Евхаристия - катехизис

Ольга Кручковская
Евхаристия катехизис


Катехизис - это толкование христианского учения которое служит приготовлению объявленных к Крещению, воцерковлению верных и углублению их веры (Мистагогия) Пример апостольского катехизиса находим в частности в Первом послании Апостола Павла к Коринфянам, где Апостол отвечает на вопросы верующих и выясняет связь между верой и повседневной жизнью. Целью катехизиса - основного деяния Церкви - есть обучать и воспитывать в Вере христианина и проводить его в общение с Иисусом Христом и церковным сообществом. Катехизис имеет систематический характер и освещает христианское понимание личной и общественной жизни верующих людей в свете учения Христа и Церкви

                           
                                 ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
                                         

                                ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Это произошло в 304 году, во времена гонений на христиан императором Диоклетианом. Римские чиновники арестовали группу, примерно из 50 христиан, за Службу Воскресной Евхаристии. До наших дней сохранился протокол допроса. Проконсул говорит пресвитеру Сатурнину: «Собрав здесь всех этих людей, ты поступил наперекор распоряжению императоров и кесаря». Ответ пресвитера был такой: Мы праздновали то, что надлежит Господу, не заботясь о распоряжении правителей ».

       «То, что должное Господу» - так можно перевести латинское «dominicus» (воскресенье) - слово употреблено в оригинале. Прежде всего оно означает День Господень, но одновременно оно указывает и на его содержание, на Таинство Господнее, на Воскрение Иисуса и  Его присутствие в Евхаристии. Означает то, что мы определяем словом «ВОСКРЕСЕНИЕ».

Когда проконсул настаивал, чтобы пресвитер открыл ему причину таких действий, то он спокойно объяснил: "Мы поступили так, потому что то, что пренадлежит Господу, не может не состояться".
 Еще больше поражают ответы Эмерита, в доме которого состоялось празднование Воскресной Евхаристии. Консул упрекал его за то, что он не запретил проведение собрания в собственном доме, на что тот ответил: "Я не мог так не поступить, -Quoniam sine dominico non possumus -, потому что без Дня Господнего мы не можем жить".
 Для первых христиан не возникало вопроса выбирать между обязанностью ВОСКРЕСЕНИЯ и гражданским послушанием. В этом смысле становятся понятными слова Святого Игнатия Антиохийского: "Мы живем, празднуя День Господень, с которого берет начало и наша жизнь. Как бы мы смогли жить без него?"

 Исходя из этого рассказа, поставим себе ряд вопросов, которые
 постараемся выяснить в нашем катехизисе.
                Вопросы следующие:
 
 Празднуем ли мы - "День Господень"? И как часто?
 Что понимается под предписанием "праздновать"?
 Что означает "День Господень"?
 Празднование его является обязательным?
 Можем ли мы иметь различные сценарии его празднования?
                
                Первая часть

                 "День Господень "
 
                Одна из десяти заповедей

 Начнем сразу с вопроса: "Вы знаете многих ваших знакомых, которые никогда не слышали о Десяти Божьих заповедей?" Ответьте на него. Теоретически такие люди должны были бы существовать, но в вашей жизни вы, наверное, их не встречали никогда. Или вспомните, когда и кто это был?
 
Следующий вопрос: "Можете ли вы перечислить все десять заповедей?" Наверное, найдется много людей, которые это смогут сделать. Еще больше найдется таких, которые просто спутают их последовательность. Очень много будет тех, которые вспомнят, по крайней мере, несколько из них.
 Часто в исповеди память о заповедях мы сводим к двум из десяти - двух найконтраснийших и то в форме положительной для нас, то есть в форме отрицания: "Никого не убил!", "Ничего не украл!", - о других труднее.
Какой ответ мы бы услышали, если бы тех людей спросили, очень часто они имели возможности кого-то убить? Лично себе такого случая большинство из них не вспомнит. Ее не было никогда. Знаем, что на исповеди надо говорить о своих проблемах: что-то такое, что каждый хочет изменить в своей жизни, а ему это не удается. Зачем говорить о том, чего не было никогда и чего мы менять не хотели никогда? Ответ: отбыть исповедь формально (любой ценой) не говоря о собственном духовном состоянии ни слова, или заговорить его возможными, а скорее невозможными ситуациями. Есть еще более простой выход ... Не идти на исповедь в своей церкви, а пойти на так называемую "общую исповедь", где вообще не надо ничего говорить. Не надо там также и помнить Десять Заповедей Божьих, применяя их к себе лично. Приемлемое решение для человека эпохи консумизму (потребительства), которое ставит духовную потребность на уровень товара, направляясь на рынок, на базар, от скамейки к скамейке и выискивая где этот товар обойдется дешевле. Но приемлемое это решение для христианина? Было бы оно приемлемым, для группы христиан, которые отбывали празднования Дня Господнего в доме Эмерита, под руководством пресвитера Сатурнина, о которых идет речь в вступлении? Чувствуем разницу?
 Психологи могут легко объяснить, составом человеческой природы, почему люди склонны помнить найконтрасниши вещи, и почему говорят «Не убил", "Не украл" и не обращают внимания на другие заповеди. Однако, может ли это означать, что другие могут быть менее важными?
 Как бы мы могли разделить заповеди, если бы нам предложили выбрать наиболее важные из них? Такое разделение может быть сделано с учетом шкалы наших ценностей. Но совпадет ли эта шкала с ценностями Бога, что их дал? Неважное в наших глазах, в глазах Божьих может стать очень важным.
Попробуем перечитать еще раз десять заповедей в той форме, в которой они были даны:

