Зарождение нефтяной промышленности России

Андрианов Владимир 2
              История зарождение нефтяной промышленности России и создание первых нефтепромыслов

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом. Нефть состоит в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Нефть как ископаемое топливо, относится к каустобиолитам.

Первоначально на Руси нефть называли «горючая вода густа», или просто «густа». Затем на долгое время в обиход вошло название «каменное масло», «земляное масло» или «горное масло».

Русское слово «нефть», вероятнее всего, было заимствовано из турецкого (neft) или персидского (naft).

Первые упоминания об обнаружении нефти на территории древней Руси историки относят еще к концу XIV веку. Как считают, впервые в Москве об ухтинской «густе» узнали в 1383 г. от миссионера Стефана Пермского (1340-1396) епископа Русской православной церкви.

В Двинской летописи XV века существует упоминание, о том что «племя чудь» на реке Ухте собирало «густу» в ямах, используя ее для смазки и как лекарство».

В исторических хрониках периода правления царя и Великого князя Всея Руси Бориса Федоровича Годунова (1552 – 1605) сохранились сведения о «горючей воде густе», привезённой в Москву в 1597 г. черносошными крестьянами из Сибири с реки Ухты.

Именно тогда на севере, в Сибири, в стране Коми , расположенной в бассейнах рек Печоры и Вычегды на реке Ухте местные жители находили на поверхности реки огромные масляные пятная, которые в изобилии естественным путем поднимались со дна реки.

Ухтинскую нефть не нужно было искать — она сама поднималась на поверхность, растекаясь по реке радужными пятнами.

В 1684 г. месторождения «черного золота» были обнаружены в районе Иркутского острога, о чем в столицу Российской Империи иркутским письменным головой Леонтием Кислянским было отправлено специальное донесение.

В 1692 г. бургомистр Амстердама, известный голландский путешественник, картограф и предприниматель, друг Петра Первого Николаас Витсен (1641-1717) издал у себя на родине книгу «Северная и Восточная Тартария».

В солидном фолианте автор, с восторгом живописуя природу России, подробно рассказывал о природных богатствах Печорского края, в частности отмечал: «Река Ухта является притоком реки Печоры. На этой речке в полутора милях от Волока есть мелкое место, где выделяется маслянистое вещество, которое плавает по воде и представляет собой чёрную нефть. Там же найден некий камень доманик, который горит, как свеча, и пускает от себя чёрный дым».

В средние века на Руси не было большого спроса на нефть, так как повсюду в качестве топлива применялись дрова, а для освещения жилища – лучина, а позднее восковые и сальные свечи.

Хозяйственный интерес к нефти, в основном, основывался на её использовании как лекарства, снадобья и целебного средства. Коме того, нефть использовали как смазочный материал для колес телег, которые были в то время основным видом транспорта.

Белую нефть использовали в живописи в качестве растворителя при изготовлении красок. Однако главным качеством нефти в то время была ее способность гореть.

Большинство исследователей, историков и экспертов считают, что зарождение нефтяной промышленности России берёт своё начало в XVII веке, когда во многих регионах страны стали обнаруживать многочисленные месторождения нефти.

               
                Первый сибирский нефтепромысел


Начало же систематическому исследованию, описанию и учету полезных ископаемых в Российской Империи положил великий царь Петр Алексеевич (1672-1725), создавший в 1700 г. «Приказ рудокопных дел», переименованный позже в «Берг-коллегию» .

Для пополнения государственной казны царь призывал граждан к поиску на Русском Севере месторождений драгоценных и цветных металлов.
Государство нуждалось в золоте, серебре, меди, свинце и других металлах. За открытие месторождений столичные и губернские власти сулили поистине царское вознаграждение.

В этот период геологов на Руси называли «рудознатцами». Одним из них был рудоискатель из маленького архангельского городка Мезени Григорий Иванович Черепанов.

Сначала ему удалось открыть несколько месторождений медных руд в бассейнах рек Мезени, Сулы, Цильмы и Пижмы. Но самым главным, поистине судьбоносным его открытием, безусловно, можно назвать месторождение нефти в стране Коми на реке Ухте.

