Страна городов - страна ариев

Гелий Клейменов
СТРАНА ГОРОДОВ – СТРАНА  АРИЕВ.

В период расцвета балановской и абашевской культур на юге Урала возникла синташтинская культура. Появление абашевцев  на Южном Урале объясняется наличием в этих местах месторождений меди. В могильниках  поселений на Южном Урале найдено большое количество шлака, руды, орудий для металлургического производства и инструментов для обработки металла.



Карта.  От «шнуровой керамики» к синташтинской культуре
Справка. Синташтинская культура (конец III - начало II тысячелетия до н.э.) была распространена между 54 и 52 градусами северной широты и 59 и 62 меридианами восточной долготы в зоне северной степи Южного Зауралья и Южного Урала. В настоящее время в Челябинской и Оренбургской областях найдено 22 укреплённых поселения культуры. Большинство поселенческих памятников Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. На Южном Урале открыты поселения Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др., могильники Синташтинский, Большекараганский, Кривое озеро, Буланово, Степное VII, Танаберген II, Бестамак и др. Площадь синташтинских укреплённых поселений, как правило, до 2 га, иногда достигает 3,4 га. Особенностями поселений являются системы фортификации, имеющие форму замкнутого комплекса монументальных защитных сооружений. Стены поселений сложены из глинобитных блоков, толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м. Планировка круглая, овальная и прямоугольная, с площадью или улицей в центре. В жилищах найдены очаги, камины, погреба, колодцы, металлургические печи. В 9 могильниках синташтинской и родственной ей петровской культур археологами обнаружено не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 г. до н. э.».

Карта городов синташтинской культуры

В настоящее время  в синташтинскую культуру включено  21 укрепленное поселение, а также многочисленные селища. Центры располагались на расстоянии 40-70 км друг от друга. В этих пределах в окрестностях «города» располагались сезонные стоянки скотоводов и рыболовов, строились небольшие неукрепленные поселения людей, которые были тесно связаны в хозяйственном  отношении с «городом-крепостью». Все укрепленные поселения («города») были обнесены стенами и рвами, крепость представляла сложное фортификационное сооружение. Широкие и пологие рвы на многих участках имели большой перепад глубин от 1,2 до 4,5 м. Как показали последние раскопки, рвы были снабжены резервуарами для отвода и сбора атмосферной воды. Фундамент оборонительной стены, как правило, был массивным, несколько метров толщиной. Все найденные города построены на компактной территории в один и тот же период времени, в одном архитектурном стиле и с применением одних и тех же инженерных решений, схожих материалов. Строился город  по типовому проекту. В центре обязательно находилась  площадь.  Каждый город - это единый комплекс помещений (обычно города состоят из обособленных зданий, строящихся в разные периоды времени). В одноэтажных домах (на 10-30 квартир) в каждой квартире  были  колодцы, кладовые, кухни с очагами и спальни. Квартиры имели  до десятка спален-комнат. Общая площадь каждой квартиры - 100-180 кв.м.  В городе жили ремесленники, металлурги,  кузнецы,  литейщики и торговцы. Скот горожане не держали. Город был центром сельской округи на несколько селищ, где разводили скотину. За городом были построены   гидротехнические сооружения: плотины, запруды, отводные каналы. Крупный рогатый скот синташтинских поселков  использовался для получения молока и мяса. Разведение лошадей было направлено на выведение, размножение и выращивание породы скакунов. Мясо говядины и баранины доминировало в питании. От овец и коз получали шерсть. Остатки костей рыб и диких животных, немногочисленных  культурных растений  говорят о том, что их  рацион питания был разнообразным. 
Синташтинцы знали ткачество и  выделку кожи. Их одежда состояла из конопляного текстиля, шерсти, кожи и меха. Для женского костюма были характерны кольца, браслеты, височные подвески, богато декорированные бронзовые девичьи накосники (украшение, которое в старину надевали на волосы, заплетенные в косу). Изредка в погребениях встречаются ювелирные украшения из золота и серебра
 Умерших опускали в глубокие (до 3,5 метров) ямы-склепы на общем кладбище и размещали на боку, со сложенными у лица руками, сверху над могилой  насыпали небольшой  курган. Обилие жертвоприношений животных, почти исключительно домашних, является  яркой особенностью синташтинской погребальной обрядности. В мужских погребениях встречаются кости лошади, в детских и захоронениях молодых женщин - почти исключительно кости мелкого рогатого скота. Среди найденных останков особо ярко представлены предметы военного снаряжения – бронзовые топоры, копья, каменные наконечники стрел, панцирные пластины, детали лука.   Сенсационным оказалось открытие следов колесницы, колес со спицами, предметов упряжи. В  распоряжении археологов до сих пор нет никаких данных о существовании и эволюции двухколесных колесниц до появления их у  синташтинцев. Присутствие в могильниках погребений с остатками колесниц и оружием на общих кладбищах указывает на то, что колесничие и воины, имевшие определенно особый статус, разделяли условия жизни с другими членами общества.
Синташтинцы совершили резкий рывок в своем развитии в сравнении с окружавшими их соседями культуры «шнуровой керамики». На всем пространстве от Эльбы до Тихого океана не было ни у кого таких изделий, таких сложных систем фортификации, таких жилищ в поселениях. Такая модель замкнутого укрепленного поселка не была известна на данной территории ни до, ни после рассматриваемого нами периода времени Керамическое, кожевенное, ткачество и металлургическое производства были у синташтинцев на значительно более высоком и технически сложном уровне. Ученые обнаружили горшки с широкими горловинами и короткими шейками, сосуды и банки разных емкостей:  до 5 литров использовались для готовки пищи, а до 50 литров  - для хранения пищи и воды.
Гигантский прорыв в освоении технологии синташтинцы совершили в металлургии, которая стала: основным направлением их деятельности. Они занимались разработкой коренных месторождений, обнаруженных геологами, копали глубокие шахты, добывали руду, занимались не только ковкой, но и отливали из мышьяковой бронзы ножи, кинжалы, наконечники для копий и стрел, разнообразный инструмент, специализированное оружие и украшения.  Синташтинские материалы демонстрируют  особое назначение в вооружении лука и стрел Металлургия и металлообработка, как высокотехнологичные отрасли, в большой степени зависят от обладания необходимым уровнем квалификации,   от доступности минеральных ресурсов, от контроля  качества  по всей технологической цепочке.

