Притча о черной реке

Грег Фрост
Шел великий грешник по лесам безвыходным, по полям бессмысленным и увидел на своем пути черную реку. Около реки, на шесте высотой в тридцать локтей и шириной со ствол дуба, стоял в неподвижной позе святой столпник.

Заметив грешника, отшельник пропел: «Высоко я стою, вижу душу твою: войди в воды реки – будут смыты грехи...»

Но грешник оказался прожженным, и грешил так много лет, что обмануть его было весьма непросто. Он лишь улыбнулся своими гнилыми зубами, обнажившими острый как у змеи язычок, да сказал: «Отчего же ты сам не войдешь в эти воды, раз смывают они любой грех, зачем вместо этого столпничаешь, если то в тысячу раз сложнее?»

Отшельник помолчал какое-то время, но потом ответил: «А кто тогда будет направлять заблудшие души по ту сторону реки, может быть, ты?»

Грешник, закатав рукава, крикнул задорно: «Пусть бы и я! А ты, горемыка, спускайся вниз и отдохни...»

Святой недовольно откашлялся, в голосе его появились высокомерные нотки, которые раньше, должно быть, уносило прочь ветром. И сказал святой: «Не могу я покинуть свой столп, ибо он моя кара есть. Лучше ты взбирайся ко мне – места и на двоих хватит.»

Грешник живо рассмеялся и, распластавшись в притворном поклоне, заметил: «Негоже мне, великому грешнику, рядом со скромным святым стоять...» – и не было понятно, что он сравнивает и в какую пользу: грех ли со святостью, великое ли со скромным.

Столпник же, почувствовав насмешку, плюнул в грязный лоб его со словами: «Прости, во рту моем пересохло».

Грешник утер лицо и сказал с едва скрываемой угрозой: «Ты слезай, а уж я тебя напою...» – но слова его были похожи на вострый нож, который не раз побывал в теле врага.

Святой помолчал мгновение и заговорил на старый лад: «Много в тебе греха! Ступай же в реку, пока и она не высохла».

Грешник вновь попросил отшельника спуститься, теперь уже более ласково. Отшельник вновь отказался. Препирались они так до самого вечера...

И пробегал мимо них заяц. Увидел, встал на задние лапки, попрядал ушами и поминай как звали. А звали его Егорка. Пока бежал он по лесу, снова стал человеком, простым крестьянином. Добрался до дома, вскочил в избу и говорит: «Не поверишь, жена, что со мной приключилось! Шел я мимо погоста у черной реки и видел там, как два чёрта собачатся...»

(Автор: Казимир Либанов)