Предположительно в 1720 г., находясь в Пустозерском уезде в районе нынешнего поселка Водный, Григорий Черепанов обратил внимание на капельный выход нефти со дна реки Ухты в 13 метрах от левого берега, напротив устья ручья, который сейчас называется Нефтьель.

Нефть естественным путем в значительных количествах постепенно скапливалась в определенных местах. Своим опытным рудознатским взглядом Григорий Иванович определил, что количество нефти здесь весьма значительное.

Прикинув возможную ценность своей необычной находки, смекалистый русский мужик отправился в столицу Российской Империи и в 1721 г. подал «доношение» на имя Государя в Берг-коллегию об открытии месторождения «каменного масла».

Великий государь Петр Алексеевич уже тогда прославился не только своими военными победами, реформами, но и многими новациями. Будучи человеком прозорливым, нефтью он интересовался давно, интуитивно понимая ценность этого природного ресурса для будущего России.

В 1717 г. по указанию царя учеными впервые были описаны нефтяные месторождения в районе города Грозного. Во время Персидского похода после взятия Баку в 1723 г. Петр велел составить описание «всех тамошних нефтяных колодцев».

Кроме того, царь обязал свое окружение и чиновников докладывать ему о всех новых находках нефти на Северном Кавказе, в Сибири и в других регионах необъятной России.

Поэтому о челобитной Григория Черепанова царю было доложено незамедлительно. Великий государь-реформатор мечтал об организации масштабной добычи собственной, российской нефти.

Узнав об важной находке рудознатца, Петр Первый 5 мая 1721 г. издал специальный Указ.«По этому указу Великого Государя и по приговору Берг-коллегии по доношению мезенца Черепанова нефтяной ключ... по Ухте речке велеть освидетельствовать и учинить из него пробу... и тою нефтяную пробу прислать в Санкт-Петербурху в Берг-коллегию ради подлинного усмотрения...» .

Согласно этому же Указу царя, Григорию Черепанову из государевой казны на «прокормление», сбор и доставку проб нефти из того «колодезя» и «чтобы он, так же и прочие, впредь к сысканию руд лутче имели охоту» было выдано «денег шесть рублев» из бюджета Берг-коллегии.

По свидетельству историков во исполнение данного Указа Петра Первого, в начале 1724 г. в столицу на Неве было доставлено в 8 бутылях (четвертях) примерно 24 литра первой русской нефти из ключа на реке Ухта.

Три бутыли с образцами сибирской нефти были отправлены царем в Голландию для исследования ее химического состава.

Позднее, по результатам полученных анализов образцов ухтинской нефти Петр Первый издает еще один важный Указ от 5 октября 1724 г., где отмечалось - «...по его императорского величества указу и по согласному Берг-коллегии приговору велено на Ухту речку... послать ево, Черепанова, и с ним офицера, дав им подводы и денег ... И велено оной нефти начерпать бочку ведер около тритцети и той нефти для пробы прислать в Москву в Обер-бергамт  ... и велить им... круг того нефтяного ключа... побити сваи и оболочь смоляным полотном и протчее учинить как пристойнее...а сколько в час или в сутки оной нефти один человек может начерпать, оное там велено записывать…» .

Государь также обязал Берг-коллегию, Обер-бергамт  и руководство Архангелогородской губернии оказывать Григорию Черепанову «всяческое» содействие обустройству нефтяного промысла.

Кроме того, Петр лично контролировал и хлопотал об обеспечение финансами, транспортом, людьми, открытие и обустройство первого нефтяного месторождения. Сам организовал исследования за границей по выяснению химического состава российской нефти, производительности нефтяного ключа и его возможной промышленной эксплуатации и прибыльности.

Все это дало конкретные результаты. Горные ведомства констатировали наличие на реке Ухте промышленных запасов нефти.

Так в далекой Сибири появился первый казенный нефтепромысел, на котором работал первый нефтяник России, рудознатец Григорий Черепанов.

В то время нефть добывалась в небольших количествах из неглубоких колодцев вблизи естественных ее выходов на поверхность. Для получения нефти достаточно было расчистить имеющийся выход нефти или заложить рядом с ним колодец.

Поскольку промысел располагался на расстоянии более тысяче километров от Архангельска в глухой тайге, продукцию возили только зимой, через реку Ижму, на оленях и лошадях до Архангельска и далее - в Москву.