Рис. Бронзовые наконечники стрел
Ярчайшая особенность синташтинской культуры проявляется в высоком уровне военного дела, в архитектуре поселений и погребальном инвентаре. Революционные технологические открытия,  неизвестные на территории от Эльбы до Тихого океана, в металлургии  (изобретение новых типов печей), в транспорте и коммуникациях (изобретение колеса со спицами и легкой колесницы), в строительном деле и архитектуре (использование дерева и глины для создания несвойственного Зауралью типа поселений).перевели синташтинскую культуру на уровень государственного образования, названного «Страной городов». .
Развитие технологий в разных отраслях привело к социальному разделению людей по уровню их квалификации и значению их труда для общества.  Надо полагать, что металлурги находились на высших ступенях иерархии общества. Это было  связано с тем, что спрос  и реализация  изготовленных бронзовых изделий определяли существование всего населения.  Об уровне квалификации металлургов говорит проведенный  атомно-эмиссионный спектрометрический анализ химического состава цветного металла синташтинской культуры начала II тыс. до н.э. По материалам могильников Кривое Озеро, Каменный Амбар 5, Синташта 2, Герасимовка 2. было зафиксировано использование двухкомпонентных сплавов, а также сложных трех-, четырех-, пятикомпонентных бронз с лигатурой мышьяка, олова, свинца, цинка, сурьмы. Ведущими являлись бинарные сплавы медь-мышьяк (около 80 %). .Для плавки подбирались минералы меди как окисленные (малахит, куприт), так и мышьяково-никельсодержащие из  залежей Южного Зауралья.
Аркаим
Поселение Аркаим (2200-1600 вв. до н. э.), судя по его размерам, являлось центральным в «Стране городов». Население Аркаима (по данным ученных) составляло около 2,5 тысяч человек. За всю свою историю Аркаим  был заселен только представителями синташтинских племен. Аркаим не застраивался стихийно. «Нет никаких сомнений в том, что тут мы имеем дело с результатами предварительного проектирования, который был вынесен строителями в натуру. Не может быть и речи о том, что Аркаим строился в несколько этапов, по мере необходимости, когда к уже готовой части пристраиваются новые кварталы. Нет, он строился разом, и ясно, что проектным работам предшествовали тщательные проектные изыскания в плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Несомненно, заранее были подробно вычислены объёмы земляных работ и необходимой для строительства древесины, а это тысячи стволов хвойных и лиственных деревьев!» - пишет археолог К.К. Быструшкин, который работал на раскопках с 1990 г. Города аркаимского типа в настоящий момент обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области,  юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана.

Фото. Аркаим сверху.
Аркаим представляет собой единую инженерную конструкцию, общий дом-крепость для всех жителей. В самом центре поселения располагалась площадь, к которой вели прямые улицы. Диаметр внешней стены - 150 метров, толщина в основании - 4-5 м. От дна рва и до вершины стена укреплена блоками кирпича-сырца и обмазана глиной. Диаметр внутренней стены - около 85 м, толщина - метра три-четыре. Жилища были расположены секторами во внешнем и внутреннем периметре города. Во внешнем круге их 35, во внутреннем - 25. Длина каждого дома - от 16 до 22 м, площадь - от 100 до 180 кв. метров. Единственный вход в город имел ширину 6 м и располагался в северо-западной части стены. По наружному периметру внутренней стены проходит единственная кольцевая мостовая. Фактически город представлял собой деревянную крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. Стены были сделаны из бревен, забитых глиной, и глиняных необожженных кирпичей.  Из уникальностей города – ливневая канализация, которая отводила воду за пределы поселения. Вода с крыш жилищ внешнего кольца стекала в ров, но не полностью. Часть отводилась в специальные ямы во дворике. Большие (до 180 кв. м) длинные жилища поддерживались столбовыми конструкциями, в них находились печи для обогрева и приготовления пищи, металлургические печи, колодцы.




