Духовная радость

Николай Михайлович Ермолаев
       Одна из самых обширных тем в сатсангах Учителя Шри Пракаша Джи – работа над собой. Наши внутренние качества, как положительные, так и отрицательные имеют свои корни в самскарах, склонностях, предпочтениях, привычках. Самскары образовались на протяжении многих жизней, в том числе и текущей, и проявляются в виде определенных реакций человека на обстоятельства. Они проявляются в виде определенных качеств человека, и позитивных, и негативных. Как с ними работать?
 
       Не смотреть не свое окружение, смотреть в себя – один из основных
принципов работы над собой. Развернуть ум, наше сознание в себя чрезвычайно сложно, это происходит не сразу.    Мало того, что ум смотрит во вне, он еще и высматривает более недостатки в других людях, чем достоинства. Хотя второе тоже неполезно, потому что со временем ум будет искать отрицательные качества в другом человеке. Такова его природа. И пока сознание обращено во вне, можно и это обратить на пользу духовного развития. Видя недостатки в других людях, искать их к себе для изживания. А они точно есть, если человек увидел их в других, потому что мы можем видеть только то, что есть в нас самих.
 
       Хорошо, увидели и убедились, что есть. Работаем.

       Можно ли хоть как-то увидеть результат наших усилий? Считается, что только Учитель может определить объективно духовный уровень ученика. Но, сейчас вопрос о частности. Как увидеть процесс изживания определенного негативного качества?  Возьмем, к примеру раздражение, гнев. Почему именно его? Потому что из пяти основных негативных качеств человека: сильное желание, гнев, жадность, привязанность, зависть (ревность), гнев (раздражение) является не только самостоятельным самим по себе, но и проводником, каналом проявления всех остальных. (Если есть раздражительность, гневливость, то причина для его проявления всегда найдется.) Все остальные могут до поры до времени бурлить внутри, но по мере их роста они рано или поздно проявятся и наконец выльются в раздражении, гневе и действиях. Вся цепочка выстраивается таким образом: желания или страсти порождают жадность и зависть, и вместе с ними приходит привязанность, а неудовлетворенность желаний – неутоленная жажда получения чего-то в ответ, рождает реакцию – гнев. Раздражительность имеет множество внутренних причин, но результат ее проявления одинаков. Улыбка, слезы, язык любви и нежности, как и язык музыки понятен всем народам. Но также понятен всем и язык гнева.
 
       Таким образом, для освобождения от гнева необходимо изжить какое-либо качество, которое его вызывает. А их много… (Плюс к пяти перечисленным – гордыня или самомнение, самовозвышение, самолюбование и многие другие.) Сразу же поясним, что после осознания необходимости самосовершенствования, работа над качествами начинается с повторения мантры – духовной практики. Эти вопросы хорошо освещены в сатсангах Учителя Шри Пракаша Джи. См. например,
 
Плюс и минус – хорошее и плохое. Пять внутренних врагов.  (см. также другие ссылки на этой же странице)

       Рассмотрим поэтапно.

       1. Человек раздражается, обвиняя, оскорбляя, угрожая расправой и не только словами. Слушая, видя собеседника, в нем поднимается волна неконтролируемого негативного отношения к нему. «Почему я должен это делать…, ты такой вообще…, сейчас пропишу тебе по первое число… и т.д.»

       Он твердо решает (санкальп), что в следующий раз будет сохранять равновесие, будет помнить об этом во время контакта, будет помнить элементы практики, которые дал Учитель, может взять в руку какой-то предмет (например, четки, кольцо…), который напомнит о его решении. Так он действует на каждом этапе.

       2. Период чередования гнева, раздражений и контроля, то удается, то нет. Сначала больше поражений, потом больше побед. Может быть довольно длительным, и попыток овладеть равновесием может быть десятки и многие сотни. Не сдаваться.

       3. Человек не раздражается, не кричит, но высказывая свое недовольство подает его в виде шутки, высказывая почти то же самое. «Может его наказать, а…, может дать ему…, да он все время такой…, а мы все равно тебя любим…, вот опят идти нужно…, ходют тут разные… и т.п.» Внутри еще есть раздражение, его еще не сдержать во вне, но оно частично уже контролируется, да и негатив чувства не так уже силен.

