Суббота, воскресенье, понедельник

Ирина Красильникова 2
(«Новая сцена ГИТИСа», Мастерская М. В. Скандарова)

Режиссер: Андрей Оганян

«За годы супружеской жизни между мужем и женой образуется накипь... корочка...»
(Эдуардо Де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник»)

***
«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся...» И так хотелось бы, чтобы брак их был счастливым и единственным на всю жизнь! «И было бы так, если бы кошки не влезли в чердак», — утверждает веселая песенка из старой радиопостановки  «Суббота, воскресенье, понедельник», которую я слушала по третьей программе еще учась в школе.

Автор той пьесы — известный итальянский актёр, драматург и постановщик Эдуардо Де Филиппо. И, с легкой руки талантливых студентов «ГИТИСа», сегодня я вновь вернулась в детство и увидела эту постановку на Новой Сцене театра.

Интересно, почему все скандалы в благородных семействах происходят именно в воскресенье? В тот день, когда положено отдыхать и радоваться жизни, вдруг вылезают наружу упреки и обиды... Именно в тот день, который мы все так ждём... Ждём, чтобы ссориться?

Каждый из нас может дать свой ответ на этот вопрос, ибо идеальные семьи существуют, увы, только в сказках. Вот и семья Приоре — «ячейка общества» далеко не идеальная. Дон Пеппино в последнее время непонятно почему дуется на свою жену, донну Розу. Их дочь Джульянелла не ладит со своим ухажёром Федерико, желающим видеть в ней не знаменитую телеведущую, а простую домохозяйку. Сын Рокко не хочет заниматься магазином своего отца, а мечтает открыть собственное дело. Меме, сестра Пеппино, считает своим долгом поучать не только забитого сына Аттилио, но и  всю семью. А старик Антонио, отец Розы, вбил себе в голову, что все желают его смерти... Но — не дождутся! — считает он, и разрабатывает «гениальнейший» план проведения «шляпной лотереи»... План, подробности и сам смысл которого смешной старикан тут же забывает...

Веселая семейка, не правда ли? Прибавьте к этому неожиданную неприязнь, возникшую у Пеппино по отношению к милым соседям  — бухгалтеру Луиджи и его жене Элене — и вы получите все 33 удовольствия и в жизни, и на сцене.

Действие спектакля происходит в течение трёх дней в доме Приоре. То есть декорации в процессе постановки конечно, меняются, но не сильно. В первой части на сцене находится стол, на котором происходит священнодействие — приготовление мясного рагу по старому семейному рецепту. После антракта стол становится в два раза длиннее: ох, и много же родственников и гостей пришло к нашим героям, дабы полакомиться фирменным блюдом донны Розы!

Сегодня на сцене мы созерцали игру не просто  студентов, а студентов-заочников. А это — люди взрослые; уже состоявшиеся артисты, играющие в разных театрах и решившие повысить свой профессиональный уровень учебой в «ГИТИСе».
Безусловно, опыт артистов и их мастерство сегодня чувствовались. Все они исполняли роли с огоньком, на время спектакля полностью перевоплощаясь в своих персонажей. Наиболее успешно это удалось: Анне Хазеевой, исполнительнице роли донны Розы; Сергею Пропажину в роли обаятельного и привлекательного бухгалтера Луиджи, неожиданно вовлеченного в семейную склоку... И исполнительнице роли его очаровательной жены, острой на язычок Элене (Вера Батиевская).

Необыкновенно хороша была еще вот эта  «парочка»: авторитарная тетя Меме (Дина Нижегородова) и ее бесхребетный сынуля Аттилио (Всеволод Шувалов). Весьма приглянулся мне спокойный и рассудительный Платон Абдулов в роли Федерико, ухажёра Джуьянеллы, дочери Пеппино и Розы. Молчит наш Федерико, все исполняет, что просят; а сам тихонько свою линию гнёт!
Ну и, конечно, без эмоционального,  мечтающего о карьере знаменитого актера Рафаэлле (Александр Курилкин) итальянские страсти в доме Пеппино  Приоре не казались бы такими забавными. 

Хорошая задумка — «теневой театр» на белой занавеске. Это тонкий, нежный скрипач, музыкой своей словно желающий остановить вечно ссорящихся родственников и соседей...  И показать им, что жизнь так коротка, что ее можно потратить на куда более приятные вещи...
А в сцене примирения супругов, на занавеске появляются силуэты танцующей пары. Как нежно и осторожно берет он ее за руку! Как чудесно кружатся они в танце!
Неужели же это — только мираж, и кончится все взаимным недовольством и вечными упреками, как в семье Приоре?..  На глазах женщины, сидевшей рядом с нами, блестели слёзы...

«Театр — это жизнь, инсценировка реальной жизни», — утверждал  Эдуардо Де Филиппо. Пьеса «Суббота, воскресенье, понедельник» увидела свет шесть десятилетий назад, но она кажется весьма современной.  В самом деле, кто из нас может похвастаться тем, что в семье его — идеальные отношения? Что нет в ней той самой «накипи, корочки», о которой так умно рассуждал простой (и непростой в то же время) бухгалтер Луиджи?
А всегда ли мы сами стремимся пойти друг другу навстречу, разрешить противоречия и уничтожить сомнения вместо того, чтобы дуться как дон Пеппино? Ведь в большинстве случаев семейные конфликты и яйцА выеденного не стоят! И возникают они оттого, что с окончанием периода «брачных танцев», постепенно сходят на нет ухаживания, внимание и забота друг о друге. То, что раньше было свежим и новым, становится привычным.

C’est la vie... Но поверьте, что мы в силах изменить все к лучшему, если, конечно, у нас есть такое желание. Сумел же Луиджи в своём преклонном возрасте остаться молодым, веселым и интересным? Помнящим, какой цвет платья  больше всего идёт той или иной женщине; не забывающим сделать ей комплимент за вкусное блюдо...

Этот спектакль, при всей его кажущейся простоте, учит нас многому. И в первую очередь — не дуться, не фантазировать, не «додумывать» за свою «вторую половину», а просто спросить ее, чем она недовольна. И поверьте, что в 99 случаях из ста мы получим ответ. Или вы думаете, что «половине» самой ещё не надоело сердиться?