарова, они о древности этих мест так же не расскажут
    К югу от деревни Троицкое между реками Чернавка и Толмач находится урочище Берендеево болото. Чернавка раньше называлась рекой Астраганец.В XVII – XVIII веках был Стан Берендеевский. Он находился «между верховьями реки Истры и Сенежским озером в смежных местностях нынешнего Клинского и Звенигородского уездов Название сохранилось в названии села Пятницы-Берендеева. Происхождение названия, в первоначальной форме "Берендеева слобода" неясно. Первое известие - в духовной Дмитрия Донского.» Существовал и Берендеев Монастырь. Принято считать, что берендеи – кочевое племя, воевавшее с Киевской Русью, а затем вынужденное под ударами половцев просить у русских защиты. Якобы В XII веке берендеи переселились вместе со многими славянами в наш Залесский край, помогая Юрию Долгорукому, а затем его сыну Андрею Боголюбскому. Но мне кажется, что распространение огромного количества топонимов в северо -восточной Руси в лесном крае не вяжется с берендеями – кочевниками. Считаю исчерпывающие доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея..». Этимология берендея, может быть, от бер медведь и дий - див может идти от древне славянского слова «divъ», что дословно означает нечто чудесное, способное сильно удивить. Еще известна древняя страна Биармия, например в книге А. Леонтьева «Биармия: северная колыбель Руси» При написании книги они спросили в Норвегии преподавателя колледжа, о древней стране Биармии, он ответил, что в Норвегии любой знает, это страна русского медведя.
     У села Захарова на реке Ведома, на старых картах называлась Ведьма, севернее есть озеро Удельное, а рядом с западной стороны от него на краю болота урочище Беловка, а с восточной стороны урочище Плесо, заметим, что древний Псков назывался Плесков, в Пскове и у нас на земле жили племена кривичей. Интересно название озера Удельное, и земли вокруг него зовут Удельными, а не связано ли это с разделом Клинского княжества на уделы Семена и Еремея Константиновичей после смерти князя Константина в 1345 году? Название озера об этой границе уделов братьев и говорит?
     Между реками Гвоздня притока Нудоля и рекой Вельга в лесах по направлению с юга на север находятся урочища Родкистан, Рябинки, Желудино, Волково поле, Масликово. У деревни Кузнечково с южной стороны урочище Труняево. Из всех вышеуказанных урочищ выделим урочище Родкистан, которое может говорить о Роде одном из могущественным богов славянского пантеона, боге богов.
     Так сохранившиеся из древности топонимические названия помогают нам заглянуть в историю нашей земли.