Удивляться и любить. Дорожная история
Вместо эпиграфа
Минск, магазинчик около вокзала. Лохматый Мужик с другом, торопясь к отходу поезда, покупает бутылочку:
- Ну-ка, милая, покажи мне вон тот бальзамчик!
Разбитная и веселая продавщица еще не отошла от новогодних праздников.
- Бери, мужик, лучше вот эту, фирменная, белорусская, на тридцати восьми травах.
- Что мне твои травы-отравы! Она всего-то тридцать пять градусов, а мне надо сорок.
Продавщица обиженно фыркает.
- Ничего, водкой разбавишь.
- Согласен! Давай бутылку.
- Бери две, вас же двое.
- Чипсов давай еще.
- Фигня американская, бери бобруйских пряников!
- Ты, как моя жена, командуешь!
- Вольно! С вас...
***
Стрекотала железная саранча - поезд набирал ход. Минск остался за вечерними туманами.
Пульсирующими протуберанцами вспыхивали фонари, пробегая за окнами. От этого контрастного света картинки в вагоне дробились на отдельные кадры, как в авангардном мультфильме.
Сутулый проводник гротескной тенью проскакал мимо с парой стаканов чая в костлявых пальцах. Мужики, попутчики, с оглядкой достают из сумок запретную бутылочку, комично, стараясь не пролить, наполняют пластиковые кружки. Закусывают неизменным салом и чипсами.
Я и моя соседка по путешествию переглядываемся с понимающей улыбкой. «Вечная картина», - замечает она, помешивая чай в стакане, где ритмично вспыхивают отражения фонарей.
Это час, когда после вечерней суеты вагон затихает. Кто-то уже спит в теплой берлоге верхних полок, кто-то лениво роется в телефоне.
Монотонный белый шум разговоров убаюкивает, успокаивает. Здесь время тянется независимо от скорости поезда. Мысли в голове замедляют свой бег, от человека к человеку протягиваются тонкие нити доверия.
Насколько позволяет сумрак вагона, разглядываю попутчицу, по привычке художника, отмечаю стройный силуэт, прямую спину, что для меня всегда означает стойкость характера и некоторое упрямство.
Немолодая, но ухоженная женщина: красивые крупные локоны прически, неторопливые жесты, изящно повязанный шейный платок. Есть в ней какой-то французский шарм, блеск. Вспыхнет сережка в ухе, блеснут то безупречная улыбка, то легкая смешинка во взгляде, то ложечка в стакане.
Живописно! Но с печалью понимаю, что некоторые моменты жизни нельзя нарисовать. Только память сохранит их – ненарисованные крупицы былых воспоминаний, порой ненужные и неважные, бесполезные, но дающие острое ощущение разноцветности бытия и многообразия человеческих судеб.
Один из мужиков вытирает со лба испарину и прижимает руку к правому подреберью.
- Если бы у печени были руки, она бы вылезла и задушила глотку, – невесело шутит он.
Второй серьезно кивает.
– Да, печенка пития не любит, терпит-терпит, да и кирдык.
Женщина чуть склоняется ко мне и с улыбкой протестует:
– А вот и нет, даже если всего двадцать пять процентов осталось, пара месяцев воздержания – и клетки начинают восстанавливаться, как миленькие.
Видит вопрос в моем взгляде и поясняет:
– Я работала в институте цирроза печени. Единственный был в Союзе!
И называет городок в одной из маленьких республик, которые были, как пальцы искалеченной руки, болезненно ампутированы после развала Союза.
- Пришлось уехать? - догадываюсь я. Она кивает головой. Молчит какое-то время, а потом сдержанно и немногословно рассказывает мне свою историю. За скупыми, но точными словами научного работника мое воображение художника видит драматическое кино, фрагменты мозаики человеческих судеб, из которых складывается история.
– Хорошее время было,- невесело усмехается Елена,- веселое. Жили дружно, работали от души, отдыхали с азартом. Муж защитил диссертацию, потом я. Молодые, талантливые, дерзкие. Жили наукой. При институте клиническая больница была. Привозили туда безнадежных больных. По нашим разработкам делали лекарства… Такие случаи феноменальные были!
Я слушаю целую лекцию про печень – удивительный орган нашего организма. Это целое поэтическое отступление в рассказе моей собеседницы. Я словно сама заглянула внутрь организма и увидела этот феноменальный, второй по размеру после кожи орган. Тысяча двести граммов справа под рёбрами! Печень прокачивает полтора литра крови в минуту. И сколько всего успевает сделать! Уже древние врачи знали, что здоровая печень формирует здоровый мозг. И она такая красивая, как космос. Целая галактика с туманностями, звездными системами…
Рассказывая, Елена словно смотрит в микроскоп. Научные термины льются из её уст, как музыка. Триада печени… клетки Купфера… макрофаги… протромбиновый комплекс… синтез гемоглобина…
Убаюканная, я уже начинаю засыпать… Впрочем, если бы я сейчас стала ей рассказывать о прозрачности красок, технике сфумато на картинах Леонардо и кракелюрах на голландских натюрмортах, тоже бы увлеклась… Ну, а Елена продолжала рассказ.
Все в её жизни складывалось удачно, дочка родилась, добра накопили. По выходным на рынок ходили за фруктами. По праздникам - гитара, стихи.
