66. Предельная высота духа поклонения

Вячеслав Абрамов
При пропускании через себя псалмов многое становится ясным. Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает.

Послание 66.

"Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё."

Перевод с древнееврейского в Теилим звучит так: «Пусть помилует нас Бог и благословит нас, явит нам светлое лицо Своё, – сэла! – Чтобы знали на земле путь Твой, среди всех народов – спасение Твоё».

Слова Давида предвосхищают его время. Он молится о том, чтобы Бог благословил Израиль, чтобы через него благая весть дошла до язычников.
А когда мы читаем слова «дабы познали на земле путь Твой», то уже понимаем, что путь есть Христос – Спаситель, и только через Него народы испытают спасительную силу Бога: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Спаситель, наставляя всеобъемлющей молитве «Отче наш…», возвестил объединение всех душ в одной молитве, – что надлежит молиться с другими и о других.
И здесь псалмопевец молится о единстве всех в Господе. В объединении Божье благословение и это истинно, что подтверждается словом «сэла!».

«Помилуй и благослови» – неотъемлемая и самая ходовая молитва, и жаль, что такие слова часто произносятся с беспечностью, как поговорка. А это – настройка на «частоту» благословения.
Блаженство милости и благословения – в видении света лица Божьего. Чтобы быть счастливыми, не потребуется ничего другого, кроме сияния лица Его, Божьей любви и упования на силу любви. Только любовь может объединить нас, и она – в Боге, в свете лица Его.

И ни у кого не станет меньше Божьей милости, благословений и благоволения из-за того, что другие народы придут к Богу и так же получат их.

Давид уверен в том, что через поклонение Господу Израиль придёт к благословлению, и благодаря понятным знакам благоволения к нему все народы на земле познают путь спасения, и присоединятся к нему: «…мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23).

Это пророчество о том, что именно так всё и будет. Если Бог дал нам познать Свой путь и мы идём по нему, то Он явит спасающую благодать: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:23).
Кто на своём опыте познал сладость путей Божьих и утешения спасением, не может не желать и не молиться о том, чтобы они стали известны всем другим.

Это прямая смысловая нагрузка этих строк. Теперь познаем их духовное значение, которое затрагивает духовные «механизмы управления»: через намерения, устремления, действующие свойства и возникающие духовные состояния.

«Земля» на языке «духовных корней» есть материальная основа замысла Создателя, и речь о том, «Чтобы знали на земле путь Твой» – познали и знали Его великий план.

Неисправленные, эгоистические желания называются «народами». «Все народы», как ни странно это звучит, – ведущий элемент системы раскрытия высшего света по замыслу Творца. Израиль – «Исраэль», или в переводе «идущие прямо к Творцу», – есть передаточное звено этой системы.

Именно через народы должна раскрыться цель творения и свет Творца.
Сказано (хасидами): «Верь, что есть мудрость в народах», – но «…не верь, что в народах есть Тора», а смысл Торы – это свет, возвращающий к источнику.

Народы не способны сами притянуть высший свет и потому не могут исправить сами себя. Но если «идущие прямо к Творцу» помогут им притянуть свет и излечиться, то в них, именно в них и только в них, раскрывается высший свет и Господь Бог.
И Израиль в свою очередь раскроет свет Творца только благодаря тому, что провёл его к народам, в их желания. Всевышний соединяется со всем человечеством, а Израиль есть канал, по которому протечёт свет и слово к народам – как электричество по проводам.
Именно на эту миссию указывает Давид.

"Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все."

Это не только о том и не совсем о том, чтобы все обратились и пришли в Церковь, где могут прославить живого истинного Бога, а не идолов, которым поклонялись.
Прославят Бога все народы, потому что в них возникнет такое желание, а работу проводника духовного желания должен выполнить Израиль.

"Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.

Имеющееся в древнееврейском оригинале «сэла!» подтверждает богодухновенность сей строки.