Рис. Аркаим, художественная реконструкция

Рис. Аркаим. Реконструкция  двух жилищах
Рис. Реконструкция планировки жилища



Ученые подробно описывают каждый открытый в синташтинской культуре  артефакт,  не комментируя и не уточняя, каким образом человек умудрился постичь сразу такое большое число наук и технологий. Как само собой разумеющееся, представляется переход от потребительского ведения хозяйства к производственному, причем одновременно в таких сложных и требующих навыков сферах, как земледелие, изготовление тканей и медных изделий из руды. Как всегда представляются эти достижения, как закономерное эволюционное развитие в познании «от простого к сложному», не вдаваясь в детали.
Столь стремительные перемены за короткий промежуток времени, произошедшие в синташтинской культуре,  могли произойти только под руководством тех, кто обладал знаниями всех технологий и обладал навыками их применения. История неолита констатирует, что в разных странах новые технологии появлялись не сразу, а чаще всего развитие культур опиралось на одну из них: в Японии и Китае – особо развивалась керамика, в Индии, Месопотамии, Древнем Египте – земледелие и строительство, в Средней Азии, Иране – скотоводство, в Анатолии, Месопотамии – металлургия, в Древнем Египте -  ткачество и строительство . В бронзовую эпоху цивилизации Древнего Египта, Месопотамии, Индии и Китая впитали достижения всех этих технологий и стали их совершенствовать. Пришельцами на Южный Урал, знатоками этих технологий, могли быть граждане любой из этих цивилизаций, но  с точки зрения территориального расположения более вероятно, что  ими были специалисты, прибывшие с территории современного Ирана. Нет никаких сомнений, что возникновение синташтинской культуры на Южном Урале связано с миграцией из Передней Азии.  По типу керамики, по стилю  архитектуры можно обозначить  район, откуда пришли пришельцы, более конкретно. Это - территории Юго-восточной Анатолии, Северной Сирии, Верхнего  Евфрата и Тигра.
Надо понимать, что обучить местное население новым технологиям за короткий промежуток времени невозможно, аборигенов могли использовать при выполнении простых и трудоемких  операций. Были приглашены специалисты из абашевской и балановской культур. Но все же количество приезжих, назовем их иранцами, было немалое. Они занимались строительством крепостей, домов, фортификационных сооружений, включая обеспечение водой и хранение продуктов городского населения. Другая многочисленная группа специалистов должна была наладить технологии производства тканей, продуктов питания, изделий из металла.
Все укрепленные поселения сооружались строго по одному продуманному плану, один за другим.  Если учесть уровни развития, то эту стройку «Страны городов» в степях Южного Урала можно сравнить со строительством Байконура в 50-х годах прошлого века. Проект громадный, который, прежде всего, был вызван обстоятельствами, необходимостью и поставленными целями. На его осуществление требовались громадные средства, людские, транспортные и финансовые, орудия труда и  материалы, включая лес, глину и песок. 
Синташтинская культура начала развиваться в конце третьего тысячелетия до н.э., около 2100 г. до н.э. Что произошло в это время на Ближнем Востоке и в Древнем Египте?  Главные средиземноморские цивилизации: Шумерско-Аккадское и Древний Египет - к этому времени перестали существовать (см. таблицу).

Таблица. Время существования культур и стран

На их месте по прошествии столетия  образовались новые государства: Вавилонское и Ассирийское царство, Хеттская держава и Минойская цивилизация.  Из-за отсутствия месторождений олова цивилизации Средиземного моря  были вынуждены покупать олово у разных мелких производителей. Около 1800 гг. до н. э. небольшие месторождения олова в Малой Азии были полностью исчерпаны.. В Месопотамии металлы:  олово, свинец, медь -  отсутствовали, вообще. В Греции добыча олова велась в окрестностях Дельф,  и, возможно, в некоторых других местах. Именно эти области служили поставщиками олова для всей Греции. Однако, согласно последним исследованиям, месторождения олова в Греции были, как и в Малой Азии, не очень большими и были истощены вместе с малоазийскими.

 На Британских островах были обнаружены крупные залежи олова в Корнуолле и Девоншире. Финикийцы проложили дорогу из Средиземного моря к Британским островам. Бум  в торговле оловом из Корнуолла пришелся  только на конец первой половины II тысячелетия до н.э., около   1600 г. до н. э..  Поставки олова из Британии финикийцами обеспечивали связь между всеми центрами бронзового века только в середине II тысячелетия до н.э.. А в начале II тысячелетия до н.э. средиземноморские государства остро нуждались в изделиях из бронзы. Страна городов» на Южном Урале возникла  именно в период острого голода на олово и на бронзу на Ближнем Востоке из-за наличия доступных  медных руд и добротных минеральных ресурсов: мышьяка, олова, свинца, цинка и сурьмы.
Крепости – города поражают своей продуманной структурой, функциональным предназначением каждого элемента, обустроенностью быта их жителей. Преимущества крепости, прежде всего, заключаются в ее неприступности, так как даже мощные армии того времени из-за отсутствия осадных орудий  были обречены на длительную блокаду цитадели в ожидании капитуляции ее защитников. Недостаток воды и продуктов питания были тем слабым местом, той ахиллесовой пятой, которая открывала ворота крепости. Надо предполагать, что в синташтинских городах были предусмотрены подземные хранилища продуктов и, возможно, подземные водоемы, ручьи, в противном случае обороняться долго защитники города  не смогли бы, и сама идея крепости для защитников превращалась в ловушку по самоуничтожению.  Как следует из расположений укрепленных поселений, представленных на карте «Страны городов», все они строились на берегу рек или речек, поэтому наверняка  проблемы с обеспечением водой были решены.

