Глава VII

Розалия Цех
 
***

Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно: кто-то может влюбиться в твою улыбку.

Г. Маркес

 

Чтобы такое успокаивающее сказать Ирке о её новых родственниках? Они тебя уже любят. Не поверит. Ха-ха! Интеллигентные и деликатные. Из этого не следует, что они её захотят в невестки. Силы иссякли. Как будет, так и будет. Хватит париться! Терпеть не могу это слово!

Еще неделю они будут жить у нас. На фига было проявлять инициативу и альтруизм? Теперь и дома не отдохнешь. На работе люди, дома тоже... Большая часть моей интровертной натуры взвоет и полезет на стенку. Оставшаяся экстравертная не справится с такой нагрузкой. Но чего не сделаешь ради дружбы? ОК! Подумаю об этом завтра. Сегодня все хорошо!

Лифт. Кажется, что слышу шаги. В двери что-то шебуршит. Ура! Муж вернулся. Мчусь обнять и прижаться. Сразу легче.

- Как ты, лапушка?

- На пределе.

- Знакомь нас.

И мы протопали в гостиную. Из комнаты для гостей показался Лео, а за ним Лидия. Они радостно улыбнулись. Бедные, они ведь тоже впервые нас видят, да еще устали с дороги. И жить будут у чужих людей...Да еще сын женится неизвестно на ком. Внутренний профессионал не дремлет.

- Надеюсь вам у нас понравится.

- Очень нравится! Такая просторная квартира.

- Она досталась мне от деда. Он был академиком. Микробиологом, как и вы.

- Академик Р. ваш дед?

- Двоюродный. Но я единственный его родственник, - почему-то добавил Кирилл.

- Он был моим учителем, - восторженно произнес Лео и глаза его увлажнились. - Всему я обязан этому великому учёному.

- Пройдемте в его кабинет. Я сохранил там почти все так, как было при нём.

- Я бывал в его доме. Но это было в центре.

- Он долгое время жил в родительской квартире, а потом купил эту. Тогда он еще не был закоренелым холостяком и надеялся на семейное счастье.

- Алло, - услышала я голос Лидии. - Уже ждете нас? Хорошо, я скажу Леночке. Пока, милый. Привет Ирочке!

- Пойду сообщу мужчинам, что нас ждут, - сказала я, постучавшись и заглянув в кабинет.

Через сорок минут снова начались возгласы, восклицания и прочие атрибуты знакомства будущих родственников. Ирка держалась молодцом. Лидия нежно обняла её и что-то сказала на ушко. Что за мода секретничать! Лео поцеловал Ирку по-родственному - в щечку. При этом хитро скосил на меня глаза. Старый ловелас! Но я не стала развивать эту мысль, а окунулась в атмосферу теплоты и уюта, которая накрыла всех участников этого действа.

Из кухни доносились упоительные запахи корицы и еще чего-то вкусного, но неопределимого. Я начала глотать слюнки, вспомнив, что в обед съела всего ничего - жалкий бутербродик с сыром.

- Прошу к столу, - провозгласила Иркина мама. И триумфально прошествовала в гостиную вместе с Лео.

Иркин папа развлекал Лидию, а мы решили мужьями не обмениваться. Нам и так хорошо.

За столом разговор гудел обо всем сразу. Но утихал время от времени, когда все вкушали яства, приготовленные Эммой Михайловной. И сопровождалось это невнятными восклицаниями похвалы и восторга. Иркина мама сияла от дифирамбов её кулинарным талантам.

Лидия сидела по одну сторону от будущей невестки и зорко следила, чтобы у той на тарелке постоянно было что-то полезное и питательное. И все время умильно поглядывала куда-то в область живота. Ирке было неловко, и она стала ёрзать на стуле, как двоечник не выучивший урок. Я решила взять огонь на себя и поинтересовалась, как им живется в Англии.

Под шумок, мы сбежали с Иркой в ванную. Не важно, что о нас подумают, но нам не терпелось обменяться впечатлениями.

- Я вся мокрая от волнения, - выпалила Ирка, хватая полотенце и промокая им шею и лоб.

- Всё отлично! Неужели ты не чувствуешь, как они тебя любят?

- Ну да...Но почему Лидия так смотрит на мой живот? Ты что-то сказала?

- Нет, но... - покаянно начала я, - но тут кто-то постучал в дверь и пришлось выходить из нашего укрытия.

- Вот вы где!

Это была Иркина мама, которая бегала на кухню за блюдом с заливной рыбой.

- Ой, что-то мне нехорошо, - сказала Ирка, взглянув на рыбу и закрылась снова. Я на всякий случай пошла за Игорем. Пусть он стережет беременную невесту.

После застолья мы стали сразу собираться. День был для всех волнительным и утомительным до предела.

Уже утро. Только ведь уснула! Глаза не хотели открываться, а ноги еле донесли меня до ванной, но тут мой нос учуял живительный аромат кофе, и я изменила маршрут. У плиты стоял Лео и варил кофе. На столе красовалась яичница с беконом, тосты, масло и джем. Идеальный английский завтрак.

- Зачем, Лео? Вам ни к чему так рано вставать.

- Привычка, Леночка, - весело воскликнул профессор, быстро убрав турку с плиты и налив мне восхитительный напиток в чашку.

