Клаустрофобия. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
   «Клаустрофобия представляет собой боязнь замкнутого пространства, не поддающуюся логическому объяснению. Страх может сильно обостряться в помещениях без окон, с низкими потолками, в лифтах. Люди, страдающие этой патологией, некомфортно чувствуют себя в толпе. По этой причине они начинают избегать ситуаций, в которых приступ страха может повториться.

В настоящий момент существует несколько версий возникновения клаустрофобии. Рассмотрим основные.

Эволюционная. Согласно ей боязнь замкнутого пространства возникает в ситуациях, которые являются действительно опасными для человека. Таким образом, фобия считается гипертрофированным инстинктом самосохранения и предостерегает человека от попадания в потенциально опасную обстановку.

Психическая травма, с которой больной столкнулся в замкнутом пространстве. Даже забыв о такой травме, пациент испытывает подсознательный страх всю свою жизнь. Это связано с тем, что организм запоминает эмоции, которые пережил, и повторяет их каждый раз при попадании в аналогичную ситуацию.

Жажда открытий и перемен. Согласно данной теории, клаустрофобия обычно развивается у энергичных, властных и любознательных людей, обладающих развитой фантазией. Мозгу больных нужна активная деятельность, которая подавляется в ограниченных помещениях. Это и приводит к страху».

А теперь задача: я отношусь к какой категории?

Есть люди, которые на одном месте сидеть не могут. Им постоянно надо двигаться, менять обстановку. При этом втягивать в эту воронку всех окружающих. Мне повезло, в прямом смысле этого слова, познакомиться с таким человеком. Не просто познакомиться, а еще и получить ее в качестве сотрудника. У нее жажда открытий и перемен – черта характера.

Ни одно путешествие, затеянное ею, не обходилось без приключений.

Поездка в Оленьи ручьи представлялась всем заурядной экскурсией. Каковой она, наверное, и является. Но не в нашем случае. Так как мы работаем в школе, кто оказался в составе группы? Правильно, подростки и их родители.

Доехали до пункта назначения без неожиданностей. Обычно в группах, возглавляемых Н.П., они гарантированно возникают с самого начала. В этот раз судьба смилостивилась, так как «сладкое» приготовила на десерт. Выслушали инструктаж. Определили, в какой последовательности все будут двигаться по лазу. И один за другим полезли (другого слова не подберу). Чувство самосохранения начисто у всей группы отключилось!

Так как время осеннее, лаз был достаточно влажным. Один за другим ползли по достаточно просторному тоннелю. Но он постепенно сужался. Примерно на половине пути женщина, которая находилась в середине группы, застряла. Ни вперед, ни взад. Передние не могут помочь по известной причине: перед ней чьи-то ноги и человек не может развернуться, чтобы ее потянуть. За ней подросток, который уперся в нее руками и пытается ее протолкнуть. Результат – ноль. Что испытывают люди за ней, понятно. Но у них есть возможность пятиться долго и упорно, по сантиметрику пробираясь к спасительной свободе. А что испытали в это время те, кому посчастливилось быть впереди… Начались переговоры в голосовом режиме, но ни одно из предложений не вносило ясности в ситуацию, как быть. До мужчины, который был почти в самом конце, дошла информация, почему никто не двигается дальше. И на весь лаз раздался его голос:

- Все правильно. Чего от тебя еще можно ждать? Я тебе сколько раз говорил «перестань жрать»! Теперь будешь лежать, пока не похудеешь. А мы то почему оказались заложниками твоего обжорства?

Наверное, от страха женщина начала делать какие-то конвульсивные движения, попытки протиснуться через этот самый узкий перешеек. Пролезла. Все доползли до конца. А теперь надо обратно. «Страдалица» сняла с себя куртку, все, что представилось возможным. Обратный путь группа проделала, потратив времени в два раза меньше: так всем хотелось оказаться на свободе, побыстрее закончить с этой историей и поставить на ней жирную точку.

Меня там не было. Я узнала в понедельник в школе. Если у участников экскурсии возникла клаустрофобия, это объяснимо. Но ее приобрела я.

Эволюционная версия ко мне не подходит: я не была в ситуации замкнутого пространства, следовательно,  неоткуда было взяться гипертрофированному инстинкту самосохранения.

Не было и ситуации психической травмы, с которой я бы столкнулась в замкнутом пространстве.

Третья версия подходит тоже частично – я человек энергичный, любознательный, обладающий развитой фантазией (все пережила, как будто это я оказалась в описанной ситуации), моему мозгу постоянно нужна активная деятельность (иначе я попадаю в ситуацию информационной ломки). Страх ограниченных пространств получила на всю жизнь. Беру его убеждением, уговаривая себя «ты сильная, ты умная». Слабо помогает!!!