Елизаветинское барокко в Тагиле

Михаил Латышев
Оглянитесь и посмотрите, как выглядят здания, которые Вас окружают. У домовых фасадов, крыш и окон есть душа, и она может говорить. Каждое время отражается в стилистике зданий стремлением ввысь или вширь, тягой к простору и размаху либо к скромности и компактности, к бедному или богатому наполнению форм. Даже на первый взгляд обычная деревенская изба может многое рассказать о своих обитателях, а рот ей не закроешь.

Если речь идёт о столичных ансамблях, приметы времени в архитектуре становятся более красноречивыми. Эпоха правления императрицы Елизаветы Петровны – это эпоха подъёма и просвещения, освоения Сибири и успехов на рубежах империи. В эту эпоху родился новый архитектурный стиль, который не принял западноевропейские формы и строгие фасады.

Младшая дочь Петра I любила видеть в домах яркие детали с золотой отделкой и пышные формы. Она хотела, чтобы архитектура новопостроенных зданий и храмов говорила об авторитете государства российского и его традициях. Потому во времена Елизаветы Петровны храмовые архитекторы вернулись к луковичным и грушевидным пятиглавиям, крестово-купольной схеме церквей и соборов.

Новый пышный стиль монументального рококо для величественных зданий назвали елизаветинским барокко. По вкусу императрицы, золото отделки прекрасно смотрится на белом или нежно-голубом фоне! Канонические цвета елизаветинского барокко – белый и небесно-голубой.

Императрица Елизавета ожидала, чтобы столичные дворцы и сооружения сказали на весь мир о могуществе Российской империи, о грандиозности завоеваний. Итальянец П.А. Трезини преуспел в храмовой архитектуре, но любимцем Елизаветы неслучайно стал архитектор Бартоломео Растрелли.

Придворный зодчий возводил здания исполинских размеров, насыщая их внутреннее пространство зеркалами и окнами, чтобы придать ещё больший масштаб. Окна и проёмы он венчал полукруглыми навершиями с богатым декором. Колонны гениально вписывались им в нарядные фасады.

Используя каменные платформы (ростверки на сваях), уходящие глубоко в землю, Растрелли добивался равномерного распределения нагрузки огромных строений на заболоченные почвы Петербурга. Это говорит о его таланте инженера-строителя. По проектам Растрелли в Петербурге и его окрестностях появились такие дворцовые ансамбли, как Петергоф, Зимний и Екатерининский дворцы.

Маэстро Бартоломео использовал пышность убранства, двух- и трёхцветный декор фасадов с применением золота, чтобы здания выглядели парадно и празднично. Эта мажорная черта архитектуры Растрелли вошла во всё русское искусство середины XVIII века.

В честь выдающегося инженера и архитектора русское елизаветинское барокко носит второе название – "растреллиевское". Его новые традиции подхватили самобытные русские архитекторы того времени.

В Санкт-Петербурге при дворе Елизаветы выделялся крепостной архитектор Ф.С. Аргунов, а также зодчие С.И. Чевакинский, А.В. Квасов и другие. В Москве сформировалась своя школа, представленная зодчими Д.В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным.

Правда, стиль монументального рококо исключительно столичный. На провинциальных просторах вдали от стольных градов он практически не встречается. Однако, как оказалось, русское елизаветинское барокко можно было увидеть на Урале вплоть до первой половины ХХ века.
И где? – в Нижнем Тагиле!

Его уникальным примером служил Входо-Иерусалимский собор.
Но его сейчас нет. Вы сможете увидеть этот чудесный и прекраснейший собор только на сохранившихся фотографиях начала ХХ века. Когда большевики "вели железной рукою к счастию" нашу Россию, то собор в 1936 году взорвали, ничтоже сумняшась.

Та же участь постигла большинство храмов в России, и не только православных: "Религия – опиум для народа!"
Мешал храм мировой революции, мутил в Тагиле сознание несознательным. Напоминал о другой жизни?

