Моя биография. I Часть

Валентин Панарин
Валентин
Панарин
(25.04.1944-04.01.2017) 
               
                I Часть.

Я родился в маленьком киргизском городке Джалал-Абаде, куда судьба забросила моих родителей в результате раскулачивания  крестьянства. Отец моей матери  к тому времени умер, её братья и сёстры  кто по своей, кто по чужой воле разъехались  и осталась она одна одинёшенька, обречённая на голодную смерть.  Жизнь человеческая в то время ценилась мало. Умер человек – никто не заметит. Вот и спасались каждый, кто как может.
Отец тоже поколесил, поколесил по белому свету и оказался в Средней Азии.
По документам дата моего рождения  25 апреля 1944 года, хотя мать говорила, что на самом деле я родился 23 апреля.  Просто в метрике сделали такую  ошибочную запись.  Впрочем, мать и сама потом сомневалась в точной дате моего рождения.
Моя мать Плицина Анна Савельевна  родилась в январе 1912 года в деревне Байка  в Сердобском уезде в семье крестьян.  Тогда это была Саратовская губерния, сейчас Пензенская область. Сохранилась родословная по материнской линии до прапрадеда.  Моим прапрадедом  со стороны матери был крепостной крестьянин Тит  Плицин.  У Тита  Плицина было шестеро  детей:  Матвей, Василий, ФЁДОР, Маланья, Марфа, Екатерина.  У прадеда Фёдора было пять детей: САВЕЛИЙ, Григорий, Иван, Василий, Леонтий.  У деда Савелия  было шесть детей: Тихон, Анастасия (Настя), Александра (Саня), Екатерина, АННА, Александр.  Анна родила двух детей: меня и брата Вячеслава. Дед Савелий Фёдорович умер в 20-х годах 20-го века, задолго до моего рождения.  А вот его брата Василия Фёдоровича я хорошо помню. Жил он в Джалал-Абаде.  Мы общались с ним. Он рассказывал о своей жизни.  Умер Василий Фёдорович в преклонном возрасте, когда я начал  уже  работать после института.
Мать много рассказывала о своей деревне Байка.  И хотя она уехала из деревни  молодой девушкой, всё равно  с тоской вспоминала о ней до самой смерти.  Сначала жила в Термезе, где испытывала нечеловеческую нужду.  Потом переехала в  Джалал-Абад к своему  дяде Василию Фёдоровичу.  В Джалал-Абаде  ей за кусок хлеба пришлось работать домработницей  у более зажиточных  людей. Потом она устроилась санитаркой в больнице, выучилась на медсестру, проработала 12 лет медсестрой, а во время войны её уволили с больницы,  так как, по её словам,  город наполнился эвакуированными и  тот, кто по ловчее, выжил с работы деревенскую простушку  Нюру.
Отец, Андрей Дмитриевич родился в деревне Нельжичи в Брянской губернии в  октябре 1910 года тоже в семье крестьян. Родословная по отцовской линии дальше прадеда неизвестна.  Отец почему-то не рассказывал, кто его предки.  Дед по отцовской линии   Дмитрий Демьянович умер в 1947 году. Я его тоже не помню.  Бабушку по отцовской линии Ольгу Григорьевну я видел один раз, когда мне было 7 лет, помню её очень смутно. Родители были от природы умные, с отличной памятью, хотя у матери было 4 класса образования, а у отца – семь классов.
Отец  молодым парнем выучился на столяра.  Столяр он был классный. Золотые руки.  Но за свою жизнь переменил много специальностей: и  пчеловод, и заведующий  складом, и  агроном, и садовод, и вышкомонтажник,  и слесарь по приборам, и часовщик.  Многое мог сделать своими руками и всегда учил: обходись своими силами, звать на помощь – последнее дело. Я этот урок хорошо усвоил.
Воевал  отец и в действующей армии.  В лютые морозы декабря 41-го года защищал Москву, был  ранен.  В 1943-м году был ещё раз тяжело ранен  и  еле выжил.  Долго лечился. Потом полуинвалидом  снова  был призван в армию. Освобождал Будапешт, где  был  опять  ранен.  Уволен в запас  был только в 1946-м году.  Раненный и больной, но живой, один из немногих уцелевших на войне он вернулся опять в  захолустный  Джалал-Абад.
Жили мы в Джалал-Абаде в комнатушке, которую скорее нужно назвать землянкой.  Низкий потолок, маленькое окошко и земляной пол.  Мать стелила на пол какую-нибудь тряпку и мы с маленьким братом играли на ней. Электричества в  комнатушке не было. Светильником была керосиновая лампа. Когда я немного подрос и стал соображать, то завидовал тем,  кто жил в нормальном жилье.
Мои самые ранние воспоминания  начинаются с апреля 1947 года.  А может быть ещё раньше.  Отец  как то посадил меня на плечи и мы шли  среди людей. Я выше всех.  Было мне, по видимому, тогда меньше трёх лет. В один из дней апреля 47-го года отец взял меня с собой в больницу и  у окошка на первом этаже я увидел  маму.  Это был роддом, а мать лежала с младенцем братом Славкой.  Помню, как принесли младенца в нашу землянку, я сидел на полу, вошёл отец и у порога  поднял к потолку белый свёрток.  Живи человечек!
В этом же апреле меня  повели к фотографу сниматься. Был южный тёплый день. Деревья стояли зелёные.  Продавали мороженое. В цилиндрик клали на дно вафельный кружок. Потом накладывали в цилиндр доверху мороженое. Сверху клали ещё один вафельный кружок  и всё это выдавливали поршнем. Получалось круглое мороженое колёсико.  Колёсико  лизали,  растягивая  удовольствие.