Фото. Синташта находится на правом берегу реки Синташты (левый приток реки Тобол)
Проекты крепостей-городов подобного типа были разработаны на Ближнем Востоке еще в VII тысячелетии до н.э. и использовались неоднократно, видимо, по причине его оптимального функционального соответствия  стоящим перед заказчиком задач.
1. Чатал-Хююк (VIII - VII тысячелетие до н.э.) представлял крепость, наружной стеной которого были глухие массивные стены прижатых друг другу одноэтажных  домов, сооруженных из сырцового кирпича, на кирпичных  основаниях. Все поселение состояло из жилых домов; общественных построек не найдено. Дома имели прямоугольную планировку, при каждом имелось хранилище, пристроенное   к одной из стен. Внутрь дома заходили через отверстие в плоской крыше по деревянной лестнице. Сообщение между домами осуществлялось по крышам и лестницам. Огромное поселение не имело оборонительных сооружений - наружные стены домов, располагавшихся по внешнему периметру города, образовывали массивную стену. Население Чатал-Хююка занималось обработкой камня из кремния, обсидиана, из кости, самородной меди, из дерева на высокопрофессиональном уровне. Все эти материалы обрабатывались в небольших мастерских. Чатал-Хююк располагался неподалеку от крупного месторождения обсидиана, образовавшегося вследствие извержений вулканов Кара Дага и Хасан Дага.
2. Иерихон (VII тысячелетие до н.э.), город «А» просуществовал, как зафиксировал радиоуглеродный анализ,  до 6900 года до н.э., занимал площадь около 4 гектаров и был окружен каменной стеной, которая в некоторых местах  возвышалась на четыре с лишним метра над основанием, а толщина ее приближалась к двум метрам. Перед стеной в известняке был вырыт ров шириной более 8 метров и глубиной 2,6 метра. Он был заполнен водой из ближайшего источника. Внутри городской стены стояли тесно, прижавшись друг к другу, небольшие дома из необожженного кирпича. Общая численность населения составляла около трех тысяч человек. Столь сложное фортификационное сооружение вокруг города говорит о важности объекта,  с точки зрения определенного вида ценности того времени.
3. Урук - древний город Шумер (XXVIII—XXII века до н.  э).  Расположен в южной части Шумера, к северо-востоку от реки Евфрат. Вокруг была возведена оборонительная стена из высушенного на солнце кирпича-сырца. Стена насчитывала 9 км в длину и плотно окружала город. В этом городе жило до 6 тысяч жителей. В шумерском городе преобладали двухэтажные дома. Узкие, шириной 2-3 метра немощеные улицы вились между глухими стенами жилых домов.




Рис. Урук - древний город Шумер

Архаические таблички из Урука свидетельствуют о том, что земледельцы, обрабатывавшие поля богини Инанны, получали плуги, мотыги, рабочий скот, а также семена и корм для волов и ослов в «Доме плугов»,  который  был храмовым складом сельскохозяйственного инвентаря. Весь урожай целиком свозился в зернохранилища храма, а затем земледельцы получали на соответствующих складах продовольствие и одежду. В амбары храма ссыпалось зерно, на складах хранились всевозможные сельскохозяйственные продукты, орудия труда, строительные материалы и прочее. С одних складов выдавалось сырье работникам и ремесленникам, на другие принимали готовые изделия. Скотоводство играло в культуре Месопотамии основополагающую роль. Наибольшим почитанием пользовались  овца и корова. Земледелие в  Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду по каналам  отводили в специально построенные водоемы, чтобы в случае необходимости подавать ее по каналам на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их сплочения. Рисуночное письмо сохранило изображения металлических орудий и горна, прялок, лопат и мотыг с деревянными рукоятями, плуга, саней для перетаскивания груза по заболоченным местам, четырехколесных повозок, канатов, рулонов ткани, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами,
 Древнейшие списки имен храмовых ремесленников сохранили термины для обозначения профессий кузнеца, медника, плотника, ювелира, шорника, кожевенника, гончара, ткача. Все ремесленники получали вознаграждение за свой труд, как продуктами питания, так и наделами земли.
 Жители такого города обрабатывали поля в радиусе не более чем 15 километров. Поэтому в одной округе обычно возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи.

В синташтинскую культуру были внесены все главные достижения Месопотамии и по сути дела ее укрепленные поселки, города в какой-то степени напоминают структуру городов и хозяйства Шумер в период его расцвета.