- О, божественно! Спасибо, - произнесла я и отправилась в ванную. За спиной услышала восторженные возгласы Кирилла, который сел завтракать. Хоть какая-то польза от гостей. На ужин я не смела надеяться.

Благодаря готовому завтраку, Кирилл успел подвезти меня на работу. У меня не было сил следить за утренними маньяками, которые подрезают со всех сторон, опаздывая на работу.

К счастью, мы уже пережили этот дурдом, который называют свадьбой. Теперь это не наша проблема. Поцеловались на лету. Припарковаться было негде. Я выпорхнула и провела взглядом машину Кирилла. Осторожнее, дорогой. Пусть у нас обоих будет благополучный день. Не хуже, чем утро. Воспоминания о Лео в моем фартучке с мопсом, вызвал улыбку.

Сегодня записана стареющая актриса и один новенький. Грузить актрису циклами и петлями жизни не буду. Ей интеллектуальной работы хватает в театре. Надо развеять её депрессивное настроение и отчаянье из-за явных перемен в жизни. Начиная с возрастных ролей, до исчезновения поклонников. Остаются либо старше нее, либо альфонсы, которым от неё что-то нужно. Увы, таковы реалии.

- Как прошла ваша неделя?

- Старалась выполнить ваши задания. Это было довольно занятно. Мечты.желания, которые были задвинуты в дальний угол из-за нехватки времени, обстоятельств и прочих вещей. Это как достать из бабушкиного сундука платье и обнаружить, что оно теперь последний писк моды.

- Ваш возраст имеет много преимуществ. Вы можете позволить себе те сумасбродства, на которые не отваживались в тридцать и сорок. Слишком большая ответственность перед семьей, коллегами и т.д.

Ничего коренным образом не меняется. Просто меняет темп, форму и акценты. Главное - принимать изменения спокойно. Наблюдать за ними со стороны, как за приходом друзей, а не врагов. Не бойтесь делать и говорить то, что хотите и что вам нравится. Не закрывайтесь от нового. И побольше улыбайтесь.

- А морщины?

- В любом случае они будут. Так пусть от улыбки, чем от горестных дум и раздраженности.

Мы еще поговорили о её последних ролях и планах на отпуск. Я чувствовала, что её отпустило. Скоро у неё все будет в порядке.

Между приемом образовалось "окно". Я успела позвонить всем своим: сестре, маме, Кириллу, Ирке, Ираиде Семёновне и даже Лидии. Собственной свекрови я еще не привыкла звонить, чтобы просто поболтать.

В дверь настойчиво постучали. Что меня ждет в этот раз? Вошел сутулящийся мужчина лет тридцати с хвостиком. Руки нервно поглаживают края пиджака, проверяют карманы и снова оглаживают одежду.

- Что вас так беспокоит? - спрашиваю мужчину в лоб. Он испуганно вскидывает взгляд.

- Неужели так заметно? Молча киваю. Он обреченно опускает голову.

- Месяц назад меня повысили и назначили начальником отдела.

Начал он свой рассказ, поглядывая на меня. Я ободряюще киваю - продолжайте.

- У меня не складываются отношения с коллективом. Они такие разные...

- Опишите, пожалуйста, в чём разница.

- Один постоянно на всё жалуется. Ему все не так. Только я вхожу, как он заводит свою шарманку. Второй - непробиваемый тип - циник и наглец, третий лезет с помощью, четвертый того хуже - пытается контролировать. Из-за этих проблем я не могу сосредоточиться на работе. Все силы и энергия уходят на общение, которое засасывает, как болото. Это отравляет атмосферу. Постоянный стресс. Не понимаю, как с ними общаться.

- Вам не позавидуешь. Но вы очень хорошо описали основные типы ваших подчиненных. К каждому можно подобрать свой ключик. Увы, одного - универсального - не существует.

Сегодня я вам обрисую пути нахождения общего языка с двумя. Вы попробуете и, если сработает, то поработаем над другими.

- Я на все согласен. Иначе заболею или уволюсь к чёртовой бабушке. Простите!

 - Тот, что постоянно жалуется, он старается все спихнуть на других. Все виноваты в его бедах, кроме него. Выслушайте его последний раз и скажите, что в таких условиях работают все. Пусть конкретно обозначит то, что позволит ему хорошо выполнить его работу. Цель этого - заключить соглашение, как и что должно произойти.

Мой клиент все добросовестно записал в блокноте.

- С язвительными и высокомерными циниками сложно работать. Попробуйте завязать беседу о его отношении к чему-либо. Одарите его искренними комплиментами. Объясните, что вам в нём импонирует. Он пойдет на контакт, если почувствует вашу доброжелательность и интерес к нему. Похвалите его идеи и ум, но укажите пути при которых они будут успешнее воплощаться. То есть - поговорите о его отношении к людям.

Не волнуйтесь. Они поймут вас правильно. Держитесь уверенно. Можете прибегнуть к самогипнозу и аффирмациям. Самоуничижение и неверие в себя играют против вас. У вас все получится.

Мужчина ушел, но я видела, что его еще одолевают сомнения. Ничего не поделаешь, работа с людьми - самая сложная сфера деятельности. И не все созданы для этого.

В окно застучал дождик. Струи воды размыли картинку мира. Он стал менее резким и более уютным. Я прижалась лбом к стеклу и почувствовала беспричинную грусть. Но я улыбнулась ей, как советую своим клиентам.