Меня поставили на стул, фотограф прицелился и вот она - маленькая некачественная послевоенная фотография,  которая сохранилась до настоящего времени: «Валику три года». В детский сад я не ходил. Мать закрывала меня  в комнатёнке и уходила по своим делам, например, искать уголь. Она шла километров 5 - 8 вдоль железно-дорожной линии  в  сторону угольного местного рудника Кок-Янгак и подбирала с земли выпавшие из вагона  кусочки угля. Потом шла обратно по другой стороне дороги.  Так ей удавалось собрать угля на одну растопку. И так каждый зимний день.   
  Я сидел у окна глядел на улицу и громко матерился.  Видимо это были первые слова, которые я хорошо выучил. Соседи сказали матери о моём поведении, потому что  она отругала меня.
Другая картинка:  родители поехали копать картошку и везли её  на какой-то бричке домой.  Бричку тащил  понурый  ишачок.          
   Или вот:  я канючу  «Хочу кушать, хочу кушать, хочу кушать…», а мать цыкает на меня.  А когда она меня всё таки накормит чашкой борща, то я считал себя героем и хвалился матери, вот мол какой я молодец,  вот как много съел.
Джалал-Абад расположен под горой. На горе находится курорт с таким же названием.  По горе поднимаются люди.  Снизу они кажутся мне муравьями.  С возрас-том такая иллюзия пропала.  Хотя люди издалека кажутся маленькими, но на муравьёв они всё же не похожи.
Иногда мы, группа малолетних пацанов, с каким-нибудь восьмилетним предводителем   поднималась до самого курорта.  Под нами лежал город.  На уровне наших глаз  кружил, не махая крыльями коршун.  С курорта возвращались легковые автомобили  «Победа».   Какой-нибудь  добрый водитель  приглашал  нас к  себе  в машину и мы ехали вниз.
А во дворе за глиняным забором пацаны плавили свинец  и отливали в землю разные фигурки.
 Я бегал по двору.  Ветер  дул в лицо.  Мне казалось, что я лечу, как птица.  «Не догоните», кричал я  и бежал изо всех сил.  Меня через секунду догоняли.  А ночью во сне я летал, летал и летал.  Говорят, если летаешь во сне, то растёшь.  Почему же тогда мне до сих  пор снятся  сны, где я отталкиваюсь от воздуха и  поднимаюсь всё выше и выше?
В жаркий летний день, когда на улице в тени за сорок градусов, я  сижу одиноко возле арыка  и пускаю  по воде щепки.  Подходит отец,  ругает,  гонит домой.
На улице солдаты.  Женщины во дворе тихо переговариваются: «Кого-то ловят».
Мы с маленьким братом играем в комнате на земляном полу на подстилке.  Играем горохом.  Брат глотает горох,  горошина  попадает ему в дыхательное горло.  Брат задыхается.  Хрипит и синеет.   Когда его в мыслях уже хоронили, мать решила напоследок  крестить его в церкви.  Священник прочитал молитву. Ребёнка опустили в воду. Он  вдруг закашлялся и  горошина вылетела.  Мать и до этого верила в бога, а теперь вера её укрепилась.