Продолжателем дела Григория Черепанова считают другого русского рудоискателя, из «раскольников», жителя города Архангельска Прядунова Фёдора Cавельевича.

По свидетельству историков Григорий Черепанов оставил в наследство Федору Прядунову свой первый нефтяной ключ, хорошо обустроенный и освоенный к тому времени.

Достался ему также жилой дом и небольшое крестьянское хозяйство.
Позднее Федор Прудянов организовал еще один кустарный нефтепромысел там же на Севере России, «при малой реке Ухте», приток Ижмы, впадающей в реку Печору. Нефть на этом месторождении не скапливалась в колодцах, а разливалась по поверхности реки.

Старатель подал в Архангельскую Берг-контору прошение о разрешении ему создать «завод» для добычи нефти на реке Ухте. Берг-коллегия такое разрешение выдала 18 ноября 1745 г.

Промышленную добычу нефти Федор Прядунов начал через год в 1746 г.
В 1748 г. собрав c речной поверхности 40 пудов сырой нефти, Прядунов Ф.С. направил их в Москву.

Там в лаборатории Государственной Берг-коллегии была осуществлена перегонка (передвоение) нефти, в результате которой был получен керосиноподобный нефтепродукт.

Как писал в то время сам Прядунов Ф.С. – «получено маслянистое вещество: «один черен и густ, а другой жёлт, чист и жидок... Желтое приходит во всем подобно с каменным маслом, которое мы из Италии получаем, сходственно, токмо что в малейших частях друг от друшки различены суть...».

Далее в письме рудоискателя отмечалось более высокое качество «передвоенной нефти» (т.е. перегнанной) по сравнению с итальянским «каменным маслом». Следует отметить, что долгое время на Руси нефть называли «каменным маслом», «земляным маслом» или «горным маслом».

Позднее на нефтепромыслах Прядунова Ф. С. нефть не только добывалась, но и стала «передваиваться», то есть подвергалась перегонке, в результате которой получалось осветительное масла, близкое по своим характеристикам современному керосину.

Полученный нефтепродукт в то время использовался только для освещения жилых помещений и иногда как топливо в домашних печах.

Однако удаленность от густонаселенных районов России и основных потребителей осветительного масла затрудняла работу нефтеперегонного завода.

Промысел и перегонка нефти не смогли обеспечить доходность предприятия и спустя четверть века промысел и завод пришли в упадок и были заброшены.

На протяжении целого века добыча нефти являлась убыточным занятием, что объяснялось узкой сферой её бытового и промышленного применения.

Лишь после изобретения керосиновой лампы в 1853 г. спрос на это нефтяное топливо вырос многократно.

Если говорить о роли нашего великого царя-реформатора в становлении нефтедобычи в России, то конечно же Государь Петр Алексеевич внес существенный личный вклад в этот процесс.

Благодаря его Указам и личному участию была подтверждена промышленная ценность первого северного нефтяного месторождения в России. На базе которого был обустроен первый казенный нефтепромысел.

Император Всероссийский Петр Первый, благодаря природной сметливости и дальновидности понимал важность этого природного ресурса для «приростания» богатства государства российского. Петр фактически заложил основы и дал импульс развитию новой важной отрасли добывающей промышленности России.

Именно царь Петр Алексеевич расширил сферу применения нефти в России, в том числе для промышленных и военных нужд, а также для иллюминации и освещения не только жилищ, но и улиц. Не умри Петр Первый так рано Россия в конце XVII могла стать экспортером нефти в Европу.

Несмотря на все трудности в практической реализации первого нефтяного проекта России и его незначительные масштабы поддержка государством в лице самого царя дала толчок поиску новых месторождений нефти по всей необъятной территории Российской Империи.


                Первые нефтепромыслы на Волге


В январе 1703 г. первая русская печатная газета, «Ведомости», извещала: «Из Казани пишут, что на реке Соку нашли много нефти…».

Позднее в 1738 г. в Главную артиллерийскую канцелярию поступило заявление от Я. Д. Шаханина об открытии им источника нефти на Волге, ниже города Симбирска. Пробы нефти в 1741 г. исследовал доктор Амман и дал заключение, на основании которого разрешение на промышленную разработку источника нефти в этом регионе не было дано.