Карта. Шумерские города

Карта. Синташтинские города
Важным элементом такого построения хозяйственной деятельности является, прежде всего, взаимоотношение города и деревни. Строиться они могут на двух принципах: взаимовыгодной торговли или полного и беспрекословного подчинения деревни, которая должна выполнить определенные нормы по каждой культуре и продукту. Племена, находившиеся еще в каменном веке, надо было заставить заниматься земледелием или животноводством, надо было  обучить, обеспечить инвентарем   и строго контролировать. На первоначальном этапе любые неподчинения  аборигенов карались жесточайшем образом – мужчины отправлялись в шахты, женщины – в прислуги. Для проведения операций по усмирению и контролированию нужны были хорошо вооруженные воины, которые поселялись  в дома, расположенные на территории внешнего круга города. В силу своего полного превосходства в вооружении выступать в качестве защитников крепости им не приходилось. Но для подавления бунта, для нагнетания страха на население, для контроля исполнения указаний их использовали постоянно. Археологические раскопки обнаружили останки злаковых культур в небольших количествах, что позволяет нам заявить, что попытки пришельцев организовать выращивание злаковых культур, провалились, возможно, из-за сильных морозов или отсутствия злаковых культур, приспособленных к столь резко континентальному климату. Попытки создать оросительную систему также оказались неудачными. Пришлось пришельцам заняться вплотную скотоводческой деятельностью, разведением домашних животных и наладить переработку молока и мяса. Рацион питания разнообразили рыбой, лесными ягодами, грибами, которые разрешалась собирать некоторым местным в качестве поощрения.
Главный вопрос: зачем нужно было в момент закладки предусматривать  столь мощные фортификационные сооружения? Кого защищали стены крепости и воины? В настоящее время ученые отвечают на этот вопрос довольно странно: «Мотивом для постройки укреплённых поселений с большой вероятностью являлась конкуренция скотоводческих кланов, попытка закрепить за собой пастбищные территории и месторождения рудных ресурсов». Скотоводческие племена могли между собой враждовать, при этом всегда в нужный момент городские воины могли вмешаться в конфликт и  уладить его. И непонятно, зачем скотоводам нужны рудные месторождения? Что их привлекла возможность потрудиться в шахте? Не вызывает сомнений, что эти крепости не были построены для защиты от нападений местного населения, столь примитивно вооруженного.
Как это ни странно, но самое дорогое, что было и что столь тщательно охранялось – были специалисты, ремесленники, металлисты, мастеровые Их труд оберегался, а готовые изделия прятались в тайниках. И не соседи скотоводы представляли угрозу, а пираты с территории Ирана, Ближнего Востока, которые понимали не имеющую цену их умение, и  не каждого в отдельности, а всех вместе, всей команды. Именно этим людям оказывался особый почет, они жили семьями в просторных комнатах, их обеспечивали пищей и водой, их оберегали, их хоронили всех с одинаковым почестями, отправляя в последний путь с тем инвентарем, теми изделиями, которые они создавали. И тех, кто всем этим управлял, хоронили на том же кладбище, тем самым демонстрируя, как высоко ценились мастеровые.
В начале II тысячелетия до н. э. Восточное Средиземноморье остро нуждалось в бронзовых изделиях, прежде всего, в оружии из бронзы. И те, кто этот проект планировал и осуществлял, предполагал на первоначальном этапе наладить здесь производство различных видов оружия и реализовывать его на Ближнем Востоке. Благо транспортировка до юга Каспийского моря по Уралу не представляла серьезных сложностей и опасностей.
В захоронении синташтинской культуры в районе Кривого озера (Челябинская область) была обнаружена колесница классического типа, археологи  Д. Энтони и Виноградов датировали  ее создание 2026 годом до н. э. В 9 могильниках «синташтинской» культуры найдено  не менее 16 погребений с колесницами.
 В Иране на рубеже III-го - II-го тысячелетия до н.э. изобрели колесо со спицами (самое раннее изображение такого колеса именно оттуда). Как свидетельствуют древнейшее Тель-Халафское (Северная Сирия), изображение, двухосного транспортного возка  появились во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры. Первоначально тягловой силой были ослы. Колеса со спицами не были известны в Месопотамии. В момент рукопашной возницы держали повозку возле места боя и подавали своим воинам  новое вооружение взамен сломанного медного (бронзы еще не было)  Это была первая функция боевых колесниц - транспортная.
Затем упряжки стали использовать непосредственно во время битвы:  при сближении с противником воины из повозки колесницы, запряженной ослами,  метали дротики и стреляли из лука.  В середине третьего тысячелетия до н. э. ударные колесницы были двухосными и  имели двухместный кузов  с  высоким щитом по трем сторонам для  защиты лучников и метателей дротиков.

Фото. Изображение шумерской ударной колесницы. Урский штандарт, ок. 2500 г. до н. э.

Древнейшая известная ученым конная одноосная колесница классического типа обнаружена не в Междуречье, не на Балканах, не в северо-восточном Иране, а в районе Кривого Озера (Челябинская область). Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколесные колесницы, стало изобретение колеса с ободом и спицами. Следующим революционным для боевой колесницы шагом было изобретение удил. Именно с помощью их удалось запрячь в колесницу лошадей. Конная упряжка превратила колесницу в грозное и оружие. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э., на территории  синташтинской культуры.

Рис. Реконструкция колесницы синташтинского типа.
Это первые в истории настоящие колесницы - легкие повозки с двумя спицевыми колесами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил.
Под руководством А. В. Епимахова, археолога, доктора  исторических  наук,  и профессора  Ивана Семьяна, заведующего лабораторией экспериментальной археологии Евразийских исследований ЮУрГУ, была произведена реконструкция и  сделана точная копия колесницы  синташтинского типа. Испытания показали, что колесница выдерживает длительные нагрузки, образец удалось  разогнать до 40 км/час. В Синташте в могильнике  пара коней положена вместе с колесницами, на черепах лошадей сохранились псалии (часть древнего уздечного набора).  Двухколесная колесница могла найти применение только с появлением  высоких (в сравнении с ослами), выносливых коней. Из хеттского текста: «Это были высокопородные тонконогие молодые жеребцы. Последние очень дороги, в Нузи конь в 7 раз дороже быка и в 10 раз дороже осла. Их привозят издалека, из Митанни и северных областей, содержат в царских конюшнях и иногда дарят соседним владыкам». Хеттский царь Хаттусилис III просит вавилонского царя Кадашмана-Энлиля II: «Пришли мне лошадей: племенных коней и жеребцов высокого роста». В военное дело на Ближнем Востоке колесницу впервые ввели в Митанни. Древнейшим свидетельством существования военной колесницы является хеттский текст Анитта 1800 г. до н. э. В нем упоминается 40 выстрелов с лошадей  при осаде Салативары.

Фото. Барельеф с изображением боевой колесницы хеттского царства.
Одноосная колесница легкого типа появилась в Синташте неслучайно – она являлась частью задуманного там, в предгорьях Северного Ирана, проекта. Широта охвата и глубина задуманного иранцами плана поражает и восхищает. По их замыслу города-предприятия Синташты должны были производить все виды оружия, включая боевые колесницы, удила и всю необходимую утварь для управления высокими, быстрыми конями, которых они должны были вывести и разводить.
Предприятие каждого города специализировалось в изготовлении определенных элементов упряжи или вида оружия из бронзы. На одном из них совершалась сборка колесниц, и готовую партию  оправляли с купцами-иранцами на юг Каспия, где продавали их за громадные суммы вместе с молодыми конями.  Учитывая уровень развития общества этот проект можно сравнить по его значению и влиянию на общество  со строительством  предприятий фирмы «Мерседес».
 К элите «Страны городов», прежде всего, относились жрецы. На площади в центре города под открытым небом собирались все жители города, произносили молитвы, просили у божественных покровителей сил, здоровья, удачи, избавления от бед, болезней и страданий. Управляющие городов (мэры) в соответствии с провозглашаемой жрецами религией вели такой же образ жизни, как и все обитатели внутреннего круга, лишь только при захоронении  их отправляли в последний путь вместе с  конем и колесницей.