 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не кланяйся им и не служили им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнивый, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не призывай имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не помилует того, кто произносит, имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его!
 
Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который у тебя.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
 Не убивай
Не чине прелюбодеяния!
Не воруй!
Не свиткуй ложного свидетельства на ближнего твоего
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх 20,2-17)

    С прочитанного видим среди заповедей нет более или менее важных для Бога - все одинаковые. Бессмыслицей было бы выбрать себе те, которые мы хотим исполнять, и отбросить те, которые нам не нравятся или тяжеловаты. Заповеди составляют одно целое, и поэтому тот, кто сознательно принимает решение нарушить одну из них, теряет агрументацию исполнять другие. Это о выполнение заповедей.
      Учитывая их нарушение, каждый из нас легко может перечислить те, которые имеют возможность нарушать, и те, которые нарушать случаю нет. Как отмечалось, большинство людей никогда не попадает в ситуацию нарушить заповедь "не убий".
    Одновременно каждый попадает в ситуацию нарушить третью заповедь:

 «Помни день субботний, чтобы святить его"
    
   Переводы Библии имеют разные, хотя и несущественные различия, в примере стиха 8, двадцатой главы, книги Исхода, что говорит о "дне субботнем".
 
Например :

  Исх.20,
 8. Помни день субботний, чтобы святить его (Библия в переводе Огиенко
 8. Помни на день отдыха, чтобы святить его. (Библия в переводе Хоменко)
8.Memento ut diem sabbati sanctifices (Латинский перевод Вульґаmu)
8. Remember the sabbath day. to keep it holy. (Перевод английской Библии короля Иакова)

     Из того что существует заповедь, понимаем, что есть какой-то особый день "субботний" или "отдыха", который принадлежит Господу, следовательно, является "Днем Господним". Это что-то очень важное для Бога, поскольку посвященное Ему самому. Итак, эта заповедь на первый взгляд такая невинна и не обязывающяя, что
 вроде бы и нас не касаются, приобретает особую радикальность.

                       С чем, связанный "ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ"?

      Из прочитанного текста видим, что празднование этого дня посвященного делу сотворения мира: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и осветил его (Вих.20,11 ).
     На втором месте Библии видим также, что празднование "дня Господня" привязано не только к событию сотворения мира, но и к событию выхода из египетского рабства, а следовательно, в нем заложена память и об этом событии:

     Соблюдайте день субботний, празднуя его, как повелел тебе Господь. Бог твой. Шесть дней можно тебе работать и делать всякое свое дело; седьмой же день - отдых Господу Богу твоему; Не будешь делать никакого дела сам, ни твой сын, ни дочь твоя, ни рабыня твоя, ни пришелец, что в воротах у тебя, чтобы твой раб и твоя рабыня отдохнули, как и ты.

Помни; что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда могучею рукою и поднятым плечом; потому и повелел тебе Господь праздновать День субботний и святить Его. (Втор. 5, 12 -15

                  ВОСКРЕСЕНЬЕ "ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ" ДЛЯ ХРИСТИАН

       ВОСКРЕСЕНЬЕ - день недели между субботой и понедельником. В северогерманских племен был посвящен солнцу (англ. SUNDAY, нем. Sonntag). Во всех славянских языках, кроме русского, название этого дня происходит от понятия "не работать", "не иметь дела". В христианских странах воскресный день является праздником, установленным в честь Воскресения Иисуса Христа (ибо Воскресение произошло именно в этот день недели) Воскресенье чаще всего считается последним днем ;;недели (в Европе, в современной Южной Америке), но часто (в том числе и в США) - первым, по традиции древних евреев, древних египтян и древних римлян. Соответствии с международным стандартом, первым днем ;;недели считается понедельник, а воскресенье - последним.

