de omnibus dubitandum 105. 392

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ПЯТАЯ (1884-1886)

Глава 105.392. ДОРОГА НА ТИФЛИС…

    Был конец лета 1886 года, по грунтовой дороге из Ставрополя Кавказского в Тифлис тянулся обоз, или транспорт, в числе нескольких десятков повозок, сопровождаемых конвоем солдат.

    Протяженность Военно-Грузинской дороги известна точно — 192 километра. В справочниках зафиксирован год, когда здесь открылось постоянное сообщение — 1799-й. Вдоль всей дороги размечен километраж. Пеший путник, всадник, и пассажир экипажа наблюдали белые столбики с указателями — на одной их стороне отмечены километры от Владикавказа, на другой — от Тифлиса. Граница между ними находится у селения Верхний Ларс и фиксируется шлагбаумом.

    На территории между Владикавказом и Верхним Ларсом проживают осетины. Есть осетинские селения и на административной территории Грузии — в Кобийской котловине и Трусовском ущелье. Грузины живут южнее селения Верхний Ларс, в Казбеги, Сиони, Вардисубани и за перевалом.

    Грузия делится на Восточную и Западную. Грузинская часть дороги целиком пролегает по Восточной Грузии. Наравне с административными в Грузии сохраняются и этнографические районы — Картли, Кахети, Пшавети, Мохеви, Мтиулети, Имерети, Гурия и другие. Все жители здесь грузины, но говорят на разных диалектах. Литературный язык в Грузии —картлийский.

    Военно-Грузинская дорога последовательно проходит по четырем административным районам Грузии — Казбекскому, Душетскому, Мцхетскому и Тифлисскому. По составу населения эта территория принадлежит к этнографическим районам Мохеви (Хеви), Мтиулети и Картли. Основное занятие жителей территории Военно-Грузинской дороги скотоводство и земледелие.

    Первые километры дорога идет по долине реки Терек, потом поднимается над долиной, прижимается к отвесным скалам, минует мрачные ущелья, стремится все выше и выше на Крестовый перевал (2395 м). Отсюда начинается крутой зигзагообразный Млетский спуск. Петли дороги зависают над долиной серебристой Арагви. Далее дорога становится просторнее. Справа и слева открываются ровные площадки, покрытые садами и огородами. Селения появляются одно за другим. Вот Мцхета — древняя столица Грузии, переезжаем через Куру — и мы в Тифлисе.

    Этот путь по долинам Терека и Арагви известен с древних времен. Дорога упоминается в старинных хрониках. Греческий историк и географ Страбон (I в. до нашей эры) в очерке об Иберии пишет, что эта горная дорога трудна и опасна, так как путешественник должен взбираться на вершины по узким тропам, на которых не могут разойтись два человека. В самом узком и труднодоступном месте — Дарьяльском ущелье находилась крепость. Недаром это место называлось «врата Грузии».

    Набеги кочевых племен с севера были частым явлением в жизни Грузинского царства, и один из грузинских царей приказал заложить самую узкую часть ущелья камнями. Позднее, в I в. до нашей эры, в ущелье Дарубал на высокой скале была построена крепость, а на гранитных скалах возле нее повесили деревянные, окованные железом ворота. Название «Дариал» по-персидски означает «врата аланов».

    Аланы заселили Предкавказье в начале нашей эры и, по свидетельству грузинских историков XI в., вели непрерывные войны с иберами, населявшими Грузию, за овладение Дарьяльским горным проходом. Грузины называют ущелье «Арагвис кари» (Арагвские ворота). В ущелье сохранились развалины древней крепости, имевшей оборонное значение. Часть восточной стены хорошо видна с дороги и известна как «Замок Тамары».

    Значение дороги определяло время ее роль как торгового пути в соседние государства особенно возросла в XI-XIII веках в эпоху феодального расцвета Грузии. Второй этап развития дороги следует отнести к XVIII столетию, когда русско-грузинские отношения упрочились и часто принимали характер военных союзов. При Екатерине II в Грузию были отправлены русские войска, а грузинские отряды во время русско-турецкой войны участвовали в борьбе против турецких полчищ в Закавказье. Однако в этот период дорога была труднопроходимой, и путешествие по ней осуществлялось с большим трудом и занимало много времени. Так, в 1799 г. отряд русских войск под командованием генерала Лазарева прошел путь от Владикавказа до Тифлиса за 36 дней.