Народы, образовавшиеся в нашем мире, в мире духовном соответствуют управляющим духовным силам, которые таким образом и постепенно проявляются в людях и в движениях народных масс. Они в свою очередь соответствуют различным сочетаниям эгоистических устремлений, в нашем мире направленных на достижение властных и экономических преимуществ.

Народы сначала жили как одно племя, но поскольку пошли за своим эгоизмом, то разошлись племена в разные стороны, а народы обособились. Чем больше рос эгоизм, тем больше человек отдалялся от остальных, чтобы эгоистические интересы постоянно не сталкивались друг с другом. Они периодически выплёскивались в виде войн и завоеваний. Так, изменяясь, и формировался этот мир. Даже сейчас, когда он сделался глобальным, в нём сталкиваются наши эгоизмы.

А то, что называется судом, по духовной сути есть настройка людей на действие высшей силы. Суды Божьи куда как наглядно и доходчиво объясняют, что надо настроить себя на понимание этой силы, ибо такое понимание ведет к её ощущению, раскрытию. Суд – одно из проявлений высшей силы, – в виде справедливости.

Никогда не должен человек отделять себя от общества, так как милость Господа на всём народе вместе, и Давид в первую очередь и непрестанно молится за Его милость.
И милости несравнимо больше изливается на народ, – значит, на тех, кто желает собраться вместе во имя Господа.

Племя – это как бы рамки, которые специально предназначены для того, чтобы человек жил внутри и не выходил из них. Такие рамки – это племенные связи, способствующие объединению, и в какой-то степени ограничивающие неумеренно растущий эгоизм.
То есть, это – позитивная сила природы, уравновешивающая отрицательную силу эгоизма. Управление племенами – это один из элементов «исправительной системы» Творца.

"Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все."

Повторение предыдущей строки утверждает ощущение особой важности этого для Израиля, – он жаждет слышать, как все народы будут прославлять Бога.
Давид стремится передать величие цели и особенную миссию народа Израиля в служении Творцу, ведь без него не смогут соединиться друг с другом Творец и творения, именно Исраэль связывает их.
Но желание Творца обращено на народы мира – Он смотрит на них, потому что они обладают большой энергией развития.

Бог раскрывается в больших желаниях, заключенных во всём человечестве – всех народах. А Израиль связывает всех друг с другом. Это очень почётная миссия на духовном уровне и очень неблагодарная на земном: насколько Израилю кажется, что народы мира ненавидят его, настолько же его «ненавидит» Творец, за то, что он не исполняет свою обязанность.

А Давид через праведность свою видит, когда Господь всё совершит, когда народы обратятся к Нему и прославят Его:

"Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш."

Плод земли – это то, что поднимается во тьме, тянется к свету и под светом Творца
даёт урожай для доброй цели. Урожай есть доказательство Божьего благословления и впечатляющее свидетельство для народов, устремлённых к наслаждению. А Господу угодно, чтобы то благо, которое Он дарует Израилю, служило во благо всего человечества.

"Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли."

«…и благоговеть будут пред ним все концы земли» – более точно переводится с древнееврейского.

Даже сама композиция этого псалма демонстрирует, какими тёплыми и глубокими были чувства псалмопевца, благодаря чему дух поклонения возвысился до такой степени, что смог принять дух пророчества, говорящий о возрастании Божьего царства и его приближении.

Пределы (концы) земли – это области неисправленных, тёмных желаний, куда ещё не проник свет Творца, и они не оставлены в стороне от реализации Его замысла исправления и спасения для предстоящего блаженства.

Видение Давидом счастливых и славных времён, когда воплотится великий замысел Всевышнего, переносит в новое духовное состояние благословления, следующее за состояниями покаяния и смирения.
Давид, принёсший свойство покаяния, предвосхищает благословление и спасение, которые принесёт вышедший из корня его Иисус.
В новом состоянии Церковь и народы призваны объединяться, и эта благословенная работа должна стать сущностью нашей радости и наших молитв в Новом завете и во Христе Спасителе!