Эх, хорошо в стране советской...

Дмитрий Галинский
У нас каникулы. Шесть классов мы закончили и можем теперь всё лето отдыхать.
Ну а как могут отдыхать тринадцатилетние ребята и девчонки? Конечно, очень активно. Ходить купаться и загорать на речку, гонять на велосипедах, играть в футбол, настольный теннис, казаки - разбойники, прятки, чехарду, да и многое другое, что взбредёт в голову.

Живём мы в Удмуртии, в посёлке Пугачёво, в воинской части. Сам посёлок примыкает к ней и почти все родители моих одноклассников, живущих в этом посёлке, работают в части. Школа у нас одна на всех и поэтому мы там учимся в две смены. Живём очень дружно и весело. Школа у нас хорошая, современная, со своими спортзалом, стадионом, библиотекой и даже токарной и плотницкой мастерскими. Есть и небольшая столовая, в которой нам с первого по третий классы на перемене давали бесплатно стакан горячего молока каждый день, а плюшку к нему большую, мягкую и очень сладкую, мы покупали сами за пять копеек.

В школе у нас были и спортивные секции: футбольная, волейбольная, баскетбольная, а зимой ещё лыжная и хоккейная, которые вели два учителя физкультуры, а иногда и кто - то из старших ребят. Одно время даже была шахматная секция, которую вёл наш учитель физики - Валерий Васильевич, имеющий по шахматам звание кандидат в мастера спорта.
Но теперь каникулы. Школа закрыта и мы отдыхаем, кто как может. В основном катаемся на велосипедах, играем в футбол и ходим на речку купаться и загорать. Так происходит каждое лето, правда, иногда кто - то из ребят, не надолго, а, может, и до конца лета, уезжает отдыхать куда - нибудь к родственникам, живущим или близко в деревне, или далеко в другом городе.

То же самое было и в этом году, пока один из моих приятелей Костя не сказал, что в августе можно будет поехать в пионерский лагерь "Юный железнодорожник", расположенный где - то на границе с Татарией. Он стал уговаривать нас, ребят закончивших  пятые - седьмые классы, поехать в этот лагерь на третью смену.
У нас тут же возник вопрос. А сколько будет стоить путёвка в пионерский лагерь? Оказалось, что всего - навсего 13 рублей на 24 дня лагерной смены с 4-х разовым питанием и проживанием в построенных из кирпича корпусах. Вообще - то это, конечно, оплата только части путёвки, другую же часть оплачивает профсоюз железнодорожников. Почему железнодорожников? Наверное, лагерь просто был их ведомственным. Но так как через нашу часть проходила железная дорога, по которой шли грузы, как военные, так и гражданские и многие из наших работников имели к этому отношение, то и профсоюз то ли татарский, то ли удмуртский расщедрился на выдачу нам, тем, кто желает, путёвок в этот лагерь.

Согласилось довольно - таки много, в основном ребят, поехать и отдохнуть в лагерь. Набралось примерно 30 человек. А что было делать дома? Футбол, велосипед, купание. Одно и то же каждое лето, а в лагере наверняка будет интересней.
Мои друзья - Коля, Женя, Юра, Лёня, с которыми я дружил аж с детского сада, немного поговорив о том, стоит ли туда ехать, всё - таки согласились. Надо было только об этом поставить в известность родителей, которые и должны были заплатить те 13 рублей за наши путёвки. Да, ещё нужно было взять с собой сумки или чемоданы, это уж у кого что есть, с вещами нужными в лагере. А это: спортивный костюм, кеды, тёплые носки, джемпер, зубную пасту и щётку, брюки, рубашку, ну и какие - нибудь таблетки от головы и живота, если мало ли что заболит.

Ну вот и наступил август 1974 года. Мы со своими вещами погрузились в два автобуса и покатили по грунтовой дороге в пионерлагерь "Юный железнодорожник".
Ехали, как мне показалось, не очень долго, минут 40 - 50. Приехали в самый настоящий лес к ограде с воротами, за которыми виднелись белые корпуса лагеря.
Забрав свои вещи, мы вышли из автобуса и пошли через открытые ворота на территорию лагеря, где нас уже ждали вожатые и воспитатели, чтобы разместить всех по отрядам. Отряды там формировались по возрасту и поэтому мы, ребята из одной школы, должны были быть размещены в разных отрядах, которых в лагере было четыре.
Первый - это самые старшие ребята 7-х - 8-х классов, второй 6-х - 7-х, третий 5-х - 6-х, и четвёртый 4-х - 5-х классов. Каждый отряд занимал отдельный корпус с огромными комнатами (палатами) для ребят и девчонок.

