Земельные заморочки в Хохловской волости

Алексей Чаус
По реформе 1861 года дали крестьянам землю. Ну не совсем крестьянам, а сельскому «обществу». А оно уже наделяло домохозяев землей по количеству едоков в семье. И вот с тех самых пор стоит над Хохловской волостью мат-перемат по поводу земельных наделов. А всё почему – жадность, зависть и глупость человеческая. Вот к примеру.
Деревня Чернушки. Из семнадцати домохозяев шестеро были родными братьями – братья Максимовы, по батюшке. И вот при разделе земли им, помимо посевных площадей,  отошёл огород, который ещё их дед разбивал. Неплохой такой огородина – в длину 40 саженей, в ширину 30. Сажень, если помните – 2 метра;однако. Вот и считайте. Братовья взялись за дело рьяно. И на огороде высаживали капусту. И такая она у них урождалась большая да справная, что имели они с её продажи очень даже неплохие деньги. Рублей по 160 за сезон. Для деревни тогда деньги бешеные.
И вот их соседи по деревне посмотрели на это дело пару-тройку лет, да и зависть их взяла. Эти вон деньги лопатой гребут, а мы что? Собрался сход и потребовал от брательников отдать огородную землю в пользование всего общества. Масимовы естественно возмутились – с какого-такого перепою? Ещё наш дед огород разбивал-удобрял, батя корячился, да и мы не покладая рук трудимся на той капусте. Она ж сама не растёт. А по труду и прибыток. Шли б вы друзья-товарищи, как говориться,  «в пешее эротическое путешествие».
Общество оченно обиделось, и, сбросившись, вызвало из Смоленска землемера. Пущай проверит раскладку по земле. Может чего не так с наделами Максимовых. Землемер прибыл, был угощён у деревенского старосты, чем бог послал. И так уж «бог послал», что нарезался тот землемер до изумления. Как и что он мерил, история умалчивает, но заключение дать толком так и не смог. Вроде что-то и не так с этой землёй, а что, поди разбери - скрозь бутылочное стекло хреново видно. Но общество услышало только то, что им было выгодно «вроде что-то не так»!!!
И вот  по ближайшей весне, пока братовья хлеб сеяли, 11 домовладельцев собрались,  и за день, распахав брательников огород, засадили его картошкой. Мол, для всей деревни стараемся. И не фиг вам тут, понимаешь, на капусте жировать. Максимовы попытались морды бить, да им волостным судом пригрозили. Общество порешило и точка.
Братья сами написали жалобу волостному старшине. Тот приехал из Хохлова с членами волостного суда, с бумагами и планами разобрался на месте с огородными наделами, да и дал по шеям этому самому «обществу». По планам и бумагам всё вышло верно, земля под огород Максимовым выделена правильно, так что ж вам, иродам, ещё надо. Люди работають, а вы им палки в колёса? Присудить возместить убытки волостной суд не мог, сумма сильно большая, 160 рублей как-никак. Поэтому Максимовым пришлось обратиться в Смоленское уездное по крестьянским делам присутствие.
Чернушенское «общество», тоже не захотело просто- так расставаться с землей, да и денег небось присудят возвращать. И накатали жалобу в то же присутствие на волостного старшину и волостных судей. Подпоили их мол братья, да ишо, наверное и взятку сунули. Точно- точно. А что подпоили, так вот, с соседней деревни мужики, с волостным старостой вместе в Хохлово шли. Точно от него перегар за версту стоял. Мужики подтвердят. Правда-правда.
Присутсвие взялось разбираться. Запросило рапорт от Хохловского волостно старосты, да и вызвало на заседание его попутчиков. Староста всё расписал как есть, а «ходячие алкотестеры» оконфузились. Когда красивые господа в накрахмаленных манишках стали вопрошать «а сильно ли был пьян Хохловский волостной старшина?», оба-двое сказали, что и не помнят. Но шёл сам, и песни не орал))))
 Землю приказали вернуть, но денежное возмещение убытков в «высоких кабинетах» решили не присуждать. Не фиг «лапотникам» много денег иметь, пусть работают побольше.

А вот уже и вовсе деревенька Дроветчино. Андрей Иванов, Хохловский волостной судья, подаёт жалобу в уездное присутсвие на племянников своих, Филиппа, Василия и Якова Григорьевичей. Растил он этих охламонов после смерти брата своего, холил и лелеял. А они, неблагодарные отделиться решили. Построили себе новые избы, да мало того, ещё и на земельные наделы рот разевают. У Андрея их от «общества» аж семь. А теперь четыре из них Григорьевичи себе  забрали.
Хохловский волостной суд запретил раздел. Ну само-собой, Андрей свет Иваныч-то - один из судей. Своего не обидят. Да братовья дали дядюшке по роже, да ещё и не дали со своих четырёх наделов дядькиным жницам рожь убрать.
Присутсвие вызывает волостного старшину, и тут выясняется, что не всё так просто. Оказалось, что Андрей Иваныч сам инициировал раздел, мол неча вам молодым у меня на шее сидеть. А вот когда братья отделились, то и замутил дело. Не понравилось ему, что они себе четыре надела взяли. Но общество-то землю дает от числа едоков. Вот и разделили по количеству народа. А дядьке хотелось себе, да побольше. Ан не вышло.