512 Ракетная атака старфайтеров 30 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

512. Ракетная атака «старфайтеров». 30 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 30 сентября 1973 года. Морской район Норвежского моря с примерными координатами местонахождения эскадры ВМС США-НАТО на учениях «Быстрое движение» («Rapid motion») - 59.4443, 2.8688. До ближайшего норвежского берега точно на восток (город Хаугесун) - 83,89 мили (135 км). До британского города и метеостанции Леруик на Шетландских островах – 149,13 миль (240 км). Согласно данным этой метеостанции (Шетландские острова, Остров Мейленд, м/с «Леруик», город Леруик, Шетланд–Айлендс, Великобритания, координаты: 60.158999, –1.157389) в этот день максимальная температура воздуха в этой части Северо-Восточной Атлантики была 8.0°С, минимальная – 6.0°С, средняя – 7.3°С. Скорость ветра – 7 м/с. Осадков не было, но в воздухе была влажная облачная дымка и солнечный свет рассеивался в этой дымке, как в тумане. Эффективная температура воздуха (температура самоощущения человека на открытом воздухе) – всего плюс 2.0°С.

БПК «Свирепый» подойти ближе к американскому ударному авианосцу «Джон Ф. Кеннеди» не удалось. Корабли охранения разных типов засуетились, начали активно маневрировать, недвусмысленно начали увеличивать ход курсами наперерез или под острым углом сближения с нашим курсом. Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, заметно нервничая, приказывал отвернуть от авианосца, отойти в сторону, но через некоторое время опять приказывал взять курс на сближение с американским «громилой». «Громила» - так мы про себя назвали этот действительно огромный корабль с плоской палубой, с которой всё время взлетали и куда садились разные самолёты.

Однако наши настойчивые манёвры и попытки сближения с американским ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» имели неожиданный и явный успех. Ближе к обеденному времени показался второй главный корабль эскадры ВМС США-НАТО морских учений «Быстрое движение» («Rapid motion») – крейсер «Ньюпорт Ньюс». Правда, он был с противоположной стороны от нас, за авианосцем, поэтому был виден в корабельный перископический визир ВБП-451М ещё хуже, чем американский «красавец-громила». Я фотографировал нечёткий туманный силуэт этого крейсера, но снимки получились расплывчатыми и нечёткими.

Также, вероятно, наши попытки сблизиться с американским авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» вызвали какие-то изменения в программе полётов американских палубных самолётов, потому что вдруг с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» начали взлетать относительно лёгкие самолёты-штурмовики, которые мы для себя назвали «старфайтеры» и стремительно отрабатывать на нас штурмовые ракетные удары с воздуха. Эти самолёты так часто взлетали и нападали на нас, что мы чуточку привыкли, хотя не снижали своей тренировочно-боевой «работы» по отражению нашими радиотехническими средствами и корабельным вооружением (ЗРК «Оса-М» и артустановки АК-726) этих штурмовых атак.

Более того, и командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, и начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев и командир БЧ-2 лейтенант Котов Александр Прокофьевич по поведению этих штурмовиков начали обмениваться мнениями об американской тактике штурмового ракетного удара и пикирующего бомбометания. Причём лидирующую роль в этом анализе тактики штурмовиков играл старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Николай Валерианович Протопопов.

- Видите, видите? – заинтересованно спрашивал старпом всех присутствующих в ходовой рубке «БПК «Свирепый», когда очередной «старфайтер» взлетал с авианосца, не минуту пропадал из нашего поля зрения, а потом вдруг откуда-то мгновенно появлялся и атаковал нас с высоты. – Их замысел полёта почти всегда один и тот же – быстро и незаметно приблизится к нам и точно атаковать с первого захода.
- Быстро, потому что мы рядом, - как бы соглашался и как бы возражал командир корабля. – А «с первого захода» потому, что экономят топливо и время.
- Не скажите, - азартно парировал командиру старпом. – Смотрите: они взлетают и исчезают из нашего поля зрения, то есть отлетают куда-то либо вдаль, либо на большую высоту, а затем по-разному заходят на нас и атакуют.
- Смотрите, - продолжал рассуждать старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. – Вот, например, пикирующая атака «внезапного появления сзади», то есть с направления, обратного направлению захода на нас, как на цель. Сначала самолёт занимает на большой высоте зону ожидания за пределами нашей с вами видимости и досягаемости ракет наших ЗРК, примерно, за 15-20 км от нас, то есть от района боевых действий, а затем, в процессе снижения, спускается на высоту 50-100 м над поверхностью моря и корректирует своё местоположение по дальности и боковому уклонению, находя свой авианосец, то есть «привязывался» к нему.

- После этого, продолжал старпом. – Лётчик, видимо, визуально видит свой авианосец, своё положение относительно его ориентации, направляется в нашу сторону, либо потому, что видит нас, либо по «наводке» с авианосца, увеличивает скорость и летит на низкой высоте, пролетает мимо нас, а затем, поравнявшись с нами, вдруг начинает крутой набор высоты по типу «полупетли». На высоте  2500–3000 м чуть сзади и выше нас, он выполняет боевой разворот «через плечо» и входит в пикирование на наш корабль с углом до 45°.
- Всё верно, - подтверждает слова старпома командир корабля. – Точно по науке. После этого штурмовик либо стреляет из пушек, либо пускает неуправляемые ракеты типа «воздух-земля», либо точно сбрасывает залпом свои бомбы.
- После этого, - нетерпеливо продолжал старпом, - штурмовик продолжал снижение, отворачивает немного в сторону от нас, переводится в горизонтальный полёт непосредственно у поверхности моря.
- Хорошо бы, чтобы врезался в море, - ворчливо добавляет подошедший заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин.

