Узница концлагеря

Фания Валиева
Узница концлагеря
Летний августовский день, люди стоят на перроне и ждут электричку. Старушки приходят пораньше, чтоб не опоздать, ну и я вместе с ними стою и поддерживаю разговор. За разговором выяснилось,  что одна из старушек была узницей концлагеря, партизанкой во время Великой Отечественной войны. А я только что в июне была в Москве на Международной сессии («Уроки холокоста – путь к толерантности»),  так как участвовала на конкурсе. И моя новая знакомая  была просто  такой находкой!  Ее звали Галина Михайловна Середа, еврейка по национальности, была она  росточком маленькая, сухонькая,  но с двумя сетками, да еще с рюкзаком за спиной. Ехали уставшими из сада, и я думала только о чашке чая и диване у телевизора. Но моя собеседница думала о том, что придет домой и испечет шарлотку! Я так удивилась, и мне стало стыдно за свои желания.  В такой хрупкой пожилой женщине было столько силы и желаний! Я взяла ее телефон, и мы договорились, что она придет к нам  в школу на встречу с  учениками, в день учителя (она оказалась еще и учителем математики в прошлом) и расскажет о себе и о войне.
В школу она приходила дважды, вся в медалях, и рассказывала о себе, о войне.   Мы пили чай, была минута молчания в память о жертвах войны, Холокоста.  Дети слушали с большим интересом, произвела она на них сильное впечатление. Многие впервые узнали о Холокосте.
Пересказываю ее рассказ. Жили они в Смоленске.  Отец и сестра ушли на фронт.  Ее с мамой  эвакуировали, уезжали они из Смоленска на поезде, но началась бомбежка, и она 12 летняя девочка потерялась.   Мать так и не нашли, скорее всего она погибла. Галину определили в госпиталь,   и там она помогала медсестрам ухаживать за ранеными.  Потом она попала в партизанский отряд, и выполняла поручения, была маленькой разведчицей.   К детям  фашисты особенно не придирались, не думали, что они занимаются чем то серьезным. Но, через какое то время, ее схватили и бросили в подвал, а там сидело уже  много людей. Всех отправили в Белоруссию, потом в Польшу в концлагерь. В концлагере Галина пробыла один год и четыре месяца! Ей маленькой худенькой  девочке было велено собирать трупы детей,  возить их на тележке и сбрасывать в яму. Зрелище было жутким!  От голода дети истощали, и не звали даже родителей,  а только просили хлеба!  Каждая появившаяся  травинка на территории концлагеря срывалась и съедалась сразу же.  Дети умирали страшно, пухли от голода, лопались. Фашисты ставили опыты над детьми, издевались, расправлялись  жестоко! 
В лагере были и наемные рабочие, поляк по национальности пожалел Галину, и научил ее, как сбежать из лагеря. Он принес ей одежду, она ее одела под одеждой узника,  и когда сбрасывала очередной труп,  прыгнула сама туда в яму. Ей пришлось пролежать там трое суток, ее не спохватились, тогда она выбралась из ямы и поползла   на звук раздававшихся  выстрелов, снарядов наших  советских пулеметов, катюш.   Фронт приближался, близился 1945 год.
 После госпиталя она устраивается учиться  в ФЗУ. Ее знакомые предлагают ей стать медиком.  У нее были льготы при поступлении в вуз,  так как она была партизанкой и узницей концлагеря. Но Галина Михайловна наотрез отказывается от такого предложения, объяснив это тем, что она навидалась столько смертей, что ни за что не хочет связывать свою жизнь с медициной, с болезнями и умирающими людьми.  Выбирает Галина Михайловна профессию учителя математики, становится заслуженным учителем  Российской Федерации. Галина Михайловна создала семью, вышла замуж и родила сына. Сын получил образование и стал специалистом хорошим, воспитал дочь. Но вот все вроде бы хорошо, и вдруг с ним случаются приступы, становится ему худо, и никто из врачей понять не могут, что с ним?  Уж,  к каким только врачам его не возила Галина Михайловна, никто не может поставить диагноз и вылечить его. Все это отголоски концлагеря, узникам вводили всякие вакцины, проводили над ними  опыты. Галина Михайловна говорит, что у других узниц вообще дети родились  очень больными или вообще уродами.   
Уже много  лет Галина Михайловна на пенсии, живет одна, сын навещает ее. Скоро ей исполнится 90 лет! Она говорит, что нет ничего страшнее войны на свете! Не дай Бог увидеть кому то войну, пусть всегда над нами будет мирное небо! Надо любить свою Родину, маму, учиться хорошо. Такими словами заканчивала встречи   с учениками Галина Михайловна. Сколько испытаний дала судьба этой маленькой, но сильной и доброй женщине!