    В 1783 г. был заключен Георгиевский трактат, оформивший протекторат России над Восточно-Грузинским царством. Заключение этого трактата вызвало недовольство соседей Грузии. По наущению Османской империи участились разорительные набеги дагестанских банд, началось вторжение персов, которые в 1795 г. взяли Тифлис, разграбили и сожгли город. Над Восточно-Грузинским царством нависла опасность уничтожения. Численность населения катастрофически уменьшалась.

    Последний грузинский царь Георгий XII (1798-1800 гг.), чтобы спасти страну от полного уничтожения, обратился к правительству России. Присоединение Грузии к России было окончательно оформлено манифестом от 12 сентября 1801 г. В сложившихся условиях для Грузии это был единственный выход, иначе грузинскому народу угрожало порабощение Османской и Персидской империями.

    В этой ситуации Россия была наиболее близка к Грузии по культуре и религии и являлась единственной прогрессивной силой, способной объединить все грузинские земли и обеспечить необходимые условия для развития производительных сил страны.
После присоединения Грузии к России дорога от Владикавказа до Тифлиса стала иметь особенно большое военно-стратегическое значение. Называлась она «Дарьяльской дорогой».

    С 1803 г. на всем ее протяжении возводились военные укрепления (редуты) для защиты проезжающих, началась реконструкция дороги, требовавшая значительных средств. Первый укрепленный пункт — редут был возведен в самом начале дороги. Укрепление включало казарменное здание, где размещался гарнизон для охраны дороги, и сторожевую башню. Прямо у дороги находился духан, где путники могли подкрепиться и отдохнуть перед началом путешествия. Сохранились развалины башни, а название укрепления — редут — дало имя селению Редант.

    Дальше к югу было построено еще одно укрепление — Джераховское, также сохранившееся в развалинах. Но наиболее значительные работы развернулись в Дарьяльском ущелье, где в 1846 г. была возведена крепость для гарнизона. Внутренние постройки не сохранились, а стены стоят до сих пор.

    Северный участок Военно-Грузинской дороги проходит по этнографической области Мохеви, или Хеви. По-грузински «хеви» — ущелье, овраг. Поэтому жители назывались мохевцами, или ущельцами. В настоящее время этнографический район Хеви занимает площадь около 1100 кв.км, протягивается от Крестового перевала до селения Верхний Ларс и имеет население 9 тысяч человек.

    Административно Хеви относится к Казбегскому району, включающему четыре грузинских и два осетинских селения. Село Казбеги — исторически сложившийся административный центр района. Статус города он получил совсем недавно. В путеводителях по Военно-Грузинской дороге, изданных более 50 лет назад, Казбеги упоминается как село. Наиболее ранние поселения в этом регионе находились в Хевском ущелье Терека и ущелье Сно Гудашаурской Арагви. Их возраст датируется IV-V веками до нашей эры. В XVIII в. область Хеви входила в Арагвское княжество (эриставство). В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область и разделилась на ряд районов (моуравств), среди которых первую роль играло моуравство Эдо с центром Степан-Цминда (Святой Степан). Это старое название села Казбеги, и связано оно с именем монаха Степана, спасшего жителей села от наводнения.

    С древних времен у мохевцев сохранялся общинный строй. Отдельные районы управлялись выборными старшинами. В конце XVIII в., во время установления дружественных отношений между Россией и Грузией, старшиной в Хеви был весьма влиятельный и энергичный мохевец Казбек Чопикашвили. Он оказывал услуги русским войскам при постройке мостов через Терек, снабжал их продовольствием и транспортом. Как награду за услуги Казбек Чопикашвили получил дворянство и чины и был награжден орденами. Селение стало называться Казбеги, а гора Мкинвари (Ледяная) — Казбеком.

    Есть и другая версия происхождения этого названия. Согласно ей, название Казбеги связано с наименованием должности казибегов — местных пограничных начальников. В их обязанности входило наблюдение за исправностью дорог и мостов, обеспечение путешественников подводами, носильщиками и другими услугами, а также защита Дарьяльского прохода — важнейшего стратегического пути в Грузию. Поэтому у русских это селение было более известно под названием селения казибегов. В дальнейшем это название дало фамилию династии князей, проживавших в этом районе, — Казбеги. К этой династии принадлежал Александр Казбеги (1848-1898 гг.) — классик грузинской литературы.