- Весь расчёт такой штурмовой тактики, - сказал командир БЧ-2 лейтенант Александр Прокофьевич Котов, - в том, что траектория атаки должна располагаться в непростреливаемом с нашего корабля пространстве, то есть относительно и близко, и далеко для наших средств ПВО. Особенно они рассчитывают на выполнение вертикального манёвра набора высоты и пикирования с высоты в пределах «мертвой воронки» над стартовой позицией наших зенитных ракет.
- Так мы что, их сбить так не сможем? – тревожно спросил замполит.
- Сможем и сбиваем, - уверенно и спокойно ответил капитану 3 ранга лейтенант А.П. Котов. – Им кажется, что эта тактика «внезапного появления сзади» обеспечивает им неуязвимость самолёта, но такой полёт требует от лётчика-штурмовика опыта скоростного пилотирования и точного расчёта захода на атаку в пике.
- Поясните, - попросил замполит.
- Во-первых, - вступил в разговор начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев. - На малой высоте и большой скорости полёта от цели исключается применение радиотехнических средств для точного самолётовождения, во-вторых, резко ограничивается возможность лётчика-штурмовика практически мгновенно визуально найти и обнаружить цель и, в-третьих, появление над целью, то есть над нами, каждого самолёта-штурмовика следующего после первого уже не является для нас неожиданным, поскольку направление захода самолётов, если вы заметили, не меняется. Они летят по тому же типовому маршруту один за другим.
- Главное ещё в том, что этот метод захода на цель сначала с носа, а потом внезапно с крутого поворота с высоты и сзади натыкается на наши орудийные стволы, так как самолёт во время набора высоты, пикирования, особенно, в момент поворота «через плечо» резко уменьшает скорость перемещения относительно зенитной точки и становится уязвимым для наших зенитных ракет ЗУР 9МЗЗ и даже для снарядов артустановок АК-726, - подытожил эту часть обмена мнениями командир БЧ-2 лейтенант А.П. Котов.

Мне с моего места справа сбоку командирского кресла было видно, как довольно усмехнулся командир корабля и одобрительно кивнул головой командиру БЧ-2. Увы, никто не ждал, не знал и не ведал, что наш первый командир БЧ-2 старший лейтенант Евгений Леонидович Крылов сильно проштрафится в день погрузки на БПК «Свирепый» зенитных управляемых ракет ЗУР 9МЗЗ и будет списан с корабля, а его заместитель, лейтенант Александр Прокофьевич Котов, будет назначен командиром БЧ-2 на первой БС БПК «Свирепый».

Все вахтенные и подвахтенные, все офицеры, мичманы, старшины и матросы обедали в это воскресенье 30 сентября 1973 года почти не в урочное время по корабельному расписанию, а во время передышек, когда на американском авианосце тоже либо обедали, либо что-то делали на взлётно-посадочной палубе. Как только вахтенные радиометристы-наблюдатели БЧ-2 и РТС, и сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 сообщали о подготовке или о взлёте очередного «старфайтера» с палубы авианосца «Джон Ф. Кеннеди» на ГКП и на боевых постах БЧ-2 опять начиналась напряжённая, быстрая и скорая «работа»: сообщения и данные целеуказаний следовали один за другим, за ними следовали отрывистые команды о приготовлении к стрельбе зенитными ракетами или артустановками, тут же сообщалось о захвате цели, готовности к пуску или стрельбе, после чего немедленно подавалась команды: либо «Пуск!», либо «Пли!».

Конечно, все эти действия РТС, БЧ-4, ракетчиков-артиллеристов, «рогачей» или «рогатых» БЧ-2 были без реальных пусков и реальной стрельбы из корабельных орудий, но в эту «боевую игру» мы играли «на полном серьёзе» и в любой момент, сразу после приказа командира корабля капитана 3 ранга Евгения Петровича Назаров, любой из «рогачей» или «рогатых» с яростью, удовольствием и отвагой «боднул» бы своими рогами-ракетами или снарядами эти надоедливые американские «старфайтеры».

Рисунок-иллюстрация: Книга «Авиация в локальных войнах». Автор: Бабич В.К. Глава I Тактика истребителей-бомбардировщиков. 3. Способы атак. Рис. 2. Метод «внезапного появления»: 1 — звено истребителей-бомбардировщиков в зоне ожидания; 2 — поочередное снижение самолетов на малую высоту; 3 — полет к цели в колонне самолетов с 2-минутными интервалами; 4 — боевой маневр «поворот через плечо»; 5 — выход из атаки. Точно также 30 сентября 1973 года в Норвежском море Северо-Восточной Атлантики с американского ударного авианосца «Джон Ф. Кеннеди» совершали пикирующие ракетно-бомбовые атаки на БПК «Свирепый» американские палубные истребители-штурмовики, которые мы для себя и краткости называли "старфайтеры".