*** ИСТОРИЯ ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКОГО СОБОРА ***

В 1770 году прусский учёный и путешественник Петер Симон Паллас в ходе Физической экспедиции Петербургской академии посетил Нижнетагильский завод. Он отметил великолепие и красоту нового храма. Смущал лишь кубизм природных железных магнитов из горы Высокой, кои Никита Акинфиевич Демидов приказал вделать прямо в алтари.

Великий естествоиспытатель оставил запись в дневнике: "А на бугре, коего каменная верхушка выровнена, сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но также и колокольную игру заводят. Покрыта оная железом, а украшена великолепно и снабжена богатою утварью.

Между достопамятностями здешнего места замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата еще в 1764 годе, и покудова ея надлежаще не украсили, богослужение отправляется в маленькой деревянной церкви".

Ту церквушку без фундамента срубили плотники в 1725 году. Она была на горке напротив завода, где сейчас находится плошадь перед бывшим Заводоуправлением. Василий Афанасиевич Хомяков служил её первым священником.

Посёлок прирастал людьми, работавшими в Нижнетагильском и Выйском заводах, и деревянный храм стал тесен.
В 1758 году Никита Акинфиевич в письме напомнил брату Григорию Демидову о надобности новой церкви: "И брат наш Прокопий настаивал, и сам я давно мыслю, что волю родителя нашего Акинфия Никитича следует исполнить".

Биографы Демидовых предполагают, что Никита Демидов, будучи человеком набожным, задумал возвести новую церковь "во искупление прежних грехов" и чтобы Бог послал ему, наконец, наследника.

Касательно "прежних грехов", Господь гневался на Никиту. Дети заводчика от первой жены Натальи Яковлевны Евреиновой умерли младенцами. Вторая жена Мария Сверчкова была бесплодна.

Пятого июня 1764 года архимандрит Исайя из Невьянского монастыря заложил в Нижнетагильском заводе трёхпрестольную каменную церковь. Строительство начали на самом высоком месте посёлка. Настоятелем будущего храма был назначен протоиерей Григорий Мухин. Священниками в нём стали Василий Хомяков и Пётр Тиханов.

13 февраля 1771 года Тобольский и Сибирский епископ Варлаам освятил северный придел во имя св. великомученика Никиты. 28 января 1773 года протоиерей Григорий Мухин освятил южный придел в честь Рождества Христова.

Чудо произошло. Третья жена Демидова Александра Евтихиевна, хоть и страдала "жестокими припадками", но после лечения в Германии родила Никите Акинфиевичу в сентябре 1772 года дочь Екатерину, а 9 ноября того 1773 года – сына Николая.

Двенадцать лет прошло от закладки храма до освящения Главного алтаря в честь Входа Господня в Иерусалим. Историки до сих пор ломают голову, чьей руки был проект каменной одноэтажной церквы с трёхъярусной высокой колокольней (51 метр).

Одни полагают, что архитектором был Дмитрий Васильевич Ухтомский либо один из его учеников в Дворцовой школе. Другие говорят, что зодчим, построившим образец елизаветинского барокко, является известный в то время Карл Иванович Бланк.
Не верят никак, что ярославский мужик Яков Иваныч Колоколов воздвиг церкву с товарищем, и "дело своё окончил с честию, без архитектора".

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков (АН "Между строк") отмечают, что "по условиям подряда Колоколов должен был использовать местных мастеров кирпичной кладки. Строили храм из "подпяточного" кирпича, в состав которого входили яичные белки и известковая мука. Каждый кирпич испытывали на прочность, сбрасывая с высоты в одну пятую от высоты самого здания.

Использовали и ноу-хау демидовских строителей – чугунные балки с вплавленным в тело железным стержнем". Причиталось Якову Колоколову с товарищем "180 рублей за лето обоим, с готовой квартирой и подводой в дорогу".