Надо полагать, что главный вдохновитель проекта обитал далеко от укрепленных  поселений, предположительно в Митанни. Хурритское царство Митанни возникло севернее среднего течения Евфрата еще в начале II тыс. до н.э. Эта область занимает выгодное положение, являясь узлом путей из южной Месопотамии.  В своих действиях он  опирался на Совет старейшин проекта «Страны городов», в который входили самые богатые люди края хурритов из числа торговцев. К началу II тысячелетия до н. э. в Малой Азии с целью лучшей организации торговли были созданы торговые поселения, которые должны были содействовать торговли оловянными, серебросвинцовыми рудами, медью, бронзой и шерстью. Продажи колесниц, коней, оружия из бронзы приносили Совету старейшин громадные прибыли. По свидетельству переднеазиатских письменных источников установлено, что ранее середины II тыс. до н.э. группа прибывших с севера вооруженных ираноарийцев сумела занять господствующее положение в государстве Митанни.  Отряды воинов на колесницах, вооруженные  новыми более совершенными  луками, стрелами и дротиками свергли старых правителей и возвели на престол своих правителей.
Синташтинская» культура существовала более 400 лет. Специалисты передавали свое мастерство своим детям, те своим, и так из поколения в поколения. В этой среде думали и говорили только о работе, потому что никаких иных забот и проблем у них не было - они были всегда обеспечены пищей, у них всегда была крыша над головой, их одевали и рядом всегда была семья, а молодым в определенном возрасте находили невесту или в своем кругу, или среди местных. Эта райская жизнь в какой-то степени была отображена в мифах и легендах, которые пересказывались и переиначивались разными народами. А от Геродота мир узнал о стране Борея, которая находилась где-то далеко на севере (Южный Урал находится далеко на севере от Греции).
 Судя по найденным останкам, Аркаим и другие города-крепости были оставлены их жителями приблизительно в одно время, в начале XVII века до н.з. Чем был вызван их исход? Гадают ученые. Выдвигаются разные предположение, в основном климатические и связанные с ними долговременные голод и эпидемии, типа холеры и чумы. Обоснованными можно считать причины, связанные с выгуливанием скота пастухами, которое привело к вытаптыванию почвы в округе городов за столетия, или из-за уничтожения лесов, без древесины которых не могли обойтись металлурги, или из-за сокращения спроса в связи появлением конкурентов производителей  изделий (с Британских островов начались поставки олова, а производство  боевых колесниц наладили в Хеттском царстве).
Историки не замечают  факт неожиданного появления отрядов, а затем армии, вооруженной усовершенствованными  видами оружия, включая одноосные легкие колесницы, в хурритской армии. В начале XVII в. до н.э. неожиданно  группа хурритов  пришла к власти в Митанни, а затем подчинила себе  большую часть территории Сирии, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии. Обладая новой армией, превосходившей по своей быстроте перемещения, меткости лучников, крепости доспехов и твердости оружия, хурриты  разгромили все соседей, нанеся их армиям сокрушительные поражения. Согласно текстам из Нузи (древний город в северной Месопотамии, к востоку от реки Тигр, который со 2-го тыс. до н. э. населяли хурриты). «индоиранцы в Митанни, введшие колесничную тактику боя в Передней Азии, имели стандартный комплект снаряжения колесницы: лук, два колчана с 30 стрелами в каждом, копье, кинжал, кожаный щит, вожжи, кнут, две конских попоны, кожаные панцири (иногда с бронзой) для коней и защитное снаряжение для воинов — наручи  и шейное прикрытие,  в виде гребня, с лопастями, спускавшимися на шею и плечи».
Странно, почему не задается вопрос: откуда появились легкие боевые колесницы в Метании? Их производство непростое, а массовое, тем более.
Верховная власть в Митанни осуществлялась царем и так называемым «синагилой» - «вторым после царя». Общий надзор на местах осуществляли начальники областей. О роли конных колесниц в Митанни свидетельствует титул правителя, который переводится  буквально, как «управляющий конями», а имена правителей–«имеющие мчащиеся колесницы»  или  «стоящие лицом к колесницам», или  «обладающие большими конями». Написанный в XIV в. до н.э. трактат митаннийцем Киккули на хурритском языке, содержит всю коневодческую терминологию (названия мастей лошадей, корма, ипподрома, поворотов при тренинге, управляющего колесницей) на индоарийском языке. Эти индоарийские термины позднее использовались  в хеттских, и в ассирийских трактатах, из чего следует, что навыки коневодства и управления  лошадьми в  колеснице были принесены в Переднюю Азию именно хурритами, и они сыграли решающую роль в смене военной тактики и развитии колесничного боя.
Изобретенные хурритами (синташтинцами) втульчатые стрелы и гибкий составной лук стали важным дополнением к ударной мощи боевых колесниц. Царь Митанни Тушратта послал луки в подарок Аменхотепу III, а три колчана с 90 стрелами - Аменхотепу IV. Следует отметить, что до появления ираноарийцев (синташтинцев),  втульчатые стрелы в Передней Азии отсутствовали, они были изобретены в Евразийских степях во второй четверти II тысячелетии  до н.э., и найдены в колчанах захороненных воинов поздней синташтинской  эпохи.
Карта Ближнего Востока. 1400 до н.э.

