Эссе. И всё-таки мы из Советского Союза

Лариса Евсикова
          Вот читаешь произведения авторов, которые уехали из Советского Союза за границу, и диву даёшься, глядя, как люди «оттуда» пытаются проанализировать нашу жизнь. И так у них это получается, что не знаешь: то ли плакать, то ли смеяться. В их работах мы-россияне предстаём в таком убогом свете, что впору пожалеть себя. У нас такая нищая, серая, безрадостная жизнь. Хм… 

Бывшие соотечественники судят о нашей сегодняшней жизни по старым советским временам, когда процветал дефицит, прилавки были пустыми, улицы забиты огромными очередями за мясом и колбасой, куда ни глянь: облупленные стены домов, грязь, убожество и люди одеты в ширпотреб. Да, всё это было. Но!
Я уверенна, что любой из россиян, кто родился в Советском Союзе, с ностальгией вспоминает те времена, когда «Мир, труд, свобода, равенство и братство», когда бесплатное медицинское обслуживание и образование, когда «Народ и партия едины» и когда учителя учили (!), формируя ребёнка как личность; воспитатели воспитывали (!), щедро сея в души детей доброе, вечное и мудрое; а врачи лечили (!), помня клятву Гиппократа.

Несмотря на материальные трудности, мы были какими-то другими. Настрой был совсем другой.
Кто сейчас знает: что такое турпоходы? Когда за много километров ты с друзьями или коллегами топаешь на водопады или к морю. Печённая картошка, наваристая пахучая уха, до глубокой ночи песни под гитару возле костра, шутки, смех, ощущение единства, дружбы и радости. А засыпаешь, глядя не на натяжной потолок, а на украшенное россыпью звёзд ночное небо. Романтика!
А сейчас мы уже не пешком идём общаться с живой природой, а путешествуем на собственных автомобилях; едим не печённую картошку, а жаренные шашлыки; у нас горят не костры, а мангалы и лежим мы не на свежей травке, а в шезлонгах. Богато живём! А где песни под гитару? Где ощущение единства? Где романтика? Куда это всё подевалось?

А что может сравниться с нарядными кружевными фартуками у школьниц? И белые пышные банты. А Новый год, пахнущий мандаринами и хвоей? А игры в снежки и катание на коньках в городском парке под весёлую музыку? Раньше даже песни и фильмы были другими. Душевными, тёплыми, человечными. Смотришь советские фильмы, и такая ностальгия. Ужас!
Каждый Новый год, уже сколько лет, мы с щемящей тоской смотрим: «Иронию судьбы или С лёгким паром!», «Карнавал» и «Служебный роман». Смотришь и такое впечатление складывается, как будто к тебе в гости зашли твои старые добрые друзья.

Мы в те времена даже знали своих соседей по площадке. Представляете? Уму непостижимо! Мы общались и даже дружили с соседями(!!!). К кому можно было заскочить за солью или перезанять трёшку до зарплаты? К соседям! А кто за твоей квартирой присмотрит, если тебе надолго надо уехать? Соседи! А если, не дай бог, у тебя кто помер. Кто тебя поддержит морально и материально, и поможет организовать поминки? Соседи!
И о соседях мы судили не по национальной принадлежности, а по тому: хороший человек или плохой.

И как можно понять и объяснить эту метаморфозу, когда прилавки были пустыми, а в любой дом зайди – праздничные столы ломятся от всяких яств?! Что может быть вкуснее сибирских пельменей, которые лепились всей семьёй на Новый год до тысячи (!) штук: для себя и гостей? Их с мороза бросаешь в кипящую воду, а по дому такой аромат, что слюнки текут. А домашние помидорчики в собственном соку! Сам вырастил, сам собрал и сам закатал. Вкуснятина до невозможности! Солёные грузди, что сам собирал в лесу! Холодец без искусственного желатина! Голубцы или биточки в сметанном соусе! Пироги или торты, сделанные своими руками! Блины румяные, ароматные, маслянистые, прямо с жару-с пылу! Всё своё, домашнее. Ничего этого вкуснее нет!

А сейчас время изобилия. И выть хочется от этого изобилия. Зайдёшь в магазин или на рынок и не знаешь, что купить. Прилавки ломятся, а… есть нечего. Пельмени искусственные – без запаха и вкуса, соки с ГМО, а овощи выросли на химикатах. А масло в продаже нынче... пальмовое. О как! Вероятно, у нас в России сейчас вместо подсолнухов и сои растут пальмы.:)))
К любому «несчастному» россиянину зайди, а там евроремонт. Красиво, дорого, богато… но неуютно. Не квартира, а офис. Куда ни глянешь, везде и всюду гипсокартон. Такое ощущение складывается, как будто ты не в квартире находишься, а в картонной коробке. Душа скукоживается в таком доме от холода, и даже не помогает горящий камин. (Благо, если он настоящий, а не нарисованный, как очаг в каморке у папы Карло)))). И свет в таких домах-офисах какой-то… неестественный, белый, холодный, светодиодный. Вот оно подражание Западу!

Поживёшь в таком доме и до невозможности хочется бежать в захолустную деревеньку, где живёт какая-нибудь баба Нюра, чтобы у неё отогреться душой. Домик у неё старенький, с деревянными половицами, а в красном углу лампадка горит возле иконы. В русской печи томится рассыпчатая картошка в глиняном горшочке, не из магазина – своя, а на столе маринованные огурчики и солёные грибы из погреба, пахучий гречишный мёд со своей пасеки, румяные пироги с капустой и хлеб домашней выпечки. И дух такой особенный в избе от этого хлеба, что душа поёт! Русским духом пахнет! Всё такое родное, бесконечно любимое и дорогое сердцу. И на душе становится так тепло, хорошо и уютно, что глаза щиплет от счастья.
А утром просыпаешься под крик петуха и босиком на речку. А вода студёная, бодрит, обжигает кожу, прогоняет остатки сна. Ты возвращаешься в избу (изба! Слово-то какое хорошее, тёплое, родное), а на столе уже парное молоко, пышные оладьи с жару - с пылу да с домашней сметанкой, – густой до того, что ложка стоит. А чай из самовара? Никакой импортный потер не может сравниться с нашим самоваром. Вкус чая совсем другой. А на обед щи: ароматные, пахучие, наваристые…
Рванул бы в эту захолустную деревеньку, так нет её уже. Вместо деревеньки – фермы, а вместо колхозников – фермеры! А баба Нюра тёплая, добродушная и хлебосольная давно уже на погосте.

Может мы и были материально не очень хорошо обеспечены, но такие понятия как «совесть» и «честь» для нас были не пустым звуком, и всё у нас было натуральное: и хлопок, и пища, и девичья красота, и человеческие души. Душа русская была другая: живая, широкая, щедрая, открытая. Если пели, так на всю околицу! Если оплакивали усопшего, так всей округой! Если свадьба, так с размахом! Если строился дом для молодых, так всей деревней! Дружно жили, весело. А когда все вместе, то и горе не в горе, и радость вдвойне. Вот такими мы были раньше «несчастными, бедными и убогими».:)))