Объясните мне, дураку, 14

Алексей Степанов 5
Патриарх предложил упомянуть Бога в конституции. Тут же ему подпела Поклонская: а чё, дескать, у американцев бог в ихней конституции живет, а мы рыжие, что ли? Нет, мы не рыжие, мы сплошь как один – верующие, хоть христиане, хоть магометане и  даже иудеи… Нужно бога переманить на исконно нашу территорию – тут ему будет вольготнее в силу географических обстоятельств.

И депутат Гаврилов отметился, и первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов всеми  конечностями «за»… В общем, что ни выше чин, то набожнее. Это мы тут, внизу ползая, не всегда видим Вседержителя  сквозь дым бытовухи, а наши отцы-благодетели в силу пребывания в горних высях находятся с небесным начальством накоротке и оно  к ним явно благоволит, по крайней мере, в части материальных благ.

И вот тут я призадумался: может, в самом деле устарела наша конституция настолько, что пора вынести из  нее вперед ногами строки: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»?

А сколько у нас в России верующих, кстати? Если верить Церкви, то одних только православных у нас 101 млн. человек [1] из 147 млн. граждан. Похоже, что если к ним присовокупить мусульман, буддистов, иудаистов и представителей прочих конфессий, то верующих у нас больше, чем всё население. Воистину, чудны дела твои, Господи!

И тут начинаются у меня, граждане, терзания: ну что же я за  урод такой? Все поголовно верующие, а я…

Но дальше – всё страньше и страньше: жена – не верит, дети и внуки – тоже, среди сослуживцев  -  никого, как и среди  друзей и знакомых, и только один приятель ходит в церковь и молится  там. 

Может, в моем городе – заповедник атеистов, а то и хуже – гетто, лепрозорий? Но нет, и в  других городах не замечал я, чтобы храмы ломились от народа.  Да и нет у меня уверенности, что каждый пришедший в храм – верующий. Сам ведь иногда захожу. И ставлю свечку, поминая дорогих мне людей. 

Ну, а что же светские статистики, что они насчитали?

А тут – полная муть. Проблема, как ни странно, в том, кого считать верующими. Одно дело, если полагать христианином того, кто носит крест, другое – того, кто регулярно посещает храм, выполняет обряды, соблюдает посты и уверен в том, что бог есть и вмешивается в жизнь. У  нас же многие говорят: «Я православный», а на деле это означает: «Я принадлежу к культуре, в рамках которой доминирующая религия – православие. А есть ли Бог, нет ли – мне, по большому счету, до горелой лампочки».

И вот тут начинается: Как показывает статистика,  в 2017 году церкви на Пасху посетили 4,3 млн. жителей России. Это 2,9% населения. И не  факт, что все  посетители храма были верующими.  Вот вам и поголовная религиозность… Уж если даже на Пасху не  ходят  - о какой массовой религиозности можно говорить?

Некто Константин Бендас [2] провел собственные статистические исследования – и насчитал верующих (любого исповедания!) 9,5%. Если  порыться  в сети, то можно найти и 1%, и 2, и 100, и даже  130! И чем религиознее контора, проводившая анализ, тем больше верующих она обнаруживает.

Очевидно, что кто-то тянет одеяло на себя. Статистика -  не просто цифирька. Статистика формирует общественное мнение. Если всё время повторять одно и то же вранье, оно становится правдой. Но налицо массированное давление церкви на общество: у нее есть свои телевизионные  каналы, газеты, сайты… Церковь лезет в школы, ВУЗы, тюрьмы… Всё это требует колоссальных средств – и они у церкви есть. Не могу не вспомнить храм на территории родного Саратовского университета, огромный и вечно пустой, построенный на муниципальной земле и за средства университета -  нищего, плохо оснащенного, с облезлыми кабинетами и древним парком приборов…

Сколько стоило восстановление храма Христа Спасителя, выполненное в  самые нищие годы? Кто  оплачивает строительство главного военного храма России – того самого, который никогда не будет наполнен паствой хотя бы потому, что находится далеко за городом?  И снова: Главный военный храм обойдется  примерно в 3 млрд.  рублей; положим, столько же (а вероятно,  больше) стоило восстановление ХСС; но ведь помимо этого,  «Согласно статистике, в Русской православной церкви открывается по три храма в день, и если строительство продолжится теми же темпами, то через 25-30 лет количество церквей в России удвоится, достигнув дореволюционного уровня, заявил председатель Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион» [3].  «У нас сейчас количество храмов подходит к 40 тысячам. При такой скорости через 30 лет у нас будет 70 или 80 тысяч храмов».  [3]. 

Отлично! 80 тысяч храмов на 4,3 миллионов верующих – это по храму на каждых 54 человека! И кто-то будет говорить, что это строится на деньги паствы? Храм – это не «однушка» в  спальном  районе, это большие деньги. Многим и однушка не по силам, и вряд ли каждый верующий готов вкладываться в строительство храма.

Тогда – кто же? Уж ни государство ли втихую поддерживает церковь в храмострое, возвращая бюджетные деньги строительным компаниям? И действительно, многие строительные компании, близкие к власти и армии, участвуют в возведении церквей. Отсюда понятно и стремление власти демонстрировать липовую набожность. Что ни церковный праздник  - телевизор показывает нам лики президента и бывшего премьера, молящихся в храме и забывших, как сдавали они научный атеизм в давно забытой молодости.

Г-н Соловьев, человек очень даже неглупый, но и демагог умелый, попытался оправдать поправку, касающуюся упоминания Бога, так: дескать, моральные ценности заданы нам религиями, и  потому неважно, кто эти ценности признает: верующий ли, атеист ли…. Точка зрения забавная, но лживая: мораль вырастает из потребностей  социума, и лишь  затем сакрализуется и, по сути, узурпируется церковью, которая объявляет себя единственной носительницей правил морали и нравственности. Но мораль – живое учение, подстраивающееся под текущие потребности общества. Религия может нести здоровое консервативное начало, придерживая социум от слишком ретивого изменения морали. А может и не нести – в истории всяко бывало.

Игра в веру – плохая  игра. Она не должна быть наполнена лицемерием и враньем. Всё это рано или поздно аукнется откатом маятника в обратную сторону. Либо наоборот, полной клерикализацией и превращением страны в теократию – со всеми последствиями для свободы, культуры, образования, науки?

Лично я буду голосовать против  поправки в Конституцию, касающейся упоминания Бога. Как говорится, «Не упоминай имени Господа всуе».

А вы?

2.http://www.ng.ru/ng_religii/2019-03-05/10_460_opros.html
3.https://ria.ru/20171225/1511652528.html