    С 1814 г. Военно-Грузинская дорога стала пригодной для движения колесного транспорта, несколько лет спустя была организована так называемая «экстрапочта», связывающая Санкт-Петербург с Тифлисом. В 1834 г. по дороге было открыто регулярное конно-почтовое сообщение. Открытие регулярного движения требовало постоянного ремонта дороги. Строительные работы велись в основном в летнее время и отрывали местное население области Хеви в страдную пору от уборки урожая. 

    Жители должны были проводить все дорожные работы, кроме того, они были обязаны снабжать все посты по дороге строительными материалами и фуражом для лошадей, транспортировать почту на руках во время снежных завалов или при разливе Терека и нести другие повинности.

    Особые трудности для движения представляли участки дороги в Дарьяльском ущелье до Казбеги и близ перевала. Здесь часто случались обвалы и снежные заносы. Для защиты дороги на опасных участках воздвигались бетонные галереи. 

    На Крестовом перевале старое полотно Военно-Грузинской дороги проходило несколько восточнее современного, у Ермоловского креста. По преданию, крест был воздвигнут царем Киром для распятия на нем непокорных скифов. В XI в. грузинский царь Давид Строитель, дед царицы Тамары, известный своими усилиями по упрочению политического единства и экономической мощи Грузии, много сделал для улучшения Военно-Грузинской дороги и восстановил крест на перевале.

    В 1824 г по приказу генерала А.П. Ермолова крест был установлен заново. В настоящее время он стоит на пьедестале из каменных глыб, скрепленных бетоном. На кресте сохранилась надпись: «Во славу Божиюи в управление генерала от инфантерии Ермолова, поставлен приставом горских народов майором Канановым в 1824 г.».
За перевалом, начиная от селения Гудаури, есть очень крутой участок дороги — знаменитый Млетский спуск на 200 м в долину реки Арагви.

    Сооружение Млетского спуска началось в 60-х годах XIX-го века после неудачной попытки построить перевальный участок дороги в обход Крестового перевала по Гудамакарскому и Гудушаурскому ущельям.

    Составление проекта новой дороги было поручено талантливому инженеру Б.И. Статковскому. Для окончательного завершения проекта инженер был командирован на 15 месяцев в Западную Европу для ознакомления с методами строительства горных дорог и троп.

    По возвращении из командировки Статковский представил проект перевального участка дороги, который был утвержден. Строительство было начато в 1857 г. и закончено к 1 ноября 1863 г. Особые трудности ждали строителей на Млетском спуске. В скальных стенах, образованных лавами вулкана Сакоха-Садзели, было вырублено пять ярусов-площадок, укрепленных подпорными стенками из извести. Обрывистые места ограждали каменными парапетами.

    Грузинский писатель Илья Арджеванидзе пишет: «Много людского труда, жизней и средств было затрачено на проведение Военно-Грузинской дороги. Рабочих приходилось привязывать к канатам и спускать над бездной в обрыв, чтобы они могли вырубать в скалах ступени, на которых можно было бы стоять и работать». В таких трудных условиях был построен Млетский спуск. Он представлял собой один из выдающихся образцов инженерного искусства и мог служить образцом для европейских шоссейных дорог того времени.

    Весь перевальный участок дороги между селениями Коби и Квешети представлял собой смелое и совершенное решение по проведению дорожной трассы по сравнению с существующими в то время благоустроенными перевальными путями в Швейцарских Альпах. Помимо дорожного полотна на перевальном участке было возведено значительное число других инженерных и гражданских сооружений: каменные арочные мосты, в том числе красивый мост через Арагви в Млети (1861 г.), казармы и бани для рабочих, дорожные караульные будки.

    В конце Млетского спуска обращает на себя внимание источник с бассейном, сооруженным в 1862 г.

    В 1859 г. дорога была доведена до селения Душети. В 1863 г. состоялось ее официальное открытие, и она получила название Военно-Грузинской вместо старого — Дарьяльской.

    Начальным пунктом считался Моздок, а конечным Тифлис.

    Замечательное описание путешествия по Военно-Грузинской дороге дал А.С. Пушкин в повести «Путешествие в Арзрум» (1829 г.) : «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. ... На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около. Пробили в барабан. Мы тронулись. Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами.  За нею потянулись   коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрипел обоз двухколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами...  Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки .. .

    Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами …

    Пушка оставила нас. Мы отправились с пехотой и казаками. Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Мы поехали по его левому берегу... Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачной прелестию природы. Погода была пасмурная: облака тяжело тянулись около черных вершин.»