В течение XVI –XIII веков до н.э. Митанни вела ожесточенную войну с соседними царствами и империями: Хеттской, Ассирийской, Египетской порой очень успешную.
 Если связать два события, произошедших в начале XVII века до н.э.: а именно, исчезновение синташтинской культуры и появление  отрядов с новыми видами оружия на севере Ирана, то можно ответить на вопрос: откуда у ираноарийцев  появилось новое вооружение и колесницы. В определенный момент, который мог быть вызван климатическими, экономическим, а возможно и политическими причинами,  глава и старейшины Совета «Страны городов» приняли решение проект закрыть,  всем воинам  было приказано срочно прибыть в Митанни  вместе с готовыми колесницами на имеющихся судах. Одна группа оставшихся без охраны мастеровых, металлистов, специалистов отправилась на построенных плавсредствах  по реке Урал, другая группа - по реке Тобол. Те, кто добрался по Уралу и Каспию  до Севера Ирана были приняты правителем Митанни, им были пожалованы высокие должности на производствах и в управлении царством. А те, кто плыли на восток по Тоболу, а далее  вверх по Иртышу, доплыли до Алтая, а оттуда, перевалив Гиндукуш, вступили на территорию северных провинций Индии. О путешествии из краев, лежащих далеко на севере, их потомки сообщили в гимнах «Ригведы» на ведийском санскрите.

Арии
Справка. Др.-инд. ary;- (;*ari;a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). В языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам. Др.-инд. ar; «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хеттском. ara- («товарищ») и с армянским ari («ари» — «мужественный»)
Слово «арья» (arya) служило самоназванием предков индийцев и иранцев. Сходство их культур прослеживается в обрядности, в социальной организации, в мифологических сюжетах и в религиозных гимнах; некоторые фрагменты  «Ригведы» индоариев  имеют прямые аналогии в текстах священной книги  ираноариев «Авесты».
Племена и народы, населявшие Север Ирана, называли ариями, прибывших в Митанни, синташтинцев. Их доспехи, как они  описаны в текстах из Нузи, были по местным понятиям безумно дорогими, их знания, их поведение и их положение, после того, как они пришли к власти, заставляли местных относиться к ним, как к хозяевам, господам, причисляя их к кругу благородных. Почти триста лет правили арии царством Метании, не вступая с местными в контакт, они оставались для местных «чужими», «иностранцами», некой недоступной высшей кастой. У населения  они вызывали почет, уважение и неприязнь, которая стала, в конце концов, причиной бунта и свержения царствовавших арийцев с Олимпа.
Культура фатьяновцев простиралась от Эльбы до Урала, племена говорили на разных диалектах, образовалась общность носителей будущих германо-балтийско-славянских языков. Общение с представителями народов индоиранского, армяно-арийского языкового семейства в течение столетий существования фатьяновской, абашевской и балановской культур привели к формированию прагерманских, прабалто-славянским языков и к  разделению их в первой половине II тысячелетия до н. э., а также к образованию ведического санскрита.     Балто-славянская языковая общность разделилась через тысячу лет, примерно в V-VI веке нашей эры, на балтийские и славянские языковые семейства,   среди  индоевропейских языков особенно близки друг другу славянские и балтийские языки. Подобную близость обнаруживают ираноарийские и индоарийские языки (в рамках арийской языковой общности). Во многих работах лингвистов  констатируется наличие ряда сходств между балтийскими, славянскими и иранскими языками, в частности с санскритом. Крупный французский лингвист Антуан  Мейе в своих работах 1908г «Les dialectes indoeurop;ens» и 1926 г. „Le vocabulaire slave et le vocabulaire indo-iranien» обращал внимание на славяно-иранскую близость и приводил большой список балто-славяно-арийских соответствий. В заключении А. Мейе  особо отметил, что «Наблюдаемые лексические схождения между славянскими и индоиранским вообще, иранским в особенности, восходят, таким образом, к и.-е. общности и отражают древнее соседство будущих славянских и будущих арийских говоров в этой общности». В течение долгого совместного проживания на юге Урала разные культуры представителей синташтинской цивилизации (фатьяновцев, абашевцев, балановцев) и Северного Ирана  (хурритов, хеттов, армян)  влияли друг на друга, рождая некий сплав ираноязычной культуры с культурой Севера Европы. Это объединенное культурное наследие составители «Ригведы» назвали ведическим, а отделившийся от общности язык позже ученые назвали ведическим санскритом, отличая его от более позднего санскрита, а территорию, где он сформировался, теперь можно указать  точно: Среднее Поволжье – Южный Урал.    
.С одной стороны, носители иранских диалектов осваивали обряды племен степей и законы сурового северного края, поклоняясь их богам. С другой стороны, влияние иранцев  привело к появлению в культуре Южного Урала и Среднего Поволжья  новых элементов в украшениях, в керамике, в металлических изделиях и в культе домашних животных. Синташтинцы, пришельцы с Севера, принесли в Иран и Индию  коневодческую лексику:  названия конских мастей, лошадей разного возраста, фуража и т.д. Слова «колесница», «оглобля», «подпруга», «уздечка», многие названия частей упряжи стали общими в индоиранском языке
В иранской мифологии  северная прародина  называется Хванирата - страна «с искусно сделанными колесницами».  В ведийском языке есть 15 синонимов для обозначения коня, более 20 слов означают «путь», «движение»; «колесо» и «колесница. В «Ригведе» и в «Авесте» колесница - атрибут божества. Специальный гимн «Ригведы»  посвящен божественной колеснице. Особое заклинание произносилось, когда царь вступал на колесницу: «О божественная колесница, прими жертвенные возлияния!»,  «Да завоюет стоящий на тебе, что надо завоевать!» В древней индийской литературе  боги вручают оружие героям: Агни, индийский бог огня,  дарит лук Арджуне, Брахма, бог творения, вручает стрелу Раме. Представление о божественном (случившимся неожиданно, чудесным образом)  происхождении оружия надолго сохраняется у иранских народов: В легенде о небесных дарах, ниспосланных сакам, провозглашается: «Для земледельцев - плуг и ярмо быка, для воинов - копье и стрела, для жрецов - чаша».
Символами кшатриев, представителей второй по значимости после брахманов группы древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов, были «колесница, доспех, лук и стрелы». Комплект вооружения арийского воина, описанный в ведийской литературе и в текстах из Нузи (древний город Месопотамии) соответствует тому, который представлен в погребениях воинов-колесничих на Урале в Синташте, где были найдены бронзовые топоры, копья, ножи-кинжалы, тесла, крюки, наборы бронзовых и каменных стрел, каменные булавы и абразивные материалы для заточки оружия, однолезвийные ножи-скобели, которые могли быть скребницами для чистки лошадей и орудием для изготовления колес, как тесла и долота, а также украшения.
Исследованиями палеозоологов установлено, что ритуал захоронения коней сложился сначала  в степях Южного Урала, а затем  был полностью повторен и стал характерным для древних индоиранцев 
На тесное родство или единство предков ираноарийских и индоарийских племен указывает, прежде всего, близость их языков. Изучение и сопоставление данных различных ираноарийских и индоарийских языков, и прежде всего древних - авестийского и древнеперсидского, с одной стороны,  ведического и санскрита - с другой, ясно свидетельствуют об общности грамматического строя и основного словарного фонда ираноарийских и индоарийских языков в древности.
Большое сходство существовало также в религии, мифологических и эпических представлениях древних индийцев и иранцев. Сравнение и реконструкция древнеиранской и ведической религий указывают на однотипность религиозных представлений предков древних иранцев и индоариев. Близкими или аналогичными являются также ритуал и обряды, культ огня и священного опьяняющего напитка -  иранского хаума, индийского сома, изготовлявшихся из особых растений путем выжимания сока. Совпадали и многие имена богов и героев, которых чтили древние иранцы и индийцы и которые воспевались в их священной и эпической литературе. Одним из главных богов древних ведических племен и иранцев был Митра. Авестийский герой и царь Йима, сын солнечного героя Вивахванта, соответствует ведическому Йаме, сыну Вивасванта.  Скрепление текстов договоров Митанни с царством Хеттов именами божеств Митра, Варуна, Индра и клятвы этим богам свидетельствуют о том, что митаннийцы (ираноарийцы) поклонялись тем же богам, что и индоарийцы.
В «арийский период» предкам индийских и иранских племен была хорошо знакома металлургия. Иранские и индийские языки сохранили ряд общих названий металлов - иранское айах и индийское айас -  металл вообще или медь, бронза, позже - железо, иранское заранья (или даранья) и индийское хиранья - золото, аршата и раджата - серебро и др. Одинаковыми были и многие орудия труда (в том числе изготовлявшиеся из металла) и предметы вооружения (копье, лук и др.), а также обозначавшие их термины. Сходными были военная организация племен; характер и метод ведения войны.