Жить в разных отрядах - это нас совсем не устраивало. И поэтому мы, немного посовещавшись между собой, решили попросить вожатых, чтобы они нас поселили в одном отряде. Те, недолго думая, согласились, выделив нам 3-й отряд, куда мы сразу же и пошли размещаться. Зайдя в свой корпус и переодевшись в спортивные костюмы, мы оставив свои сумки и чемоданы, пошли осматривать территорию лагеря.
Спустившись по ступенькам под горку через лес, мы вышли на футбольное поле, чуть поменьше настоящего. Собственно все сооружения лагеря находились там, под горкой, а на верху были только корпуса наших отрядов, да ещё старенький стол для настольного тенниса.

Футбольный стадион был, можно сказать, центром всего и вся. Там кроме футбола проводились и общелагерные построения, и торжественные линейки и разные соревнования, и вообще многие мероприятия лагеря.
За стадионом располагались: столовая, танцплощадка, кинозал, библиотека и чуть дальше огороженное место для купания. Ну ещё были огромные качели, юношеская бильярдная, снаряды для гимнастики - турник, брусья, бревно, а также секторы для прыжков в длину и высоту.
Обследовав все "достопримечательности" лагеря, мы вернулись в свой корпус 3-го отряда и разложили по тумбочкам всё своё нехитрое имущество. Подошло время обеда, 1 час дня, и мы построившись по парам, под наблюдением вожатых, пошли в столовую.
Столовая была шикарная, да и еда тоже. Во всяком случае всегда можно было попросить добавки, кому было одной порции мало, но всем, я думаю, и так хватало.
В столовой размещались все 4 отряда лагеря, да ещё вожатые, воспитатели, физруки, а это почти 200 человек, за 4-х местными столиками. Да, почти, как в ресторане, я ничего не преувеличиваю, так и было. Кормили 4 раза в день, добавлялся ещё полдник в 4 часа дня. И за всё за это...Впрочем, я уже писал, что 13 рублей, а дальше будет ещё много интересного.

Чем же ещё мне запомнился наш лагерь? Ну, конечно, очень хорошей организацией. Кроме вожатых были ещё и воспитатели, которые поддерживали у нас дисциплину и старались вовлечь ребят во все мероприятия, проводимые в лагере. Правда, никого и не надо было специально вовлекать, мы все с радостью и удовольствием во всём принимали участие.

Утром, после завтрака, футбол для ребят или чтение книг для девчонок. После обеда тихий час, потом полдник и опять футбол или купание в протекающей рядом небольшой речке, но под присмотром вожатых или воспитателей.
По вечерам или танцы, или кино. Танцплощадка у нас была большой и добротной, возвышающейся над землёй, вроде кабаре или варьете, со скамейками, стоящими по её краям. Танцевали мы под музыку пластинок, крутящихся на стареньком проигрывателе. Пластинки ставили старшие девчонки из первого отряда, ну а все остальные уже выбирали, какой танец им танцевать, быстрый или медленный. Правда, некоторые, в том числе и я, на таких взрослых танцах были впервые. И хотя с детского сада я участвовал в самодеятельности, но это были русские народные танцы, которые нам ставили воспитатели в детском саду и учителя в школе. Но посмотрев, как танцуют другие, мы стали просто импровизировать в быстрых танцах, а в медленных уже могли пригласить на танец понравившуюся девочку. Вожатые, а это были девушки лет по 18 - 20, тоже ходили на танцы и приглашали потанцевать с ними нас, ребят постарше и  повыше ростом.
На следующий вечер мы шли в кинозал смотреть кино. Точнее это был больше клуб, где кроме сидений для зрителей была ещё перед самым экраном сцена, так что можно было самим давать концерты или приглашать к себе артистов.
И так продолжалось всю смену. То танцы, то кино. Но это вечером, а днём мы гоняли футбольный мяч, качались на качелях, читали книги, играли в бильярд, загорали и купались.

В каком точно месте располагался лагерь, я не смогу сказать, да мне это было и неинтересно. Скорее всего на территории Татарии. Почему? Да потому что почти все 1-й и 2-й отряды были из ребят татарского города Агрыз, да не просто пионеров, а, как мне тогда показалось, отпетой шпаны. Особенно это касалось 1-го отряда, где были самые старшие ребята и потому самые наглые, сильные и никого не боящиеся.
Бояться им, конечно, было некого: ни физруков, ни воспитателей, ни пионервожатых, ни даже директоршу лагеря - женщину очень строгую, но справедливую. Всё так, они никого не боялись, но вели себя вполне прилично. Не дрались, не ругались, ни к кому из ребят не приставали и только изредка курили, скорее больше для понта. А сами они нам говорили, что здесь с первой и по третью смену. А что им было делать в городе на каникулах? Пить, курить, да драться с ребятами из других районов? Им это было скучно и очень быстро надоедало.