    Ночевал поэт в Нижнем Ларсе, а утром отправился пешком через Дарьяльское ущелье. Был в гостях у князя Казбеги, миновал перевал и добрался до Тифлиса. Поездка на Кавказ была вызвана желанием встретиться с младшим братом — Львом, который в это время служил в Нижегородском драгунском полку и участвовал в русско-персидской войне. Встреча состоялась, но поездка вызвала неодобрение властей и самого Николая I. A.C. Пушкину пришлось писать письмо с объяснениями начальнику третьего отделения Бенкендорфу.

    В передней сидел офицер в сюртуке военно-учебных заведений, а из-под циновок выглядывали веселые и любопытные личики кадет самого маленького возраста — детского. В одной из повозок помещались врач и фельдшер. Это везли малолеток Кубанского и ерского Казачьих Войск для поступления в Тифлисский кадетский корпус.

    Ехали тихо. Делали привалы для ночлегов, заранее намеченных по маршруту; но делали частые остановки и днем для обеда, чаепития и чтобы дать отдохнуть от жары лошадям. Офицер был очевидно доволен своей командировкой и к тому же, как и сопровождавший транспорт доктор, был любитель природы. Поэтому он почти не пропускал по дороге ни одного тенистого, укромного места, изобиловавшего водой, чтобы не устроить привала с неизбежным чаепитием и закуской. малолетки были в восторге от каждой остановки. Веселой шумной гурьбой высыпали из кибиток, затевали игры и прыгали от удовольствия. В каждой кибитке помещалось четыре мальчика, и по свойству детей каждый в своем уголке устраивался по-домашнему.
В мешочках из рогожи, устроенных в уголках повозок, помещалось все походное хозяйство будущего кадета. Там были булки, бублики, купленные по пути на сельском базаре, конфекты, припасенные еще в Ставрополе, и там же прятались и детские игрушки.

    Некоторые из детей оказались обладателями какой-нибудь галки, голубя, щенка-дворняжки и даже котенка, неведомыми способами приобретенного в пути. Весь этот живой инвентарь терялся, конечно, по пути, но появлялись новые экземпляры.
На ночлегах детей помещали в обширном сарае; расстилали солому или сено, накрывали кошмами и укладывали спать. Случалось до обеда остановиться около села в какой-нибудь роще.

    Солдаты сопровождения вытаскивали из задних повозок медные котлы, разводили костры, варили борщ, кашу, к которой офицеры покупали в ближайшем селе молока, и устраивался импровизированный пикник. Такое путешествие очень нравилось детям.

    Однако же стали поговаривать, что до Тифлиса уже недалеко.

    Вдали показались церкви и колокольни большого города; въехали в предместье. Потянулись сначала немощеные, пыльные улицы. Сильно пахло восточными ароматами и всюду, где только было возможно, были навалены груды овощей и фруктов. Затем пошли лучшие, мощеные улицы с разными вывесками; всюду шел усиленный ремонт зданий; каменщики и штукатуры были видны чуть не на каждом доме и сопровождали свою работу звонкими песнями.

    Показался широкий плац, окруженный аллеей, обсаженный деревьями, и кадеты увидали огромное желтое здание Тифлисского кадетского корпуса, в стенах которого им предстояло прожить несколько лет.

    Оказалось, что Тифлисские кадеты еще не возвратились из лагеря, и в залах, спальнях и коридорах корпусного здания царила полная пустота. Всюду пахло свежей краской после только что оконченного ремонта. В пустых комнатах гулко раздавалось каждое сказанное слово и шаги вновь прибывших детей. Их поместили в младшую роту и стали ожидать прихода батальона из лагеря.

    Через несколько дней в послеобеденное время раздались звуки барабанов и рожков, и на кадетский плац перед зданием корпуса вступил батальон кадет со знаменем, в полной походной форме, то есть в касках без султанов, в ранцах и с ружьями. Прибывших из Ставрополя малолеток поразила и заинтересовала эта военная обстановка, так как в прежней жизни они ничего такого не видели. С истинным любопытством смотрели они во время молебствия по случаю благополучного возвращения из лагеря на всю торжественную обстановку молебна и на относ знамен в квартиру директора корпуса.

    Тифлисцы узнали, конечно, о прибытии малолетков, и явилось много желающих посмотреть на вновь прибывших. Старшие роты производили свой осмотр, с олимпийским величием посматривая на малышей. Младшая же рота, куда поступили новички, принялась за обычную дрессировку, то есть за всякие поддразнивания, задирания, а часто и обиды. Мальчики все это терпели и ежились.