Родители состарились незаметно. Ушли и, слава Богу, что не увидели всего, что случилось. Для неё это было безумием, охватившим людей.
Елена долго молчала, прежде чем произнесла всего одну страшную фразу:
- К остановке автобуса подъезжает машина и - автоматная очередь… по людям, представляешь?.. Квартиру продали за копейки, билеты с трудом достали и с парой чемоданов убежали в Россию…
Её остановившийся взгляд как пара черных мониторов, где я считываю то, что она не хочет мне рассказать.
- Оказались под Смоленском как беженцы. Никому не нужны: ни властям, ни горожанам – балласт, обуза. Узнали у таких же бедолаг, что можно в дальней деревне получить землю с домиком. Муж все оформил. Есть в нем настоящее, мужское: в обычной жизни медлительный, человек науки, но в тяжелой ситуации - танк, лев, все брал на себя. Всегда говорил: « Не волнуйся, Елена, все наладится».
И вот - деревня. Большая, умирающая, грязная – все в город убегали. А мы стали обладателями домика с земляными полами и треснувшей печкой. Спасало чувство юмора: печень восстанавливается, а нам слабо? Работа нашлась в школе. Преподавали физику, математику, биологию. Муж преподавал недолго, не смог недалеким деревенским детям формулы объяснять. У меня терпения больше, осталась в школе.
А Михаил за 4 бутылки водки купил двух овец в разваленном совхозе. Через три года у него было сто голов, приличная овчарня и хороший сбыт в городе. Дом починили, воспряли, ожили. Мне в школе тоже вначале тяжело было. Все учителя – женщины. Косо смотрели на одежду, прическу. И эту ерунду одолели, подружились. Ездила в город, в отдел образования и науки, узнавала новости, конкурсы.
Организовала кружок экологии. Большой проект с детьми осуществили. Исследовали деревенскую речку. Всех пиявок и пескарей описали, чистоту воды измерили. Два года вели наблюдение и послали проект на конкурс. Получили большой российский грант, два раза на центральном телевидении выступали.
Рядом с деревней был детский дом. В кружке много детдомовских было. Мы с мужем посоветовались и оформили опекунство.
Елена опять молчит, но я вижу, как перед её глазами встают лица, улыбки, вихры мальчишек. Сначала Вася, потом Коля, ну и Семен с Алексеем.
- А почему одни мальчишки? – удивилась я.
- Муж всегда сыновей хотел, много с ними занимался, хотел вырастить самостоятельными. С утра зарядка, уроки, мастерить учил, с инструментом обращаться, в саду работать.
Потом добавляет:
– Да и психологически дочку жалели, к мальчишкам она не ревновала.
Улыбнулась Елена, а потом чуть помрачнела. В деревне, конечно, пересуды были, мол детдомовских пахать заставляют. Чушь. Пусть бы посмотрели, как они домашние соленья уплетают, свои яблочки, яйца… Мальчишки разные были. Вася красивый самый, ласковый. Семен нервы попортил – генетика. Дрался, воровал, лентяйничал. А Коля с Лешкой втянулись. Ученики из них никакие, трактористами стали.
- Встречаетесь? – спросила я.
- Все школу закончили, уехали. Иногда созваниваемся. Лешка с семьей приезжает. А у дочки талант к языкам открылся. Решили переехать ближе к городу. Маленькую квартирку купили, репетитора наняли. Девочка моя днем и ночью готовилась, поступила в престижный вуз. Язык выбрала французский. И нам с мужем пришлось его учить. Все вместе за ужином щебетали. «Силь ву пле, мадам, донэ муа кусочек колбаски.»
А потом просто повезло, начались студенческие стажировки, попала она по обмену во Францию, познакомилась с парнишкой французским и осталась. Поженились. Вначале ей тяжело было. Училась, подрабатывала официанткой, за собаками и детьми ухаживала. Как ни спросишь, отвечает:
- Все хорошо мамуля. Вся в нас. Теперь уже своих двое ребятишек.
Улыбка Елены теплеет.
- Недавно вот была у нее. А муж ни в какую. «Чего я там не видал?» - говорит. К нам в гости внуки приезжают, он мастерит с ними, читает им Пушкина. А они глазами хлопают вежливо: «МамИ, папИ…» Ничего тяжелее мобильного в руки не берут. Обещала я им микроскоп купить…
Она вновь улыбается своим мыслям, пьет остывший чай.
А я, смотрю в ночное окно. Там, как на картинах Рембрандта, десятки оттенков чёрного. И неторопливо думаю о человеческом терпении, способности всё принимать, переосмысливать и начинать сначала.
Значит, не только печень восстанавливается, но и душа человеческая, потеряв что-то ценное в жизни, может надеждой, любовью, трудолюбием вернуть себе прежнюю силу и смысл…
Захмелевшие мужики, тоже недавно обсуждавшие смысл жизни, похрапывают на своих полках. Фонари кончились.
Под неверным светом луны гряды лесов кажутся разрушенными замками. Вдали какой-то большой город мерцает созвездием разноцветных огней. И неважно, в телескоп ты смотришь или в микроскоп, важно удивляться и любить эту необозримую, неописуемую, неповторимую жизнь!