Единообразной была и организация общества по семьям, родам и племенам с детальными совпадениями отдельных институтов, обычаев и соответствующей терминологии (ср., например, иранское вис и индийское вищ — род, селение, община и др.). Сравнение иранской и индийской традиций и лексики определенно свидетельствует о том, что арийские семьи в Иране и Индии были организованы одинаково, на патриархальной основе.
Сходство ираноарийских и индоарийских культур замечали ученые давно и выдвигали немало предположений, каким образом они оказались такими близкими, хотя расстояние между ними даже по прямой между Тегераном и Дели превышает 5 тысяч км. До сих пор доминирует предположение, что арийцы пришли в Индию из Ирана. Правда, при этом не принимается во внимание тот факт, что арийцы пришли на север   Индии, а из Ирана проще добираться в Индию по морю. Еще один факт как бы не замечается, что культ коня, колесницы начал развиваться в этих странах примерно в одно время XVII-XVI веке до н.э. приблизительно в это время или чуть позже написаны гимны «Ригведы» пришедшими ариями на ведическом санскрите. Влияние ираноариев не могло передаться ариям в Индии за столь короткий промежуток времени, исчисляемый не более сотни лет.
Почему-то не рассматривается еще один вариант, объясняющий эти  совпадения, а именно,  перемещение  ираноариев и индоариев с одной и той же  территории, на которой они представляли одну общность. Одна большая группа синташтинцев (ариев)  пришла на север Индии, перевалив через горный массив Гиндукуш из Алтая,  и одновременно (в масштабах сотнилетия)  другая группа синташтинцев (ариев) по прибытии в Иран  сходу включились в борьбу за власть в Митанни.
Карта вторжения ариев в Индию в XVII  веке до н.э.
Сходства в религии и культуре, социальной и политической организации, хозяйстве и образе жизни иранских и индийских арийских племен на заре их письменной истории, их общее самоназвание указывают на общность предков иранских и индийских племен в «арийский период». Ими были синташтинцы. Индоиранское единство является не только языковым явлением, оно представляло собой реальное историческое целое, существовавшее в определенный период на единой территории, как было нами установлено, на Южном Урале в «Стране городов». А синташтинцев, которые переселились в Иран и Индию, стали там называть ариями, носителями особой культуры бронзового оружия и одноосных колесниц,  запряженных стройными скакунами из степей Центральной Азии.