 Чем является воскресенье для христиан? Воскресенье - это конкретный день недели, а по иудейскому летоисчислению - его первый день.
    За Воскресеньем, первым днем, стоит новая формула датировки Нового Завета, которая вошла в Символ веры Церкви: "Воскрес в третий день, по Писанию" (1 кор. 14: 4)
     В ветхозаветных рассказах о заключении Завета между Богом и Израилем на горе Синай "третий день" это всякий раз день Богоявления, то есть день, в который показывает и проявляет себя Сам Бог.
    Это обозначение времени "третьего дня" знаменует Воскресенье Иисуса, как окончательное событие Нового завета, как окончательное вхождение в историю мира Бога. Третий день говорит о том, что настоящее Богоявления происходит в мире. Это Богоявления свершилось в этом. что Кто-то вернулся из смерти, в том, что тело также принято в вечность.
 Воскресением Господь одобряет СЕДЬМОЙ ДЕНЬ. Именно здесь есть связь между воскресеньем и Евхаристией. Воскресение не является событием в потоке других событий, которые приходят на смену друг - другу и постепенно отходят в прошлое. Воскресение - это начало настоящего, которое больше не закончится.
     Поэтому именно Евхаристия является "Днем Господним". Третий день после смерти Иисуса - это первый день недели, день сотворения.



                Суббота или воскресенье

    Суббота - еврейское "Шабат", идиш (Шабес) от шабат - "отдыхал, прекратил деятельность", в иудаизме - седьмой день недели, в который заповеди приписывает воздерживаться от работы.

 Знаем, что для Ветхого Завета "Днем Господним" является суббота, а не воскресенье. Сам Иисус часто попадал в конфликт с тогдашней еврейской практикой субботы (шабата). Он боролся с ней, как с ложным пониманием Божьего закона. Апостол Павел принял эту Иисусову практику: его борьба за свободу от закона была и борьбой против еврейского календаря с обязанностями шабата. Отголосок этой борьбы находим в Святого Игнатия Антиохийского, который говорит: "Тот, кто из жизни по старым порядкам попал к новому, к надежде, тот больше не придерживаются шабата, а живет по Днем Господним.
       Как конкретно происходит переход от соблюдения шабата к празднованию Воскресения? Знаем, что уже в апостольские времена День Воскресения стал днем ;;христианских собраний - это была воскресенье: "Я был в духе Воскресного дня и слышал позади себя громкий голос, как с трубы". (Од.1, 10) Собрание вокруг Воскресшего означало, что он снова разламует хлеб Своим, как это произошло с учениками по дороге в Эммаус.
      И вот как он был за столом с ними, взял хлеб, благословил, преломил и разломав его, дал им. Тогда открылись у них глаза, и они его узнали. А он исчез от них. И говорили друг другу: "не горело наше сердце у нас в груди, когда он говорил нам в пути и объяснял нам Писание?" И они двинулись немедленно и возвратились в Иерусалим, и там нашли собранных одиннадцати и тех, что с ними, которые им говорили: «Христос действительно воскрес и явился Симону." И они рассказали, что произошло в дороге и как они его узнали при преломлении хлеба. (Лк.24,30-35)
   Ранние произведения христианства подтверждают, что именно воскресенье было днем ;;культа для Христиан. Она приняла на себя культовое значение субботы (шабата) и одновременно означает превращение старого культа в новый, которий произошел благодаря Христу и Воскресению. Также она связана с темой сотворения, которая была определяющей для шабата: Воскресение. Воскресение объединяет начало и конец, сотворения и восстановления. Святой Григорий Нисский утверждает, что эти два дня "поженились" и больше нет необходимости чтобы распределять их духовное братское содержание на два дня. Он может быть вложенным в один день, и предпочтение должно непременно принадлежать дню Иисуса Христа - воскресенье. Было понятно, что после Христа десять заповедей надо читать по-новому и понимать в Святом Духе.

             Действительное значение дня отдыха

         Чтобы понять, что заповедь требует уважать не сугубо календарный день, а нечто большее, стоит рассмотреть истинное значение отдыха дня в свете Библии.
         * Определяющим является то, что суббота (Шабат) - часть истории сотворения. Можем сказать, что образ семидневной недели была выбрана для рассказа о сотворении мира именно ради Шаббата. Завершая знаком Завета (шабат), рассказ о сотворении работ понятным, что сотворение и Завет изначально от самого составляет одно целое; что Творец (Бог отец) и Спаситель (Иисус Христос) могут быть только ОДНИМ И ТЕМ САМЫМ Богом. Она показывает, что мире - не нейтральное место, куда впоследствии случайно попали люди. Он творений, чтобы быть местом Завета. Итак, чисто историческая религия без духовного компонента и немыслимой. Такой же немыслимой является набожность отделена от мира, ограничивается личным счастьем, личным спасением души или убежищем в любезной активной сообществе.
      Поэтому больше всего шабат призывает к благоговения и благодарности перед Творцом то Его творением. Наше пользования сотворенным не должно давать забыть нам об истинном право собственности Господа над ним. А это значит, что сотворенное передано нам не для господства, но для служения согласно критериям Владельца - Бога. Там, где уважают шабат или воскресенье, там уважают и творения. Шабат - день Божьей Свободы и день человеческого участия в Божьей свободе. Идея освобождения Израиля из рабства является основным мотивом шабата, но это нечто гораздо быльше, чем простое воспоминание.

 
(Продолжение следует)

Перевод с украинского яз:  Ольга К. 06.02.2020 г.Б.