Кормушка

Карпачёв Леонид
В один из летних дней радостный внук привёз ко мне на дачу кормушку для птиц . Повесили на яблоню,  насыпали семечек,  и стали наблюдать,  как первые птички  осторожно осваивают новую столовую. Вначале внук с интересом наблюдал, как пернатые клюют семена,  но быстро охладел к ним.

Привел во двор  соседскую девочку и   о чём-то секретничал с ней, хитро посматривая в мою сторону.
- Деда, я хочу показать  Ксюше гараж. Выгони оттуда машину, ладно?
- Может, на птичек посмотрите?
- Мы уже смотрели. Ничего интересного. Они просто прилетают и улетают. Всего один раз подрались – и все. А в гараже интересные вещи.

Ну, что тут скажешь. Мой гараж действительно заполнен  загадочными вещами  прошлого века. Двуручная пила соседствует с деревянным рубанком.   Облупленные детские   санки с гнутыми полозьями, коньки «гаги», рассохшиеся лыжи с полужесткими креплениями, и даже трехколесный велосипед со скрипучим  кожаным седлом. Переднее колесо огромное, а задние крошечные – как мы на таких ездили? Я уже и забыл.  Зачем мне  шпингалеты от старых рам и приводной ремень от несуществующей швейной машинки, я и сам не знал. Но пусть будут.  Тем более, внук с первого взгляда  полюбил этот гаражный музей и не упускал случая наведаться туда. А уж привести к древним сокровищам подружку – двойное счастье.

- Хорошо, открою, только вы там поаккуратнее.
Через несколько дней внук уехал, а кормушка и птицы остались на мне, и это нормально. Так  всегда происходит с питомцами, о которых вдохновенно начинают заботиться наши дети. То есть приручают одни, а ответственность почему-то ложится на других.  Мне даже в радость.

К зиме  птиц стало прилетать так много, что пришлось сделать ещё несколько мест для кормления. Расчистил на земле от снега площадки, застелил фанерой, и стал насыпать   туда подсолнушки. В магазине покупать семечки  стало неудобно, слишком маленькие пакеты,   а цена кусается. Съездил на оптовый рынок и притащил  сразу мешок. И перешёл на двухразовое кормление.

- Пошёл кормить курей,  – в шутку  говорил  я   жене,  наполняя из мешка небольшое ведёрко.
- И впрямь как куры – вон как отъелись. А скоро будут,   как индюки. Разучатся летать, пешком ходить станут. И весь огород мне потопчут.  Теперь даже кот,   когда слетается твоя орава, боится выходить на улицу. Охотничек…

А я радовался новому ритуалу. Рассыпав корм, шел домой, чтобы наблюдать  из окна за поведением птиц. И открыл для себя много интересного.
Синички самые неорганизованные. По очереди садятся в кормушку,  берут семечко и улетают его расклёвывать на соседние деревья.  Они   самые маленькие, похожие на весенние зелёные листочки, но шуму от них больше всего. Пронзительное  «Пи пи, пи!!!» разносится по всему двору.  Неизвестно,  откуда они  прилетают и куда затем улетают. Кажется, возникают на кормушке прямо из воздуха, и после еды дружно исчезают,  будто по команде фокусника.

Воробьи – те шумные, налетают стаей и ведут себя как свиньи в хлеву. Прямо в кормушке расклёвывают семечки, мусорят,  топочут лапами, перемешивая зерна с шелухой. Толпой налетают  и также улетают. Часто дерутся между собой. Хотя корма хватает на всех, но,  видно, быть задирами -  это в характере. Возможно,  корм добытый в драке,  для них вкуснее.

Зяблики   прилетают дружескими компаниями,  ведут себя спокойно. А самые крупные красавцы -  снегири. В  ярко-красных кафтанах, словно солдаты наполеоновской армии. Гордо выставив вперёд свои грудки, они степенно прохаживаются в кормушке,  наводя порядок. Выгоняют воробьёв,  да и некоторых своих, кто жмется и робеет,  тоже не жалуют.  Прилетают и улетают стаей. Но держатся, как мне показалось,  парами.
Одна пара, - самец и самочка, - недавно  погибла. По совершенно непонятным причинам. Мы шли по дорожке, а они лежали поотдаль, в свежем снегу под яблоней. Ни  следов хищника, ни признаков борьбы. Перышки и пух на маленьких тельцах в порядке, крови нет.  Обшарили все вокруг на предмет опасности: оголенный электрический провод, посторонние вещи в кормушках – ничего.  Как будто птички  коснулись морозильного посоха сказочного Морозко и упали на лету.   Мы бы так и подумали, да где он - тот Морозко? Потерял старик свой посох, вот зима и плачет дождями, а после слез  умывается ручьями…

Снегирей мы похоронили, про себя поминая их, как  Ромео и Джульетту. К счастью, больше шекспировских трагедий в нашем саду не было.
Теперь утром,  как только я появляюсь на улице с ведерком - дружно слетается  пернатая мелкота, встречает  и начинает чирикать.  Так что я теперь у них вроде, как кормящая мать.

Сегодня утром  был удивлён. Рядом с насыпанными семечками на земле лежала дохлая мышь. Вспомнил мертвых снегирей и подумал, что отравилась, но голова зверька прокушена, а  рядом отчетливые кошачьи следы.

Старый кот  все-таки отметился, притащил добычу.  То ли птичек  мясом побаловать, то ли не выдержали нервы, и решил территорию обозначить: мол, не наглейте, пернатые, в доме все-таки живет какой-никакой, а хищник!
Пригласил жену посмотреть на подарок  кота, но она почему-то рассердилась:
- Убери сейчас же эту гадость, фу!

Я не настаивал, зная «любовь» моей жены к мышам.
Вышел.  Но серая уже пропала. Сороки и голубые сойки иногда залетают на участок. Или ворону занесло, но кошачью  добычу мгновенно утащили. И спасибо не сказали.
Со своими новыми обязанностями к концу зимы я свыкся. И теперь  нахожу в них удовольствие. Иногда гадаю: что еще расторопные внуки  привезут на дачу в следующий раз? Что им уже наскучило, а мою жизнь обещает разнообразить?  Это может быть карликовый поросенок, ударившийся в рост. Или шиншилла,  облюбовавшая в качестве туалета мамины туфли.

Или … Только бы не крокодил, а ведь они могут!  Пруд у нас есть. Крокодил, да… Говорят, есть такие птички, которые залетают в пасть рептилии и чистят ему зубы… Интересно, как они называются?
Тут я опомнился и  выгнал из головы дурацкие мысли.