Шагоомм! марш!

Ильхам Ягудин
               

  Название рассказа может вызвать недоумение у некоторых.  Но оно, думаю, понятно тем, кто когда-то служил в армии и слушал команды молодцев-сержантов.  Настоящий сержант всегда произносит команды в такой манере. И произносит с особым торжественным чувством, что по его команде подразделение, начиная движение в колонне,  делает с левой ноги три строевых шага. На то он и сержант!
 
  - Рассь! Рассь! Рассь, два, три! В ногу! Левый! Левый! Левый! Рассь,  два, три! 
 
  Отправившись в командировку  в город N , находящийся на высоком  берегу Волги и являющийся одним из губернских центров, приятель  и не предполагал, что придётся применить навыки зам комвзвода* тридцатилетней давности.
 
  Ильнур Яруллин испробовал себя во многих профессиях. В молодости приходилось поработать управляющим отделения совхоза. Потом лет десять мастером в профтехучилище* обучал вождению и всяким премудростям техники. Сеять вечное и доброе  в качестве преподавателя - тоже пришлось. Судьба и снабженцем побегать заставила. Три года и куратором строительства  крупного комплекса силы вкладывал. Ну, так сказать, «не пришей,  к избе рукав», одним словом  и короче говоря.
 
  И вот, устроился как-то Ильнур Исмагилович Яруллин работать главным специалистом управления одного из большущих искусственных водоёмов страны. Да ещё каким специалистом! Специалистом, который за всё в ответе в этом управлений.  Но ничего, этот «универсал» быстро освоился в новой профессии по заботе о  водных просторах  и даже стал узнаваемой фигурой в вышестоящих структурах этой отрасли, вплоть до московских начальников.
 
  Руководители  учреждений иногда уходят на повышение, а иногда и на понижение. Порой и на пенсию отправляют. 
 
  Ну что же, от этих повышений, понижений и  списаний на отдых  жизнь не останавливается.  Высшее руководство назначает временно исполняющего директора и продолжает требовать работу.  Как только объявится чей-то очень хороший знакомый, грешным делом может и родственничек какого-нибудь  «генерала», тут и выявляется недостаточность  «таланта» руководителя  этого самого временного директора.  А как только назначенному не временно «талантливому  руководителю»  подыщут новую высокую должность, или вовсе разочаруются  в  нем под формулировкой «утрата доверия»  -  понадобится опять вечный временно исполняющий обязанности.  А оставлять на постоянно директором этого «временного»  нельзя! Кто же тогда будет заниматься работой? Таковы особенности кадровой политики.
 
  Особенности особенностями, а моему приятелю пришлось занимать эту должность «временно исполняющего» три раза и  на довольно-таки  продолжительные сроки.  Пока не находили  очередного  «настоящего, не временного директора».
 
  Во время одного из этих «исполнения обязанностей» руководителя и приехал Ильнур  Яруллин в этот областной центр  N.  На  очередной форум высоких руководителей речных далей и водных просторов.   В состав  этих руководителей входят начальники водных отделов областей и республик, также директоры тех самых управлений водных объектов.  Ещё есть приглашённые министры нескольких регионов и замминистры по природе.
 
  Форум как форум. По прибытию размещение участников в люксовых номерах  гостиницы в центре города. А одному,  самому главному, предоставили место  в апартаментах с сауной с бассейном, с другими удобствами и развлечениями  положенных апартаментам.
 
  На следующий  день,  ближе к полудню,  в конференц-зале  озабоченные выступления  пары министров из регионов про проблемы великой реки и заключительное выступление того самого главного с обвинительными высказываниями в адрес не угодных в последнее время подчинённых. 
 
  После перерыва, называемого на модный манер кофе-брейком, выразительные выступления нескольких дамочек, якобы тоже озабоченных обмелением Волги и оскудением флоры и фауны.
 