Д. Кужильный и С. Волков пишут о Входо-Иерусалимской церкви: "На верхнем ярусе колокольни находились "боевые часы" с пятью колоколами. В среднем ярусе было установлено девять колоколов, в том числе колокол весом 560 пудов.

Алтарь, купола, кресты церкви и даже некоторые колокола были позолоченными, а пол выложен мраморными и чугунными плитами. Расположение храма было выбрано таким образом, чтобы он был виден из любой точки посёлка.

…Демидовы постоянно старались приумножить красоту и величие Входо-Иерусалимской церкви. Изделия из золота и платины с демидовских приисков, украшенные уральскими самоцветами, а также серебряные кубки и оклады, прочие богослужебные принадлежности поступали в храм регулярно.

Жертвовали для "первой церкви" тагильские купцы, приказчики и управляющие. Дмитрий Васильевич Белов преподнёс в дар храму "чистаго золота крест весом 1 фунт и 18,5 золотников".

Особое восхищение у посетителей вызывали чугунные скульптуры на библейские темы и иконостас Входо-Иерусалимского храма. Художественное литьё для церкви было изготовлено мастером Осипом Шталмеером и его учеником Тимофеем Ярулиным (Сизовым).

Они же занимались изготовлением плит для пола и иконостасом. Иконы для иконостаса были написаны в Петербурге мастерами Фёдором Зыковым и Фёдором Дворниковым".

*** ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 1902 ГОДА ***

В 1902 году вышла книга "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии". В ней есть описание Входо-Иерусалимской церкви (3 благочиние) в Нижне-Тагильском заводе Верхотурского уезда.
Для тех, кому интересно, привожу цитату из неё:

"Приход этой церкви расположен вблизи заводских сооружений и Главнаго Управления Нижне-Тагильских и Луньевских заводов. Сей приход почти ровесник самому Нижне-Тагильскому заводу (1725 г.). Составился он главным образом из переселённых в завод владельцами Демидовыми крепостных людей из разных мест России; приход образовался в 1750 году, с построением храма.

До этого же времени христианския требы для немногочисленных православных насельников завода (ибо большинство их на первых порах были раскольники или склонные к расколу) исправлялись наезжими из Невьянска священниками и монахами Невьянскаго монастыря.

Увеличение и разростание завода, а следовательно, и прихода Входоиерусалимской церкви, и повлекло за собой в первой половине прошедшаго столетия выделение и образование из Входоиерусалимскаго прихода двух самостоятельных приходов Введенскаго и Выйско-Николаевскаго, а во 2-й половине того же столетия и третьего, Александро-Невскаго.

В настоящее время в приходе Входоиерусалимской церкви числится: муж. пола 1952 души, жен. пола 2065 душ; раскольников муж. пола 42 души и жен. пола 52 души; субботников иеговистов муж. пола 1 и жен. 2 души.

К приходу Входоиерусалимской церкви приписано село Елисаветинское. Первоначальный храм этого старейшаго Нижне-Тагильскаго прихода был деревянный. Он устроен был в 1750 году и освящен в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы.

Храм этот существовал до 1777 года, когда был устроен и освящен ныне существующий каменный храм в честь Входа Господня во Иерусалим.
Прежний же деревянный храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы перенесен был на кладбище, пока не обращен был в самостоятельный приходский храм.

Новый каменный, и до ныне существующий, храм в честь Входа Господня во Иерусалим был заложен вблизи бывшаго деревяннаго Введенскаго храма (место престола последняго и доселе ограждено чугунной решеткой вблизи храма) 5 Июня 1764 года Невьянскаго монастыря Архимандритом Исаею, в присутствии местнаго духовенства и приглашенных из Екатеринбурга чиновников, с благословения Тобольскаго и всея Сибири Митрополита Павла.

Храм был построен и украшен иждивением заводовладельца д. ст. советн. Никиты Акинфиева Демидова. Кроме главнаго, в честь Входа Господня в Иерусалим, в храме устроены были два придельных алтаря: с южной стороны в честь Рождества Христова и с северной во имя св. великомученика Никиты (15 сент.), имя котораго носил строитель храма.

