О фильме Щит и меч

Александр Щербаков 5
В отечественном кинематографе после судьбоносной для советского народа  Победы в Великой Отечественной войне периодически появлялись фильмы  о наших разведчиках в тылу врага.  Самыми запомнившимися были фильмы «Подвиг разведчика» с  Павлом Кадочкиным в главной роли, и позднее фильм «Вдали от Родины»,  в котором сошлись в смертельной схватке наш разведчик, роль которого играл артист Вадим Медведев, а гестаповца играл Михаил Козаков.

В начале 1960-х годов одной из самых актуальных тем было ядерное противостояние США и СССР. В связи с этим писатель и главный редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников начал писать роман о советских разведчиках, работавших в Америке. В ходе работы он обратился к знакомому генералу КГБ, и тот устроил ему встречу с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем. Абель почитал первые главы и наотрез отказался не только стать прототипом героя, но и вообще иметь какое-то отношение к роману. Тогда Кожевникову предложили написать другой роман, уже о военных разведчиках. И познакомили с прототипом — разведчиком-диверсантом Александром «Зоричем» Святогоровым.

У него были десятки блестящих операций, но роман был посвящен событиям времён войны, когда Святогоров внедрился в немецкую разведшколу и завоевал доверие руководства. Это позволило ему составить и передать в Москву список шпионов, засланных на советскую территорию, а потом и поучаствовать в ликвидации одного из шефов СС. Позже Святогоров был приглашён консультантом на съёмки фильма.

Роман получил название «Щит и меч» — именно так всегда выглядел символ органов госбезопасности. Он был опубликован в 1965 году и пользовался большой популярностью у читателей. А уже через год перед кинематографистами поставили задачу отметить пятидесятилетие внешней разведки, и было решено экранизировать роман Кожевникова. Съёмки поручили Владимиру Басову — он считался одним из самых «быстрых» режиссёров и как раз был не занят.

Басов и Кожевников, которым предстояло ещё написать сценарий, перспективе не очень обрадовались — боялись, что после многочисленных правок получится очередной фильм про героических разведчиков и недогадливых фашистов. В романе же были прописаны очень сильные противники — умные, образованные и опытные немцы из Абвера, которых в советском кино тогда было не принято показывать. Однако, правок не последовало.

На главную роль Басов утвердил Станислава Любшина. Госкино кандидатуру отклонило — там хотели видеть кого-то более мужественного и фактурного, вроде Павла Кадочникова в «Подвиге разведчика». Режиссёр обратился к ветеранам-консультантам, которые подтвердили его мнение, что настоящий разведчик должен выглядеть именно так — неброско и без особых примет. Решающим стало слово консультанта Святогорова, которому Любшин очень понравился.

Интересно, что роль Белова-Вайса стала фактически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой — он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не разведчики…

До последнего искали актёра на роль Генриха Шварцкопфа — уже надо было начинать, а не было даже запасного варианта. Вместе со съёмочной группой Владимир Басов поехал во Львов. В ресторане гостиницы он заметил молодого человека, который внешне идеально подходил на роль молодого арийца. Это был Олег Янковский, который гастролировал с родным Саратовским драмтеатром… Басов был уверен, что это какой-нибудь физик или филолог — даже сказал жене, актрисе Валентине Титовой, что актёров с такими лицами не бывает. Когда выяснилось, что все-таки бывают, Янковского тут же пригласили на пробы. Он получил свою первую роль в кино и сразу после премьеры перешёл в категорию популярных актёров.

Фильм снимался в Калининграде, Польше и ГДР. В Берлине очень кстати затеяли масштабную реконструкцию города и снесли много старых зданий. На развалины тут же слетелись советские и немецкие кинематографисты, которым для работы нужны были полуразрушенные дома, разбитые набережные и вообще атмосфера разрухи. Станислав Любшин вспоминал, как в перерыве они с Янковским в офицерских формах и Альгимантас Масюлис в форме оберфюрера забежали в бар перекусить. И когда они зашли — все посетители бара встали, чтобы поприветствовать генерала… Актёры развернулись и ушли с испорченным настроением.

В фильме «Щит и меч» впервые в советском кино с экрана зазвучали немецкие марши, военные песни и даже государственный гимн ГДР. Основной же темой многосерийного фильма стала песня «С чего начинается Родина», которую специально для съёмок написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский.

К юбилею органов госбезопасности закончить фильм не успели. Владимира Басова регулярно вызывали к начальству и кураторам, ругали, угрожали снятием с ленты и выговорами. Но он никак не мог ускорить процесс: во-первых, из-за бюрократических проволочек, а во-вторых, ускорить означало начать халтурить… Планировали выпустить фильм в прокат в декабре 1967 года, а получилось так, что первые две серии вышли в августе 1968, а ещё две уже в сентябре. Успех был грандиозный, и в списке лидеров за всю историю советского кинопроката «Щит и меч» занял восьмое место.

