Ч. 17 Быть послушными или бороться

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/02/06/1764

Русские ссыльные и местное население относились к полякам с уважением. Ссылали молодых энергичных людей, как правило, хорошо образованных, владевших профессиями. Местные  жители отмечали их культуру, честность, чувство собственного достоинства.

Поляки активно занимались хозяйственной деятельностью. В 1883 году в газете «Сибирь», издававшейся в Иркутске, писали: «Колбасные и кондитерские, а также некоторые другие отрасли производства исключительно полякам обязаны своим появлением и развитием».

Многие поляки работали учителями. В истории освоения Сибири остались имена геологов и географов Яна Черского, Александра Чекановского, зоолога Бенедикта Дыбовского, этнографов Александра Ходзько, Адама Сузина, Адольфа Янушкевича.

Во второй половине девятнадцатого века началась усиленная эмиграция с польских земель. В США эмигрировали свыше двух миллионов человек, более ста тысяч уехали в Бразилию, десятки тысяч отправились в Канаду, Аргентину и в другие страны, всего свыше двух с половиной миллионов человек.

Немало переехало в Рейнланд и Вестфалию. В музее Эссена я узнал, что поляков немцы привлекали работать на шахтах Рурского бассейна тем, что сразу передавали  им в собственность дом.

Поляков и сейчас очень много в Германии. Национальное самосознание бедной части эмиграции поддерживали религия, хозяйственные, культурные, спортивные учреждения, школы, газеты. В 1890 году в Филадельфии был основан Польский национальный союз.

Поляки врастали в общество страны проживания, но не порывали связи с родиной, интересовались политикой на родине, отправляли своим близким сэкономленные деньги, жертвовали средства на общепольские мероприятия.

Должен заметить на основании своих собственных наблюдений, а так же того, что писали известные люди России, жившие за рубежом, что самая разобщённая эмиграция – это русскоязычная.

Все диаспоры, живущие за рубежом, поддерживаются в отечестве правительством и обществом. Иногда даже перегибают, как было, например, с выступлением Эрдогана перед турецкой общиной в Германии.

Людей, выступающих с осуждением тех, кто живёт за рубежом, нет. На эту тему мне приходилось разговаривать с иммигрантами, приехавшими в Германию из разных стран, общаясь с ними в «Школе для взрослых».

В Германии сейчас проживают, как пишут в прессе, около четырёх миллионов русскоязычных людей. За рубежом, независимо от национальности,  цвета кожи и разреза глаз, если человек говорит по-русски, значит,  он русский.

Одним из средств объединения соотечественников в настоящее время служит интернет, а в нашем случае – Проза.ру. Хотя это и коммерческое предприятие, но оно выполняет очень важную культурную роль.

Без сомнения, что, живя за рубежом, ярче видишь недостатки жизни в отечестве, о которых многие пишут. Но только в российском интернете можно встретить лютую злобу и ненависть к тем, кто живёт за рубежом, чего нет в других странах.

Присутствуют они и на Прозе.ру, где некоторые авторы договариваются до того, что нужно запретить помещать произведения соотечественников, живущих за рубежом. Приходится только руками развести и вспомнить про две главные беды России.

С дорогами, правда, становится немного лучше. Но это я несколько отвлёкся от темы.

После поражения Январского восстания репрессии и политическая обстановка в Европе привели часть поляков к мысли, что им нужно выжить как народу. Для этого они предлагали отказаться от стремления к независимости и попробовать улучшить отношение властей к польским  национально-культурным требованиям, проявляя лояльность к власти.

Но им это удалось только в Галиции. На власти России и Пруссии такая политика не подействовала. Однако была и другая часть польского общества, которая считала, что следует продолжать борьбу за независимость.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/02/08/1126