  Перерыв на обед в ресторане даёт новые силы участникам, для работы разделившись на секции.  Ильнур Исмагилович не знает, что решают в остальных девяти секциях.  Но знает, что будут говорить у них. Одно и то же каждый раз. В предыдущих   таких же,  в которых ему посчастливилось участвовать  во время подобных форумов,  руководитель секции монотонно зачитывал присутствующим  с листочков какой-то текст.  Проголосовав поднятием руки за пункты и подпункты этого текста, участники  опять направлялись в большой зал. Все руководители  секций зачитывали перед всеми участниками  о принятых на секциях решениях.
 
  После итогового выступления и закрытия официальной части столь важного форума самым главным,  организаторы объявили о предстоящей экскурсии по историческому центру славного города N. Место сбора в холле через час.
 
  Достопримечательности  города показывали  довольно симпатичная, тридцатипятилетняя на вид, заместитель  отдела по водным объектам города N и мужчина лет пятидесяти,  по всей видимости,  являющийся преподавателем  местного вуза*.
 
  Уставшие от столь плодотворной работы участники и приглашённые  вечером собрались в ресторане.  Вечер удался.  Хочешь водку пей, хочешь вином угощайся. А Яруллин наш употребляет только красное полусладкое.  Много всяких закусок и десертов. Выступления нанятых музыкантов, танцоров и танцовщиц в различных одеяниях от длинных платьев до минимальных ниток на интересных местах очень понравились публике. Да и сами не оплошали: чередовали выступления артистов своими тостами, песнопениями и зажигательными танцами. 
 
  Стали расходиться за полночь. Хмельные и не очень, весёлые и возбуждённые. 
Ильнур вышел из ресторана одним из первых. Улица пустынна.  Тихо вокруг. Тускло горят фонари на столбах. Пахнет весенним влажным воздухом со стороны Волги. Вдоль тротуара белеют стволы зеленеющих берёз.
 
  Стали выходить на площадку перед рестораном и другие участники банкета. Кто-то  запел,  курильщики  стали затягиваться  дымом.  Женщины шумно переговаривались, сверкая весёлыми глазами. Мужская часть  делали комплименты, рьяно сыпали анекдоты и вызывали очередной звонкий смех слушательниц. 
 
  Коллег из местных уже увозили на машинах. Прощались с ними долго: с объятиями и поцелуями.
 
  Остались только  человек пятнадцать приезжих, которым  шагать до гостиницы метров двести.  Их задерживали особо кокетливые две дамочки, которые желали не то продолжения банкета, не то просто любили окружение столь солидных и весёлых мужчин.  Эти кошечки словно магнит не давали оторваться от брусчатки этим похотливым начальникам.  Хи-хи-хи и ха-ха-ха,  сладко издающиеся сквозь  ярко накрашенные губы,   околдовали  чьих-то отцов, чьих-то дедов.  В конце да концов чьих-то супругов.  Особо увлёкся  один из замминистров в изрядном подпитии, на вид господин тридцати пяти лет.
 
  Но вдруг раздалась строгая команда, не оставляющая возможности даже пикнуть:
 
 - В колонну по два становись!
 
  Случилось  чудо.  Вся начальственная братия, вдруг, толкая друг друга стали строиться.
 
  Грянула не менее зычная команда:
 
  - Рравняйсь!
 
  Тут важные  дяденьки даже немножко протрезвели и увидели перед собой хозяина командного голоса, то бишь демобилизованного  из армии тридцать лет назад старшину-срочника Яруллина.  Ильнур Исмагилович с невозмутимым видом посмотрел на своих «бойцов» и выдал:

  -  За мной! Пррямоо! Шагоомм! Марш!
 
  Колонна послушно тронулась в сторону гостиницы за так неожиданно  возникшим командиром.
 
  Улица пустовала, светофоры скучали  без дела. В ночной тишине минут десять звучал лишь когда-то  выработанный сержантский голос:

  - Рассь, два! Рассь, два! В ногу! Рассь, два!

 *Зам комвзвода  –  сержант или старшина в должности заместителя командира взвода.
*Профтехучилище  –  профессионально-техническое  училище.
*Вуз  -  высшее учебное заведение.
                06.02. 2020.