       4. Вслух ничего не говорится, но внутри еще есть раздражение, конечно слабее, чем вначале. Происходит конфликтный диалог с не сильным негативным чувством. Если человек просто подавляет внешнее проявление гнева без работы внутри, это чревато еще более сильным рецидивом во вне и скажется на здоровье.
 
       5. Вслух ничего не говорится, внутренний диалог если и происходит, то спокойно, на уровне аргументов без каких-либо негативных чувств, постепенно затихая, уходя. На этой ступени во время практики (медитации, мантра-медитации) и во сне могут приходить эти мысли.

       6. Внутри спокойно, отношение к человеку хорошее, диалогов нет. Но время от времени еще могут возникать слабые отзвуки прежних отношений в виде снов и в медитации.

       7. Нет никаких рефлексов ни вовне, ни внутри, ни в медитации, ни во сне. Качество изжито.

       8. Почивание на лаврах достижений: «Победа!» После этого может частично возвратиться прежнее отношение причем и к другим людям. Поэтому никаких беззаботных состояний. Овладение равновесием означает постоянный непрерывный контроль над всей внутренней сферой на протяжении всей жизни.

       Мы рассмотрели контроль только одного внешнего проявления какого-то негативного качества. Так же можно работать и над другими, как последовательно, так и одновременно.

       Есть такая игрушка – китайский волчок. В спокойном состоянии он стоит головкой (ручкой) вверх, но, если его раскрутить, он перевернется и станет вращаться на ручке, а когда остановится, снова встанет прямо, как вначале. Наше сознание очень напоминает этот волчок. В спокойном состоянии оно стоит вверх головой – обращено в себя, но в вихре жизни оно переворачивается с ног на голову и смотрит во вне. В йоге есть даже такой термин «читта-вритти» – волны ума, можно сказать волны вращения ума. Для овладения спокойствием, необходимо остановить «вращение» неконтролируемого потока мыслей. Этому можно научиться с помощью садханы: чтения мантры (джап), мантра-медитации, медитации, работы над своими качествами.
 
       Работа над собой неэффективна там, где к нам хорошо относятся. Она по-настоящему начинается только в общении с теми людьми, с которыми у нас есть напряженные отношения. Настоящая духовная радость приходит к человеку, только когда он овладевает равновесием в самых неблагоприятных ситуациях. Когда все проводники его духа (тонкие тела) находятся в полном равновесии, и ничто не мешает пройти огням духа во вне, из атмы (духа) сквозь них проявляется духовная любовь и радость. Она не сравнима с обычной мирской радостью, она особого рода, в ней нет желания как-то проявить ее внешне. Она исключительно внутренняя, глубокая и спокойная.
 
       Есть замечательная история на эту тему.

       Однажды зимой Св. Франциск шел с братом Львом из Перузы в Парционкюль; было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал брата Льва, который шел впереди и сказал ему: «О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни; запиши, однако, что не в этом радость совершенная».

       Пройдя немного далее, Франциск опять позвал брата Льва. «Запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изводить бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной».

       И пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: «Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной».

       Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенной».

       И пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: «Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной».

       «Как?! – не выдержал Лев, смиренно молчавший все это время. – В чем же тогда радость совершенная?!» – «А вот в чем, – ответил Франциск. – Если, когда мы придем в Парционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные, и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, – убирайтесь отсюда!» – и не отворит нам. И если мы не обидимся, но со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная!».

       О духовной радости говорил Франциск. Он учил, что никакая победа, даже самая впечатляющая не даст истинной радости. В победе могут возникнуть самолюбование, гордыня, самовозвеличивание, довольство результатом, пресекающие дальнейший рост. Это не значит, что победы не нужны. Но дух человеческий восходит там, где трудно и очень трудно.

       Порадуемся этому качеству кали-юги и возможностью жить в это время с Учителем Шри Пракашем Джи! Он ведет нас в его «Порционкюль», на пути к которому не будет легко, но нас ждет огромная духовная, совершенная Радость!

                27.01.2019.