Рита

Афанасий Пласкеев
 
   Порываеву не терпилось встретиться с Лаурой, тем более, что теперь руки у него были развязаны. Но ее записка, которую он быстро прочитал в укромном месте, его очень огорчила: «Алексей Иванович, не подходите ко мне, не ищите меня и вообще я сегодня уезжаю. Л.».  Быстро спрятав записку в карман, Алексей занырнул незаметно в зал, где вокальная группа «Леди Эльгана» репетировала «Кудрявую рябину». Следом за ней на сцену поднялись Лаура и Маргарита. Он напряг свое внимание и заволновался: девушки без аккомпанемента в тонкий унисон запели знакомую ему со школы почти пионерскую песню «Край родной». Не менее захватывающим в их исполнении оказался романс «Ночь светла».

   По окончании их пения Порываев не удержался и захлопал, сидящие в зале другие зеваки также зааплодировали. Девушки как бы растерялись и быстро покинули сцену. Алексей замешкался, выбрался из зала в фойе, но их там уже не оказалось.  Выбежав  на крыльцо он заметил, как Лаура уже садилась в машину и ее провожала подруга.

   «Волга» тронулась, и Маргарита осталась одна посреди улицы. Порываев, не раздумывая, быстро подскочил к ней и, как у старой знакомой спросил:
- Почему Лаура мне написала такую записку, которую Вы мне передали, что случилось?  Маргарита удивленно посмотрела на него и сказала:
- Вы бы сначала представились, обращаясь к незнакомой девушке – это, во-первых, а во-вторых – я чужих записок не читаю и не знаю, что она там написала.
   
- Так давайте познакомимся, меня Алексеем звать, я работаю на промприборе у Сергея Семеновича Силина - выпалил Порываев.-
 - Извините, Алексей Иванович, - вдруг смущенно заговорила Маргарита, - ведь я немного Вас знаю от папы, да и Лара мне про Вас рассказывала, как Вы с Горским ее в ресторан заманивали. Что-нибудь нехорошее она Вам написала, так не обращайте внимание, она ведь, знаете, чья дочь, немного капризная. Но Лаура очень хорошая девушка, такая красивая, умная и талантливая, я просто в нее влюблена и без нее скучаю. А меня зовут Рита.

   - Ну, вот и познакомились, мне так понравилось ваше пение, что я после «Светлой ночки» не мог не захлопать, - уже дружелюбно стал делится впечатлением Алексей, уводя свою новую знакомую по заснеженной дороге к окраине прииска.

   -  Вот и хорошо, нам было приятно. Но мы на закуску подготовили романс «Вернись в Сорренто» и Лара меня уговорила исполнить его на бис уже на самом концерте, а сегодня Ларе в Индигирск ехать надо было, она там в женском общежитии живет, завтра рано в школу, и их водитель, Василий Михайлович, в машине её с девяти вечера ждал.

   - Так, что же вы сразу после хора не напросились выступить первыми?
- Что Вы, как отца Лары назначили директором, она даже одеваться стала проще и старается ни в чем себя не выпячивать. Алексей спохватился, незаметно они уже оказались на окраине поселка. Пошел легкий, парящий в воздухе снег. Маргарита запрыгала и в унисон снежному кружению, схватила Порываева за руки и увлекла танцевать вальс.

   До устали накружившись они стали играть в «догонялки» и, в конце концов, усталые и счастливые свалились на обочину в пухлый снег. Алексей уже силился дотронутся губами до щечки Риты, но она вдруг вскочила на ноги, протянула ему руки, помогая подняться, и, не отнимая их, тихо сказала:
- А как же Лаура, ведь она моя подруга?

   Чтобы выйти из неудобной ситуации Алексей спросил:
 -А где вы учитесь, Рита, ведь, Вам, наверное, тоже завтра рано нужно в школу?
- Не беспокойтесь, Алексей Иванович, - уже уверенно заговорила Маргарита, - муж  тети Маши, у которой я квартирую в Сусумане, водителем работает и завтра возвращаясь из Индигирска меня прихватит с собой; с утра у нас биология, а я уже, слава богу, знаю откуда дети берутся, да и мама у меня и тетя обе медички, по этим делам меня поднатаскают. Вы правы, надо возвращаться, уже поздно и  папа будет волноваться.

   Они быстро вернулись в поселок и дошли до дома Силина, непринужденно рассказывая друг другу свои небогатые жизненные истории. Уже прощаясь, протягивая Порываеву руку, Рита сказала:
- Я и представить не могла, что мы так здорово с Вами погуляем, теперь я очень хочу, чтобы в следующее воскресенье Вы непременно пришли на мой день рождения!

   С этими словами Маргарита пожала Алексею руку и побежала домой, а он, во след сопровождая ее бегом до самого порога, по слогам продекламировал: «Те-перь я обя-за-тель-но при-ду!».
               

