Душа семейного ансамбля

Айша Курбанова 3
                Споёмте, друзья, ведь завтра в поход –
                уйдём в предрассветный туман.
                Споём веселей, пусть нам подпоёт
                Седой боевой капитан.

                Александр Чуркин

                Тагиров Рабадан от природы обладал чудесным певческим голосом, любил друзей и гостей. Любил рассказывать притчи, юмористические истории. У него была странная, на первый взгляд, привычка: чтобы родственники или соседи в вечернее время заходили к нему, он никогда до конца не рассказывал притчу или байку, начатую в первый день.
                Во время Великой Отечественной войны фронтовик был ранен в правую руку. Правый рукав его одежды всегда бывал пуст. После того как М. Саидов издал повесть «Калека Рабадан» я заинтересовалась судьбой покойного ветерана.
По воспоминаниям его супруги, Ахмедовой Патимы, пережившей его, у Рабадана после возвращения с войны бывали частые приступы окопного синдрома, во время которых ему мерещилось, что на него надвигаются танки. Во время приступов болезни он кричал: «Смотрите, подмяв под собой тела убитых и раненых солдат, сюда надвигаются танки!».
                Люди не верили тому, что у него не прошли последствия окопного синдрома, хотя видели при этом, как тело его дрожало, как он метался по дому. Нам, его близким приходилось связывать его по рукам и ногам, пока не придёт в себя…»
                Ахмедова Патима, видя, что я верю её словам, продолжала: «После очередного приступа, осмотрев себя, связанного верёвками, Рабадан извинялся: «Может быть, со мной такие приступы случаются из-за того, что в годы войны жевал конину в свежем виде?… Я до сих пор не могу простить себе за это. Но в то время, когда меня ранило плечо, я потерял сознание. Не знаю, сколько лежал на поле, сколько времени не ел, помню только ощущение голода, заглушающую боль в плечевом суставе. Рядом со мной лежал убитый конь, который помогал нам раньше перетаскивать зенитную установку. Кожа на бедре коня была разодрана…
                Поверьте, я очень люблю коней. Мне кажется, что они – самые удивительные создания природы. К живому коню я не могу прикоснуться кнутом, так как любой конь чувствует настроение своего хозяина и понимает его по движениям рук и голосу. А тут конь был убит.   Чувство нестерпимого голода диктовало мне: «Ему уже больнее не сделаешь, срежь кусок мяса, восстанови свои силы. Не лежать же тебе среди убитых знакомых и незнакомых солдат. Не ждать же тебе, пока танки пройдут по твоему телу…».
                Я послушался внутреннего голоса, срезал мясо с бедра коня и стал жевать его в свежем виде.
                Удивительное дело, ощущение жгучего голода прошло. Как видите, я выжил. Позже санитары вывезли меня на грузовой машине в госпиталь. Там я пролежал неделю, пока инфицированную рану не залечили, а при выписке признали непригодным к строевой службе…».
                На мой вопрос: «Как вам жилось в послевоенное время?» – Ахмедова Патима, ответила: «После войны мы с Рабаданом  вырастили 5 детей и поставили их на ноги, сутками находясь на МТФ (молочно-товарной ферме). Да, не скрою, немало трудностей и лишений мы видели Рабаданом в послевоенные годы.  Из-за  атрофированной руки он не мог делать привычную для него работу: косить сено, жать пшеницу. Поэтому   здоровой левой рукой он управлял  конём и пас колхозные стада крупного рогатого скота, а я доила коров».
                По словам односельчан, при совместной работе супруги сдали государству  не одну тонну молока и масла. На работе они считались ударниками социалистического труда.   
                Рабадан и Патима оказались не только хорошими работниками, но и прекрасными родителями: поддерживая материально и морально Тагира и Папа (детей Рабадана от первой жены),  они дали прекрасное воспитание своим детям, родившимся после войны. Их дочь, Рукият, вот уже 50 лет работает в Мамедкалинской музыкальной школе, как и родители, прекрасно поёт.
                Гулимат более 40 лет была руководителем  художественной самодеятельности селения Карбачимахи.
                Сын, Аммакади, стал профессором, доктором технических наук, является душой факультета финансы и аудит ДГТУ.
                Сын, Магомед, 40 лет руководит ФАПом в селении  Карбачимахи.
                Дочь, Патимат является гостеприимной хозяйкой большого дома и любящей матерью. 
                Суровые военные и послевоенные годы научили фронтовика Тагирова Рабадана и его супругу, Ахмедову Патиму, искать положительное при всяких обстоятельствах, находить выход из любой  ситуации.  Эти  прекрасные качества передались их детям.