А теперь я хочу немного отойти от официоза и рассказать о ляпах и в романе Кожевникова, и в фильме Басова.  Тогда, когда фильм вышел на экраны, они не так бросались в глаза,  а в наше время, когда стали доступны некоторые секреты работы нашей разведки и спецслужб Третьего рейха, они  видны. Как известно, в первых двух сериях этого фильма события разворачиваются на территории оккупированной Польши, где очень вольготно действовала группы из представителей разных национальностей под руководством бывшего летчика Зубова, которого играл Александр Мартынюк,  сбитого над территорией противника, побывавшего в партизанах и потом ставшего подручным нашего разведчика  Белова-Вайса. На самом деле  работать в Польше диверсантам было очень трудно. Удивительно, что все действия нашего разведчика происходят в теплое время года, как будто зимой он брал каникулы. И так было на протяжении пяти лет войны. 

В то же время было непонятно, как осуществлялась связь Белова с Москвой. Если через связную, которую играла Величко, то понятно, именно на связнике она и погорела, но и после того, как она оказалась в застенках гестапо, связь не прекратилась. А ведь известно, что связь в разведке самое уязвимое место.

Далее, группа  бывшего летчика, переодетых в форму эссесовцев, освобождает узников какой-то тюрьмы, где находят связную, и отправляет её на лечение к каким-то полякам. Причем освобождают с такой легкостью, как будто фрицы сами подставляли свои головы под пули этой группы интернационалистов.  И куда же потом подевались узники этой тюрьмы, а это не один и не два человека,  их надо было переодеть, выдать документы, как кричал Вайс, бегая среди заключенных.  Когда это все успели сделать, непонятно.

Но самые интересные события стали происходить в Берлине, куда Вайса, как образцового арийца, перевели из военной разведки (абвера) в политическую под руководством Вальтера Шелленберга, которого  в фильме почему-то называют Зонненбергом. Уж консультант  Святогоров это должен знать.  И потом Вайс перевозит секретные сведения, даже золото и деньги в своей машине, видимо, за границу, но по большей части предоставлен сам себе – ездит к врачу в салон, обедает (салон врача и кафе разместили в одном помещение, только обои разные.)  И в центре Берлина, в косметическом салоне  свободно работает рация, и никто её не ищет. Что про гестапо, по фильму «Семнадцать мгновений весны», это не скажешь.  Видимо, все гонялись за радисткой Кэт по окрестностям Берлина и за центром города не следили?

Ну,  хорошо, с рацией хоть не все понятно, но хоть есть какие-то объяснения. Но как в 17 км от Берлина  производят нападение на колонну с детьми из концлагерей, отбивают их и не одного, а добрых полсотни детишек куда-то девают? Это в центре Германии, где все доносят друг на друга и как огня боятся гестапо. А интернациональная бригада находит им такое место, где их кормят-поят и еще присматривают, чтобы не шалили. Детский сад, ей Богу.

Потребовалось доставить захваченного еще перед войной немца, чтобы племянник известного Швацкопфа перешел на сторону коммунистов – пожалуйста, где-то недалеко под Берлином сел наш самолет,  пленник побеседовал с племянником, и самолет спокойно улетел. Это даже не цирк, а волшебство.

Или звание этого Вилли Шварцкопфа в начале фильма – штандартенфюрер, т.е. полковник. Невелика шишка,  Штирлиц тоже имел такое звание, но уж на приемы к Гитлеру в рейхсканцелярию его не приглашали, как  Шварцкопфа, и его племянника-алкоголика  Генриха и эка невидаль, оберштурмфюрера Вайса, т.е. звание, равного обер-лейтенанту в армии.  Напридумывал что-то Кожевников в своем романе, или такой у него консультант был, приукрасить хотел.  Это как на день рождения Сталина пригласить старшего лейтенанта НКВД,  да еще в подпитии.  Ведь в фильме есть такая  сцена, когда Гитлер, увидев спящего у него на приеме старшего лейтенант СС  Генриха Шварцкопфа, предлагает гостям перейти в бункер, чтобы продолжить банкет и не мешать старшему лейтенанту спать.  У меня глаза на лоб вылезли от такой сцены.

Или роль Валентины Титовой, очередной жены Владимира Басова, режиссера фильма.  Дама только красуется, особенно в последних сериях в черной униформе  СС. Правда, девушка рискует, радиограммы в центре Берлина передает, а потом вместе с интернациональной бригадой едет куда-то освобождать узников подземного концлагеря.

В общем, сейчас смотреть этот фильм невозможно, ибо все героические поступки Белова-Вайса притянуты за уши.  Всех наш разведчик обдурил, и своего шефа по Абверу, того самого, у которого читал список лагерей, подлежащих уничтожению.  Причем бывший разведчик и  уничтожение лагерей, это же функции  охранных отрядов, даже не гестапо.  Что-то в реале я о таком не читал и не слышал.  Так что желание показать, что наши разведчики проникли в самое логово фашистского зверя не соответствует истине, и это видно даже мало-мальски грамотному в истории Второй мировой войны человеку.