Вызов

Эмма Могилко
- Это что еще такое?
- Это Кисман, - мальчик лет десяти умоляюще смотрел на мать. Маленький рыжий котенок, как будто бы понимая, что речь идет о нем, скромно сидел у порога.
- Никаких кисманов, мало мне волос от клиентов, так еще от кота, - она раздраженно махнула рукой и пошла в комнату, - Если через десять минут я его увижу, я вышвырну его за дверь, - крикнула она.
- Можно  мне хотя бы накормить его ? - в голосе слышались слезы.
- Корми на улице, - выглянула она в коридор, - не здесь.
Этгар грустно пошел к холодильнику. Котенок было двинулся за ним. – Сиди, сиди, - прошептал он и котенок понял и остановился. Отрезав изрядный кусок пастромы, мальчик помахал им перед носом кота и вышел на площадку. Котенок оживился.
- Пошли, Кисман, пошли, - Этгар в припрыжку побежал по ступенькам вниз. Увлекаемый запахом кот не отставал от него.
Они спустились во двор восьми этажного дома. Зеленая лужайка перед  домом была отгорожена невысокой каменной изгородью от улицы. Деревья и кусты на ней создавали тенистый полумрак. Этгар направился к самому дальнему кусту, подальше от входа в дом. Он поставил разовую тарелку, которую успел захватить дома, и положил большой кусок пастромы. Котенок с жадностью на него набросился. Он ел, как волк, проглатывая целые куски.
- Не торопись ты, глупый,- мальчик погладил его. Кот начал мурлыкать, не переставая кушать, передние лапы его «месили» траву от избытка чувств. На третьем куске он замедлился, стал поднимать осоловевшие глаза на Этгара и произносить, что-то среднее между «мяу» и мурлыканием. Потом он стал тереться о ноги мальчика. Всё его существо говорило о бесконечной благодарности.
- Я принесу тебе пить, - Этгар помчался к дому.
- Это ты? –Да. – И кот с тобой? – Нет, - Этгар нашел пластмассовую коробку, налил в нее воды и тихо выскользнул за дверь. Позади остались лязганье ножниц и раздраженный мамин голос, рассказывающий клиентке историю с котом. Он поставил коробку под куст. Кисман начал сразу пить. Дни были особенно жаркие,  в середине октября  вдруг подули ветры из пустыни – хамсины. Этгар лёг на траву и с любопытством смотрел, как котенок пьет. «Коты пьют очень странно, - подумал он, глядя, как Кисман черпает воду не так, как собака, набирая ее на язык, образующий впадину и затем сильно бросая порцию в горло. Кисман набирал воду нижней частью языка, закручивая его вниз в трубочку. «Так черпать нужно долго, - подумал мальчик, - все выливается». Но язык Кисмана работал очень быстро и, наконец, он напился.
Когда вечером пришел папа, Этгар познакомил его с Кисманом. Папа и мама не жили вместе уже, наверное, года два, но папа часто приходил и в будние дни и в выходные. Он всегда что-то придумывал. То он забирал всех и Эдгара, и маленькую Юлю, и маму в лес, или в водный парк, или на море, или в парк с необыкновенными атракционами. Он всегда был веселый и постоянно придумывал замечательные игры. Маме всегда что-то не нравилось, с папой она разговаривала мало и как-то отрывисто. Она обычно садилась в стороне, смотрела на море, или лежала в траве. Мама очень много работала. Первая клиентка приходила к ней в восемь утра, а последняя в восемь вечера. Юля в свои почти два года, на удивление всем клиенткам, была очень самостоятельна. Она сама брала еду из холодильника, мама быстро ее разогревала и Юля ее кушала. Мама, не отрываясь от работы, давала ей разные инструкции, как взрослой, и Юля, к восторгу  всех клиенток всё выполняла, вела себя спокойно, играла в одиночестве, почти никогда не капризничала, а если это и случалось, то получала строгий выговор, как взрослый человек.
Историю с Кисманом Этгар доверить папе мог. Он показал  под каким кустом он его кормит, рассказал, что котёнок очень умный и что ему очень хочется, чтобы он жил дома.
-Нет, мальчик мой, если мама не хочет, значит это невозможно. Давай подумаем, как мы его можем получше устроить, ведь скоро пойдут дожди. Давай построим домик, где ему будет тепло и уютно, - папа погладил котенка и тот выгибая спинку потерся об него.
Они начали обсуждать разные проекты, рисовать на бумаге. Папа показал, как можно рисовать или даже чертить домик в разных проекциях. Потом стали думать из каких материалов его строить.
Когда папа ушел и Этгар пошел спать, в голове его роились самые невероятные проекты. То он хотел привезти с пляжа голыши и из них построить дом, но нужно было их как-то скрепить, или , что можно использовать простой картонный ящик, а от ветра и дождя защитить нейлоном, а может быть можно склеить дом из плексигласа – и не промокает и не продувает...
Когда папа приехал через два дня, Этгар обрушил на него массу предложений, он был так воодушевлен, что хотел попробовать все. Они отправились к месту будущего строительства и уселись на траву. Кисман тут же подбежал к ним и стал тереться.
- Ну, что ж, идеи у тебя хорошие. Мне понравилась та, что с плексигласом. Если я найду материал, я его порежу по размерам.
- Давай сделаем просто ящик и он будет лежать на одном боку, а одна открытая сторона – вход.
- Можно конечно, но хочется что-то поинтересней, - папа вынул из сумки большой блокнот и карандаш, - крышу бы лучше сделать наклонной, чтобы вода стекала.
- Давай сделаем козырек над входом.
- Давай, но скат сделаем  в сторону, чтобы вода не собиралась перед  входом. - Они начали рисовать разные варианты. Глаза Этгара сияли, он предлагал одну идею за другой. Папа был очень серьёзен, как будто бы они разрабатывали проект собственного дома.
- Так значит, - подитожил мальчик, – стены сделаем длиннее и вкопаем их, закрепим в основании галькой, крышу сделаем наклонной. Они нарисовали детали конструкции. Папа достал рулетку:
- Сейчас проставим все размеры. Делаем Кисману на вырост, он же подрастет и станет большущим котярой, - папа погладил Кисмана, который прикорнул у Эдика под боком.
- Знаешь, у меня есть идея. Летом Кисману дом не нужен, на улице и так тепло. Вкапывать стенки не будем. Внизу положим плексигласовую плиту, больше,  чем площадь дома. Внутри это будет пол, а снаружи дом закрепим камнями,  положив их на выступы - папа достал лист бумаги и стал быстро рисовать, - Такой дом можно просто убрать, когда будет тепло.
На том и порешили.
- Где ты  был? –мама наклонилась к клиентке, ровняя ей чёлку, - мы её спрофилируем и будет естественно смотреться. Клиентка прикрыла глаза соглашаясь.
- Так где же ты был, я тебя спрашиваю.
- Во дворе...
- С котом? – мама умело работала, тихо переговариваясь с клиенткой.
- Да, мы там с папой построим ему домик.
-Отцу твоему, я вижу, делать нечего, а ты наберешься блох или еще какой-нибудь гадости у бродячего кота...
-Он не бродячий и чистый.
-Да, уж. Я вам сделаю, чтобы ухо было открыто. Так моложавей.
-Наденька, полагаюсь на вас. И клипсы будут хорошо смотреться.