А в лагере же они жили, участвуя в соревнованиях, самодеятельности, походах и танцах. Только не в обычных танцах по вечерам, это происходило само - собой, а в самых что ни на есть настоящих бальных, которые вели взрослые парень с девушкой лет по 20, приехавшие к нам из города Ижевска по приглашению директора. Их звали Саша и Наташа, но бальным танцам они почему - то учили только ребят и девчонок из 1-го отряда. Почему? Я не знаю и не спрашивал, наверное, отбирали по росту и возрасту хотя и в нашем отряде мы считали себя почти взрослыми, да и рост у многих из нас был тоже вполне взрослым - это около 170 сантиметров.

Так вот эта самая отпетая агрызовская шпана, руководимая учителями бальных танцев, на полном серьёзе и с большим усердием, разучивала днём на танцплощадке вальс, кадриль, танго, сударушку, что - то ещё и это было удивительно.
Никто не отказывался и не возмущался, а наоборот, все хотели хоть чему - то научиться. А скорее всего им было это просто интересно!
Нет, в футбол, настольный теннис и бильярд они тоже играли каждый божий день, но тут...
Вот что может делать из хулиганов и двоечников простое увлечение, а потом и занятость, каким - то интересным для них делом.

Я уже упоминал здесь настольный теннис, в который мы тоже играли целыми днями. Правда, стол был всего один и четыре не очень хороших местных ракетки. Но нас всё устраивало, мы играли на выбывание - кто проигрывает, тот уступает своё место следующему игроку.
А в ближайшую субботу воспитатель нашего третьего отряда и по совместительству учитель физики у нас в школе - Валерий Васильевич объявил, что пройдут соревнования по теннису на Первенство лагеря. Сам Валерий Васильевич тоже играл в теннис и играл лучше нас всех.  У него была своя фирменная шведская ракетка, но выигрывал он у нас, я думаю, не из-за неё, а просто был опытнее и очень любил играть. Участвовать могли ребята всех 4-х отрядов, но фаворитом, конечно, был 1-й отряд.

-Вадим,-обратился ко мне наш физик.-Хочешь я дам тебе свою ракетку на Первенство?
-Нет, спасибо,-ответил я ему,-это будут неравные условия.
В настольный теннис я играл с 3-го класса и играл довольно - таки неплохо, но чужую ракетку брать не стал.
-Ну как?,-спросил меня мой приятель Женька.-Ты готов показать класс, Вадик?
-Поживём - увидим,-ответил ему я, хотя понимал, что соперник у меня здесь только один - это Сергей из 1-го отряда по кличке "Серый", главарь всего отряда и гроза шпаны города Агрыза.

Главным судьёй соревнований стал Валерий Васильевич, а мы, разбитые по парам, начали турнир на Первенство лагеря.
Выражаясь спортивным языком, мы начали играть с 1/16 финала, с игрой на выбывание. То есть нас было 32 участника более - менее сносно игравших в настольный теннис. Играли в каждом туре только одну партию, чтобы не слишком затягивать турнир.
Всё вышло, как я и предполагал. Я выиграл все стадии довольно легко и дошёл до финала, где меня уже ждал Сергей, тот самый "Серый", который тоже разнёс всех своих соперников.
Финал. Игра началась довольно ровно, до середины партии никто не отрывался больше, чем на очко. Надо было что - то делать, как - то поменять тактику игры, нащупав слабое место "Серого", и я его нащупал. Я стал бить ему и длинные и укороченные мячи в левый угол под его левую руку. Вот тут он и задёргался. У него стал плохо получаться удар слева и он стал бить мимо стола или вообще в сетку. Когда счёт уже приблизился к 20-ти очкам в мою пользу, то я стал бить и в правую часть стола на стороне "Серого", где он всегда был на высоте, но, видно, сегодня победить меня ему была не судьба. Я выиграл со счётом 21-16 и стал чемпионом лагеря.

-Поздравляю, Вадим,-это произнёс подошедший ко мне наш физик и пожал мне руку.-Завтра утром на линейке торжественно вручим тебе грамоту победителя,-сказал он.
А потом поинтересовался не очень ли я устал?
-Нет, почти совсем не устал,-ответил я. А потом подумал.-А чего это он спрашивает меня про усталость?
А вот чего. На следующий день, после утренней линейки, вручения мне той грамоты и завтрака, мы снова стали с ребятами играть в теннис, благо погода была тёплой и солнечной. Но тут подошёл Валерий Васильевич со своей шведской ракеткой, играющий примерно на уровне 1-го взрослого разряда, и обратился ко мне:
-Ну что, давай с тобой сыграем, чемпион.
Он сказал это так, как будто результат был известен заранее и, конечно, в его пользу.
-Ну давайте,-ответил я. И мы подошли к столу.
Началась партия. Но чем хорош спорт? Он никогда не бывает предсказуемым!
Как наш физик ни старался крутить подачи, хитрить, финтить, менять тактику, у него ничего не получалось. Я как скала был твёрд и хладнокровен. У меня же не было никакого разряда, кроме огромного желания победить.
Я выиграл 21-18, спокойно, по делу, как тот самый чемпион с которым он, так уверенный в своих силах, тут предлагал сыграть.
-Всё, Валерий Васильевич, вы проиграли, следующий,-я спокойно дал ему понять, кто здесь лучший.
Конечно, мне 13 лет, а ему 25. Как такое может быть? Оказывается может, если у одного талант, а у другого опыт, но большая самоуверенность и недооценка соперника.