   В доме Силина Порываева встретил целый женсовет во главе с женой Силина Натальей Матвеевной. Не дав ему опомниться, вперед вышла Рита и стала представлять присутствующих, начиная с матери и жены Андрея Артемьевича (Галины Сергеевны) и кончая своей младшей сестрой, Любой. Когда дошла очередь до Лауры, Рита, как ни в чем не бывало, представила ее, как свою лучшую подругу. Лара протянула Алексею руку, крепко ее сжала и артистично сказала:
- Мы с Алексеем Ивановичем уже где-то встречались.

   Порываев развернул сверток и протянул Рите шарф, чем немало удивил присутствующих женщин. Рита сразу же замотала его на шею и сказала:
- Ой, спасибо, Алексей Иванович, каждый раз, когда я возьмусь его одевать, буду думать о Вас!

   Сняв дядину шубейку, в которую, наконец, он облачился, Алексей подошел к зеркалу, причесаться и не узнал себя. В таком новом костюме, подумал он, теперь уже не стыдно появится не только в гостях, но и на сцене. Наблюдавшая со стороны за ним Лаура, подошла сбоку и прошептала:
- Я рада, что ты пришел, не обижайся, пожалуйста.

   Женщины пошли хлопотать на кухню, а к гостю подошла Люба и сказала:
- Алексей Иванович, мне папа поручил Вас развлекать. Хотите, я покажу  Вам наш семейный альбом с фотографиями, а потом наши последние фотки, мы вот в прошлом году с мамой и Ритой в Геленджик ездили  отдыхать.

   Рассматривая фотографии семьи Силина и любуясь ими, Порываев  невольно поймал себя на мысли, что у него нет с собой ни одной фотографии родных и знакомых. Когда Люба отошла, он не удержался и спрятал себе в карман одну из многих южных фотографий Риты.

   Их занятие прервали восторженные голоса из прихожей: появился хозяин дома и Андрей Артемьевич. Вскоре все уже рассаживались за нарядно убранным и богато заставленным вином и закусками столом. Алексей ненароком оказался в центре стола между подругами. Когда Сергей Семенович стал разливать шампанское Лаура закрыла рукой свой фужер и быстро налила в него лимонад.

   Сидевший как бы в президиуме Сергей Семенович проникновенно произнес тост, поздравляя дочь с семнадцатилетием. Всегда не многословный, даже внешне угрюмый, и эмоционально сдержанный он тронул присутствующих своим неожиданным обращением:
- Любимая, родная и прекрасная, я счастлив сознавать, что ты моя дочь, гордиться твоими успехами. Мне бы хотелось, чтобы солнце  всегда согревало твое доброе сердце,  чтобы каждый твой день и зимою и летом приносил тебе здоровье, успехи и радости.
   
   Все, захлопав в ладоши, осушили свои бокалы. Каждый из присутствующих следом поднимая тост, высказывал свое восхищение Ритой и самые восторженные пожелания. Пока все говорили Порываев лихорадочно в уме сочинял экспромт – пожелание. Получалось не очень оригинально, но все таки складно.

   Когда очередь дошла до него он встал, попросил освежить бокалы, повернулся в сторону Риты и продекламировал:

   Дорогая Маргарита!

Сегодня Вам семнадцать лет -
В дни осени – весны цветенье!
Вас поздравляя с днем рожденья,
Я шлю вам пламенный привет!

Что пожелать, такой пригожей,
Такой красивой пожелать. –
Свои успехи преумножить,
Закончить школу лишь на пять.

И в дом родительский с надеждой
По жизни радость приносить,
Крепя свое здоровье прежде,
Очаровательною быть!

   Рифмы больше не хватило и Порываев закончил весьма прозаично:
- Так пьем за здоровье  нашей прекрасной Маргариты. Все выпили (Лаура, Маргарита и Люба – лимонад, а Алексей полный бокал вина) и снова захлопали.
   
   После Алексея приветственное слово взяла Лаура:
- Я очень рада и немного огорчена. Алексей вот такие прекрасные стихи сочинил нашей Рите, что мне уже после него не быть оригинальной и все же. Все затихли.

   Лара вышла из-за стола и со словами: «Я исполню в честь Риты шуточную песню «Маргарита», проникновенно запела. После ее исполнения все восторженно захлопали. Лаура посмотрела в сторону Алексея, налила себе полную рюмку вина и со словами: «За тебя моя любимая подруга пью первый раз в жизни», выпила все до дна.

   Порываеву ничего другого не оставалась, как налить себе полную рюмку коньяка и выпить его тоже до дна (лучше бы они этого не делали).

   Пока гости исполняли несколько застольных песен, Маргарита увела Алексея в свою комнату и попросила переписать ей на отдельный листочек сочиненный им экспромт, что Порываев с удовольствием и сделал. Прочитав экспромт, Рита взволнованно сказала:
   - Спасибо, Алеша, я очень тронута твоим вниманием и обещаю исполнить твои пожелания.

   Когда гости, сидящие за столом, загрустили, Люба включила проигрыватель и пригласила всех танцевать. Под мелодию арабского танго Андрей Артемьевич пригласил танцевать Риту, а Сергей Семенович – Галину Сергеевну. Порываев встал и с большим волнением, обернувшись к Лауре, намеревался ее пригласить. Но Лаура его опередила и на ухо прошептала:
- Алексей, пригласи танцевать Наталью Матвеевну.