Сей последний придел был освящен самим Тобольским и Сибирским епископом Варлаамом в 1771 году Февраля 13 дня (так назывались бывшие Тобольские Митрополиты с 1768 до 1792 года).

Рождественский же придел освящен протоиереем сей церкви Григорием Мухиным в 1773 году Января 28 дня, по благословенной грамоте Тобольскаго и Сибирскаго епископа Варлаама.

Главный алтарь в честь Входа Господня в Иерусалим освящен в 1776 году Ноября 22 дня закащиком Нижне-Тагильскаго Духовнаго Правления, священником Григорием Скрябиным, по благословенной грамоте Тобольскаго и Сибирскаго епископа Варлаама.

Обращает на себя внимание устройство храма. Храм устроен в византийском стиле, в виде креста, с тремя маковицами и крестами на верху. Стропила на церкви и колокольни железныя. Под шпилем устроены были башенные часы с боем четвертей в 4 колокола.
Карнизы храма снаружи были украшены алебастровыми фигурами, а кругом купола 12 херувимами; в 20 годах прошлаго столетия (1820-е) лишния колокола у часов, алебастровыя фигуры и херувимы были сняты.

Кресты и маковицы на храме сделаны были в Нижне-Тагильском заводе из красной меди и вызолочены через огонь в Москве, на что употреблено было 100 червонцев, да на провоз 70 рублей.
Престолы в алтарях, по воле храмоздателя, устроены из ординарнаго отполированнаго камня Высокогорской магнитной железной руды в величину престола и обложены деревом; над главным престолом устроена сень.

Подрядчик каменных работ, крестьянин Ярославскаго уезда Яков Ив. Колоколов с товарищем подрядился строить храм за 180 рублей за лето обоим, с готовой квартирой и подводой в дорогу, и дело своё окончил с честию, без архитектора.

А для квартиры своей с товарищами ещё построил на ограде церковный каменный дом, в коем, по окончании работ по церкви, поместилось Заказное Духовное Правление, потом церковно-приходское училище.

Наблюдение за постройкой храма было поручено заводскому Управителю Григорию Белых, единственному в то время православному приказчику, и протоиерею Григорию Мухину. Поденная плата рабочих была по 1 коп. в день. Со времени построения своего каменный корпус храма никаким перестройкам и изменениям не подвергался до настоящаго времени.

Входоиерусалимская церковь имеет богатейшую ризницу и утварь. Наиболее замечательны:
- священные литургийные сосуды из чистаго золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, дар заводовладельца, т. сов. Николая Никитича Демидова († 1828 г. 22 Апреля); цена этих сосудов по курсу того времени 45,000 рублей;

- напрестольное Евангелие, в сребропозлащенном окладе, весьма большаго весу и величины.

Особенно чтимыя иконы:
- древняя икона святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго, принесенная из Невьянскаго завода около 1725 года и украшенная сребропозлащенной ризой с драгоценными камнями;

- икона св. Андрея Критскаго, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная в 1858 г. Анатолием Демидовым в память об Андрее Николаевиче Карамзине;

- икона св. равноапостольнаго Князя Владимира, в сребро-позлащенной ризе, устроенная Нижне-Тагильским купечеством в 1869 году, в память посещения завода В. Князем Владимиром Александровичем;

- икона Иверской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе с уральскими драгоценными камнями, ценою около 3 тысяч рублей, приобретена усердием прихожан в 1891 году;

- икона Божией Матери Взыскание погибших.

Входо-Иерусалимская церковь обнесена каменной оградой с чугунными решетками".

11 мая 1912 года эта красивейшая нижнетагильская церковь в стиле елизаветинского барокко получила статус собора. Последние его снимки сделаны в 1920-х годах, чёрно-белые. Потому, как выглядело "золото на голубом" – представьте сами.