Но на этом спортивная часть в лагере не заканчивалась. Через неделю опять соревнования по пионерскому четырёхборью. Надо будет пробежать 60 метров, метнуть мяч от большого тенниса, прыгнуть в длину и высоту.
Спринтерский бег проходил на футбольном поле, оно как раз длиной 60 метров, мяч метали там же. А секторы по прыжкам в высоту и длину тоже были здесь же рядом.
-Вадик,-это уже позвал меня Лёнька.-Ты опять будешь выигрывать?
-Не знаю,-вроде как замялся я. Хотя год назад уже был 3-м на районных соревнованиях по четырёхборью среди ребят 12-14 лет, при этом выиграв прыжки в длину и высоту.
Лёнька тоже участвовал, но он только хорошо прыгал в высоту, а остальные виды ему давались с трудом.

Неделя прошла быстро и соревнования начались.
Бежать по полю 60 метров все почему - то решили босиком. А и то правда, очень легко бежится.
Я выиграл с результатом 7,6 секунды, это мой личный рекорд, да и вообще неплохой результат для моего возраста.
Следующий вид - метание мяча. Ну тут я метнул не очень далеко - 40 метров, а это примерно 10-12 место.
Теперь прыжки в длину. Вот здесь я уже поддался самонадеянности и занял 2-е место с результатом 4,24 метра, очень слабым для себя, а выиграл парень с 1-го отряда Игорь, он прыгнул на 4,45 метра.
Остались прыжки в высоту. Все прыгали простым способом - "перешагивание", тем, которым учат прыгать во всех школах.
В прошлом году я прыгнул на 1 метр 45 сантиметров. А что будет в этом году? Пока не знаю.
Начали с высоты 120см. Я решил прыгать с самого начала, чтобы не стоять и не охлаждать мышцы ног. Вскоре дошли до 135см. Осталось только трое ребят - это я, Лёнька и Тимур со 2-го отряда. Эту высоту взяли все трое, теперь 140см. Берём я и Тимур, а Лёнька выбывает. Высота 145см. Я беру с 1-й попытки, Тимур с 3-й. Ставим ещё выше 150см. Я опять с первой, Тимур вообще не берёт. Значит я выиграл. Но хочется прыгать ещё, да и силы остались. Высота 155см. Беру с 1-й попытки. Может быть, хватит? Ну нет,ставим 160см. 1-я и 2-я попытки неудачны. 3-я попытка, высота взята! Ну вот сейчас и правда хватит.
А что в сумме четырёхборья? Я выиграл с отрывом в 24 очка. Победа!

Как быстро летит время. Остаётся одна неделя до окончания смены. Но наши вожатые и воспитатели затеяли поход в лес, на берег какой - то реки, да с палатками, провизией и вообще неизвестно куда.
В поход пошли только ребята и девчонки 6-х - 8-х классов, остальные должны были ждать нас в лагере.
Шли мы довольно долго, часа три, наверное. Пришли в очень красивое место, на высокий берег реки, и сразу же поставили палатки. Всё бы ничего, да только вот музыки нет. Но наши девчонки, которым хотелось даже здесь потанцевать, познакомились с какой - то там же отдыхающей парой, чтобы у них вечером попросить то ли приёмник, то ли магнитофон. Наступил вечер, а ни музыки, ни отдыхающих, только наши костры затрещали, давая свет в этом тёмном, беззвучном месте. Надо было ложиться спать, ведь завтра всё собирать и обратно в путь.
Я крепко заснул, но почему - то проснулся рано утром и вышел из палатки. Стояла тишина, а над водой стелился густой туман, чтобы днём рассеяться и уступить место летнему горячему солнцу.

Вернувшись в лагерь, мы перед отъездом поклялись и на следующий год тоже приехать сюда в третью смену, чтобы опять нам было так же хорошо и весело, как в этом году. Но...
У кого - то судьба поменялась очень круто, в особенности у меня, мы переехали в другое место. Так что наш лагерь теперь - это то, что мы будем всю жизнь вспоминать, как самое лучшее время.
Время нашего счастливого детства.