   Жена Силина выглядела очень молодо и танцевала легко и с удовольствием.
- А я Вас совсем другим представляла, Алексей, - обратилась Наталья Матвеевна к Порываеву. - Такой Вы молодой и уже Вас мастером назначили, а стихи давно пишите? Может быть после танцев прочитаете нам еще что-нибудь.

   Алексей стал мысленно перебирать стихи, которые мог бы прочитать, давая согласие на просьбу хозяйки, но свое обещание по непредвиденным обстоятельствам он исполнить не смог.

   Люба, поставив  пластинку с вальсом, объявила дамский вальс и Алексей оказался  приглашенным на танец Галиной Сергеевной. Он, конечно, досадовал, что Лаура его не пригласила первой и,  когда очередным танцем оказался его любимый фокстрот «Рио-рита», он как бы в отместку ей пригласил виновницу торжества. Именинница была в ударе, выделывая такие удивительные выпады, наклоны и прыжки, что, видавший виды Порываев, еле-еле успевал за ней и старался как мог не ударить в грязь лицом.

   Когда танец кончился, Рита подвела его к Лауре и сказала:
- Алеша, теперь ты должен обязательно пригласить на танец Лару. Порываев набычился и, глядя прямо в глаза Лауре, сказал:
- А может она не захочет со мной танцевать.

   Когда же Люба запустила очередной танец, Лаура, как старого знакомого, схватила Порываева за руку и выводя его в середину комнаты шутливо заметила:
- Ну, голубчик, теперь ты от меня никуда не уйдешь. Медленное танго было Алексею на руку: хотелось так много сказать Лауре хороших слов, как он думал о ней, как скучал, но она, как ему показалось, с издевкой опередила его, обращаясь к нему на «Вы»:

   - Алексей Иванович, я надеюсь, Вы меня проводите сегодня, вон, Нину Ивановну так бегом провожали, в припрыжку и на людях целоваться вздумали, даже меня с Ритой не заметили. Эти слова больно задели Порываева и он не сдержался:
   - Я не навязываюсь и играть со мной Лаура не надо. То к ней не подходи, то танцевать со мной не хочет, то к Нине вдруг приревновала. Сообразив своим хмельным сознанием, что сморозил глупости, Алексей попытался поближе привлечь Лауру к себе и тихо примирительно сказал:
 
   - Пожалуй, я не то говорю, хотел тебе объяснить… Но Лаура, не дав ему договорить, не сказав ни слова, быстрым движением отстранилась от него, перестала танцевать, вырвалась из его рук и ушла на  кухню.
   
   Порываев постаял несколько секунд, как оплеванный, посреди комнаты и, возмущенный выходкой Лауры, вместо спокойного объяснения подошел к Силину и сказал:
- Сергей Семенович, простите, я пошел домой, мне нехорошо, да и завтра рано на работу, а день будет трудный и без Вас.

   Быстро одевшись, не слушая удивленные вопрошания Силина и больше ни с кем не разговаривая, Алексей торопливо оделся и вышел на улицу. Уже метров за сто от дома его нагнала полураздетая (с наброшенным на плечи полушубком) Рита.

   - Алешенька, что случилось? Зачем же ты меня обижаешь, вернись пожалуйста, ведь мы-то не виноваты, я все улажу, ну вернись же, вернись! Вся в слезах, умоляла она. Алексей крепко обнял Маргариту, одев ей в рукава полушубок и стал ее успокаивать:
 
   - Прости меня, Риточка, прости и успокойся пожалуйста, ты мне теперь больше нравишься, чем эта выбражуля, и с ней вместе ты меня больше не увидишь... Прости меня, возвращайся домой, пожалуйста, увидимся тайно, если хочешь, ну пойдем вместе. Обняв Риту за плечи, Алексей довел ее до крыльца. Но она уцепилась в него руками и запричитала:

   - Так пойдем же в дом, не хорошо это… После всех его возражений Рита пошла на запрещенный прием заявив:
- Ну, ради меня ты можешь мне обещать, что помиришься с Лаурой.
 
   - Да, обещаю, обещаю,- ответил Алексей, почти силой заталкивая ее на крыльцо и в дверь дома. В тайне он надеялся, что после возвращения Риты Лаура выбежит сама, попросит прощения и он тут же вернется и будет держаться до конца вечера, как ни в чем не бывало.

   Метров двести он шел предельно медленно в надежде на это, постоянно оглядываясь назад. Но на улице закружила метель и следом за ним никого не было видно. Так, огромная, охватившая его на Дне рождения у Риты радость к завершению праздника сменилась глубокой досадой и жутким угрызением совести. Не помня себя, как пришел   в общежитие, он лег на кровать и, не раздеваясь, продолжая сокрушаться, уснул до утра.

   Тогда Алексей еще и не мог предполагать, что именно эта девушка среди других его увлечений оставит самые трепетные и светлые воспоминания о Колыме
на всю его жизнь.

Отрывок из романа "Лаура и другие увлечения Порываева" (Проза.ру,часть первая, глава вторая "Маргарита").