Балетная академия

Татьяна Дугина 2
Искусство. Какое маленькое в написании, но какое огромное по своему значению слово. Это творческие порывы людей в художественной, музыкальной, литературной и многих других областях. Это результат ежедневного труда. Это вдохновение и эстетическое удовольствие.


На самом деле, искусство можно было бы рассматривать с самых разных сторон, выявлять актуальные в наше время направления и те, которые постепенно уходят в прошлое. Но, несмотря на торопливый бег времени, в мире до сих пор остаётся популярным такой вид как балет. При этом слове представляются стук пуантов по паркету, балерины в белых пачках; создаётся ощущение праздника.


Балет в России уже достиг истинного расцвета, став визитной карточкой страны и русского искусства. Но немногие знают, что его родиной является Франция. В XVI веке, когда было положено начало постановкам, не существовало чёткого определения того, что же такое балет. Сейчас мы знаем, что это танцевальное представление, которое сопровождается музыкой оркестра. А тогда оно включало в себя ещё и народные танцы; танцы, которые исполнялись при дворе; реплики и драматические сценки. Но всё-таки Российский балет отличается своими танцорами и своей историей.


Начало танцам в нашей стране было положено ещё при Петре I, когда тот издал указ о том, что танцы должны являться основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь должна им обучаться. В том же веке в 1738 году французский танцмейстер Жан Батист Ланде открывает первую в жизни России школу балета «Танцо;вальная Ея Императорского Величества школу». Сейчас она больше известна как Академия Русского балета имени Агриппины Вагановой, которая находится в Санкт-Петербурге.


Агриппина Яковлевна Ваганова – большое имя в истории русского балета. Именно о ней сегодня и пойдёт речь. Итак, Агриппина Ваганова, дочь капельдинера Мариинского театра, десяти лет отроду, робко вошла в здание театрального училища, не подозревая, что судьба повернётся так, что она останется связанной с ним навсегда.


С самого детства маленькая Груня была очень трудолюбивым ребёнком. Она не обладала легендарными данными, которыми не были обделены её одногодки, но зато осмысленный подход к занятиям поставил Агриппину Ваганову в ряды первых учениц.


Впервые в жизни на сцену Мариинского театра вышла маленькая Ваганова с балетом «Спящая красавица». Ей, как ребёнку, давали мелкие роли, но даже они требовали многочисленных репетиций. Но первой настоящей танцевальной ролью для Агриппины Вагановой стало её участие в «крестьянском вальсе» в этом же балете.


Девушка занималась регулярно и очень трудолюбиво. Её путь к первым ролям был долог и труден. Начинала она с последнего места в кордебалете, но несмотря на это, Ваганова не разочаровалась в танцах, и продолжала работать над собой, что привело к желанному результату. В 1921 году Агриппина была зачислена в штат балетного училища. Началась карьера преподавателя.


Чем же отличается она от других балерин? В 1934 году, когда Вагановой исполнилось 55 лет, вышел в свет её основополагающий труд по балетоведению под названием «Основы классического танца». Прошло много лет, но эта книга до сих пор является азбукой для тех, кто собрался связать свою жизнь с балетом. После этого, несомненно, можно утверждать, что этот человек как нельзя больше проявил себя в искусстве. Агриппина Яковлевна Ваганова – великий человек. Не зря в её честь была названа Академия Русского балета в Санкт-Петербурге, и не зря был выпущен её труд. На данный момент основы, которые ввела в балет Ваганова, знает каждый человек, который хоть как-то причастен к такому прекрасному виду искусства – его величества Танца.


Агриппина Ваганова отличалась своей прогрессивностью и умением отбирать девушек, которых ждёт будущее в балете. Она ценила в них индивидуальность. Остальные недостатки в начинающих танцовщицах её не пугали, ведь преподаватель прекрасно знала, как их превратить в достоинство!


В юных балерин она вкладывала душу; в танцевальных постановках высказывала то, что нельзя было высказать словами. Её называли «царицей вариаций», ведь у женщины здорово получалось нарушать стандарты и вершить свою историю в искусстве. Среди учениц Вагановой были знаменитые Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталья Дудинская и другие. Марина Семёнова стала значимой фигурой в Большом театре, а всё это благодаря её легендарному преподавателю. Вспомним её роль Жизели или Одетты («Лебединое озеро»). Мы вдохновляемся мастерством балерины, её плавностью движений, чувствами, которые она дарила зрителю. Но всё-таки что «Жизель», что «Лебединое озеро» были заранее отредактированы Агриппиной Яковлевной Вагановой. Были внесены некоторые поправки в сценах; некоторые из них были вообще вычеркнуты, потому как были скучны и неинтересны зрителю; было создано новое «Лебединое озеро», которое мы по сей день можем увидеть в театрах.


Говорить об Агриппине Яковлевне Вагановой можно бесконечно, восхищаясь её творчеством, красотой, грацией, умом. Но всё же необходимо помнить, что она – невероятно важная фигура в истории русского балета. Если бы не она, никому не известно, что бы было с этим видом искусства в нашей стране. Ваганова высказала всё, о чём думала всю свою жизнь, что её вдохновляло и мучило через танец, через полёт души. Весь жизненный путь женщины был вложен в балет, в творчество, в её основоположный труд. И после этого действительно можно ещё раз убедиться, что человек реализовал себя в танце, что искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Но, как ни странно, сама Агриппина Яковлевна Ваганова говорила: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».