Эдгар влетел в  квартиру в распахнутой куртке и бросил школьный рюкзак на пол:
- Мама, на улице ливень, а мы не успели построить домик. Папа прийдет только послезавтра. Можно Кисман у нас побудет.
- Ты что не слышал, что я тебе на той неделе  сказала. Никаких котов. У меня на них аллергия и я, вообще, их терпеть не могу.
- Мама, ну на одну ночь, - Этгар умоляюще смотрел на мать, - мы завтра или послезавтра ему построим, и дождь, может,прекратится. Ну, пожалуйста.
- Хватит, я тебе уже сказала. Никаких котов. Привел кота с улицы, - Надя посмотрела на клиентку, ища в  ней слушателя и поддержку, - и хочет, чтобы он тут жил, в нашей тесноте.
- Он будет спать рядом со мной . Пожалуйста!
- Этого только не хватало. Никаких котов. Всё, закончили, не мешай мне работать.

Через неделю домик был готов. Новоселье прошло успешно. Кисман осторожно в него вошел, тщательно все обнюхал и улегся на мягкую подстилку. Этгар чуть не подпрыгнул от радости:
- Он ему понравился.
Папа обнял его за плечи: «Молодец, что ты это придумал» Домик был, как и было задумано, с покатой крышей для стока воды, с прозрачными  толстыми плексигласовыми стенами, с аккуратныв дверным проемом  и  тонким, но теплым матрасиком.
- Давай еще сделаем канавку для стока воды, чтобы вода не собиралась рядом с домиком, - папа достал складную лопатку из рюкзака.
- Я сделаю, - Этгар с энтузиазмом взял лопату и принялся за работу.
- У нас есть еще, что усовершенствовать. Можно сделать подвесную дверцу, которую кот будет сам открывать. Вход  я замерил, вырежу подходящий кусок и следующий раз у Кисмана будет дом с дверью. Годится?  -  папа ласково потрепал Этгара по  голове.
- Годится, - Этгар восторженно смотрел на отца.

Всю зиму утром Этгар наведывался к Кисману, приносил ему еду, разговаривал с ним и бодро  бежал в школу. К весне Кисман превратился в большого красивого кота и Этгар все чаще не заставал его в домике. Он волновался, звонил папе, но тот успокаивал его и объяснял , что Кисман стал взрослым и у него появились свои кошачьи дела.
Однажды, когда он вернулся из школы и заглянул в мамину рабочую комнату, он увидел на диванчике, где иногда сидели мамины клиенты, серый пушистый комочек.
- Что это? , - он посмотрел на маму.
- Это моя Пуся, - мама бережно подняла серую с приплюснытым носом кошку и прижала её к щеке, - познакомься.

