Слово и дело

Сергей Казакевич-Кавалевский
Выражение, означавшее публичный донос. Возможно филологи могут покопаться в истории и сказать, почему в 17 веке именно это выражение стало названием одной из опор царской власти.
Занимателен философско-психологический взгляд на «Слово и Дело».
Слово – это Логос, во всех своих смыслах и значениях, начиная с библейского – «В начале было Слово…».
Дело – это делание, работа, энергия, делающая работу.
В идеальном состоянии «Слово и Дело» в жизни человека составляют гармонию.
Слово равномерно, как внутрь человека, так и вовне.
Также равномерно и Дело.
Чрезмерное смещение в одну или другую сторону, вовнутрь или вовне, приводит к дисгармонии, к извращению.
Пример смещения Слова вовнутрь – это человек, полностью поглощённый одной идеей. Всё его Слово внутри, снаружи только самые необходимые слова.
Кузнец обрабатывает раскалённый металл, гонщик несётся к финишу, боец атакует. Все эти люди совершают работу вовне. Всё их Слово внутри. Они молчаливы или немногословны. В золотой век Спарты совершенный спартанец так и выглядел. По этой причине и родилась лаконичная речь. Древняя Греция уважала и покорялась Спарте. Однако спартанец при всей своей отваге и доблести был невежественен, груб и жесток. Сейчас такого человека назвали бы интровертом. Впрочем, в современном мире уравновешенного и гармоничного человека тоже назвали бы интровертом или флегматиком.
Смещение Логоса вовне можно наблюдать и без исторических изысков.   Семь смертных грехов, признанных всеми религиями – наглядная иллюстрация для рассмотрения этого смещения. Если отбросить елейно-поповскую риторику, то это те самые действия, которые ведут к физической, эмоциональной и интеллектуальной деградации. Гнев и зависть не так показательны в этом отношении. Самый яркий пример – чревоугодие. Человек услаждается работой энергии не вовне, а внутри себя. Услаждающее пищеварение, блаженное чувство сытости, приятное послевкусие, прилив энергии от принятой пищи. Основное делание внутри. Снаружи только необходимые дела для достижения внутреннего физиологического блаженства. В этой физиологии нет Логоса. Весь Логос направлен наружу, на переустройство внешнего мира, на подчинение его в конечном счёте своему желудку. Такой человек не считается больным. Он считается экстравертом. Порочные привычки, как табак, алкоголь, наркотики – это привязанность к деланию внутри себя.
Парадоксальная коллизия. Пьяница готов проделать огромную работу, чтобы затем пировать. Спартанец тоже был готов проделать огромную работу и даже отдать жизнь, но ради своего внутреннего Слова, которое в своем осуществлении предполагает торжество внешнего: «Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» (В. Шефнер).
К такому устремлению в себя, а снаружи только слова по созданию имиджа и его сохранению, ведут и похоть, и жадность. Гордость и лень имеют тот же механизм действия, но отягощённый угасанием как Слова, так и Дела.
Итак, Слово, устремлённое внутрь вытесняет Дело наружу. Это всегда ставит под угрозу здоровье человека. Отсюда и готовность к самопожертвованию ради Слова.
Дело, устремлённое внутрь, вытесняет Слово наружу, на переустройство этого мира. В одном варианте – это обычный пьяница. В лучшем варианте может быть Наполеон или другой великий завоеватель, но, при этом, им никогда не сравняться с Магометом.