Прошло семь лет. Надя все так же тяжело работала с утра до вечера. Бывший её муж так же приезжал в выходные дни и так же предлагал поехать на пляж или в лес. Этгар редко составлял им компанию, у него появились свои интересы.

- Давайте попробуем сделать вам что-нибудь более современное. Карэ и карэ годами, хватит, может быть?
- Нет, я к нему привыкла.
- Давайте хотя бы сделаем более современный силуэт – поднимим чуть сзади, а пряди у лица чуть длиннее, - Надя приподняла волосы клиентки, - видите, все поменялось. Новая прическа получается.
- Ну, хорошо, - сдалась клиентка, -я вам доверяю, делайте.
Мимо двери прошел высокий щирокоплечий парень и девушка, Они поздоровались и прошли дальше. Послышался звук закрываемой двери.
- Это Этгар? – клиентка изумленно посмотрела на Надю.
- Этгар, с новой подружкой, - раздраженно ответила Надя, - еле одну девицу отвадила, появилась другая. Сидят, болтают, запираются.
- Как он вырос, выглядит очень взрослым. Сколько ему лет?
- Семнадцать. В следующем году кончает школу, идет в армию. Хочет в самые боевые войска, -раздраженно добавила она.
- Как быстро летит время, помню его совсем ребенком. Как он учится?
- Хорошо, первый ученик в классе. Держите голову прямо, не двигайтесь, - Надины руки продолжали неустанно работать, - но жить он спокойно не может. Года три назад пошел в пожарники. Я была категорически против. Сейчас полковник.
- Как полковник, он же школьник?
- Оказывается, такое возможно, - голос Нади звучал сурово, - после уроков пропадал в пожарной части. Тренировался.
- Что вы говорите? Как интересно! Не думала, что такое может быть.
- О нем газеты писали. Но каково мне?  Участвует в тушении пожаров, вынес старуху из огня... Не крутите головой. Я не могу стричь. А на той неделе поехали в субботу на пляж с его отцом, проезжали мимо заправки, что в цетре, рядом с алмазной биржей вдруг он заметил, что загорелась машина рядом с заправкой, закричал, чтобы остановились. Мы по среди дороги остановились . Побежал туда, с телефоном. Вызвал пожарные машины, прилетели через три минуты, у них там  переоделся и побежал со всеми. А каково мне?  Район оцепили, нас заставили отъехать, боялись  взрыва. Представляете, в каком состоянии я была?  Теперь – армия. Подал документы в дивизию Голани, не меньше. Прошел все тесты, все физические подготовки, конкурс  там, как в какую-нибудь престижную фирму. На собеседовании  его уже брали, а потом выяснилось, что по Галахе он не еврей. Предложили пройти гиюр, он сказал  «нет». Взяли в следующую по боевитости  Гивати. Можно при этом спокойно жить и спать? И это еще 4 года, он собирается быть офицером.
- Да,  жизнь у вас не спокойная, но вы им можете гордиться.
Надя раздраженно махнула рукой: « Не такой ценой!»

Прошло еще три года. Надя все так же работала с утра до вечера, отдыхая и занимаясь домашними делами в субботу. Клиентки у неё в основном были многолетние и невольно становились свидетельницами эпизодов из жизни этой семьи. Так и на этот раз, стрижка сопровождалась разговорами  о том, о сем, о разном, когда мимо Надиного рабочего места прошел поздоровавшись в свою комнату Этгар с девушкой. Нога его была в гипсе и он был на костылях. Когда дверь за молодыми закрылась, клиентка подняла глаза на Надю:
- Что случилось с вашим сыном?
- Упал с велосипеда и поломал ногу, я с ним не разговариваю.
- Какой велосипед? Он же в армии? Или нет?
- В армии. Два года назад он купил какой-то, сумасшедшей стоимости велосипед, горный. Правда, сам заработал деньги. Это была его мечта еще со школы. В армии их отпускают на побывки с мешком грязного белья. Я стираю мешок его вещей, стирок пять, не меньше, а он тут же созванивается с друзьями, такими же сумасшедшими, как он и они уезжают в разные концы Израиля и носятся и прыгают по горам. И вот допрыгался. Я с ним не разговариваю.
- Так, а как с ногой?
- Не спрашиваю, моему терпению пришел конец. Сидит дома, читает, ездит в госпиталь. Толпами приходят друзья и девицы. Будет дома пока не снимут гипс.
- Да, очень жаль.
- Не вижу, чтобы он был очень расстроен. Приезжают парни, забирают его, привозят поздно вечером. Отдыхает, в общем.
- Сколько ему еще в армии служить?
- Еще два года. Он офицер.
- А потом чем собирается заняться?
- В университет поступать. С седьмого класса увлекается биологией. Вся комната завалена книгами по биологии. Он её  основным предметом выбрал и физику, математику и химию.
Женщина посмотрела на сумрачную Надю задумчиво с легкой улыбкой и некоторой долей зависти:
- Вашему сыну очень подходит его имя*.
*Этгар - перевод с иврита "вызов (на соревнование)"