В 1753 г. башкирский волостной старшина Надыр Уразметов, его сын Юсуп Надыров, Асля и Хозя Мозяковы из деревни Надыровка Уфимском уезда подали в Берг-коллегию прошение об открытии нефтяного завода «подле горы Сарт-Атв, при которой меленькое озеро, и в том озере имеется нефть черная».

Через год разрешение горного ведомства на строительство «нефтяного завода» при вершине реки Камышлы» было получено.

Строительство продолжалось несколько лет. Хозяин успел построить лишь амбар для нефти. Кроме того, количество добываемой нефти оказалось небольшим. Нефть на поверхности воды появлялась лишь временами.

Окончательно подорвала предприятие болезнь Надыра Уразметова. В результате в 1757 г. завод пришлось закрыть. По решению Берг-коллегии Уразметовы были исключены из списка заводчиков.

В 1760 г. уфимский купец И. И. Сенеев и волостной старшина Якшимбетов из Оренбургской губернии обнаружили нефтяной источник около реки Инзер. Позднее об обнаружении нефти на той же реке в горное ведомство сообщили башкирские старшины Урманчи Минлибаев и Якшимбет Урасов.

Позднее известный русский ученый-энциклопедист и естествоиспытатель, академик Лепёхин Иван Иванович (1740-1802) в рамках реализации программы изучения Русского государства, разработанной Михаилом Ломоносовым в 1770 г. побывал на территории нынешнего Башкортостана.

В своих знаменитых «дневных записках» академик впервые описал выходы нефти и асфальта на реке Инзер около башкирской деревни Султангул-Сотников и нефтепроявления на берегу реки Белой в Ишимбайском районе.

В верховьях реки Белой, в устье реки Тайрук, в пяти верстах от маленькой тогда деревеньки Кусяпкулово, Иван Лепехин обнаружил естественный «ключик» нефти.

В 1766 г.  в Оренбургской губернии в «российских нефтяных озерах» около реки Белой, сбор нефти организовал заводчик В. Моргунов.

Не все эти первые нефтяные проекты России имели коммерческий успех, не все получили государственную поддержку, однако все они в той или иной мере способствовали открытию новых месторождений и развитию нефтедобычи в Российской Империи.


                Бакинские и кубанские нефтепромыслы


Дальнейшее развитие нефтяной промышленности России связано с присоединением Кавказа к Российской Империи в 1806 г.

Соответственно нефтяные промыслы Баку перешли к России. Количество добываемой чёрной нефти на Кавказе тогда составляло 3930 т в год, а белой — только 41 т в год.

В то время нефть добывали из колодцев, где она накапливалась естественным путем. Из колодцев нефть черпали бурдюками, а затем поднимали на поверхность воротом вручную или с помощью лошадиной тяги.

Чёрную нефть хранили в погребах, а белую — в глиняных кувшинах, зарытых в землю в каменных сараях.

Добыча нефти из колодцев велась также на юге России на Кубани в Тамани. В 50-х годах XIX века здесь за год добывали от 1000 до 3000 ведер «черного золота».

С приходом на Кубань казаков, таманскую нефть стали использовать для нужд Российского флота и Черноморского казачьего войска.

На протяжении целого века добыча нефти являлась убыточным занятием, что объяснялось узкой сферой её бытового и промышленного применения. Лишь после изобретения керосиновой лампы в 1853 г. спрос на это нефтяное топливо вырос многократно.

Среди специалистов датой рождения отечественной нефтяной промышленности принято считать 1864 г. Этот год ознаменовался переходом от ручного привода станков для бурения нефтяных скважин к машинному.

Механический ударный способ добычи нефти впервые разработал и применил дворянин, гвардейский полковник, инженер Новосильцев Ардалион (Ардальон) Николаевич (1816 – 1878).

На Кубани в бассейне реки Кудако (сегодня - Крымский район Краснодарского края) были получены первые фонтаны, дававшие в сутки по три бочки нефти.

Как свидетельствовали очевидцы «после неимоверных усилий пробит был камень, и с необыкновенным шумом открылась сильная струя, дающая от 1500 до 2000 ведер в сутки».  Это была первая в России нефть, полученная с глубины более ста саженей.

Огромный вклад в разработку и внедрение новых технологий в нефтяную промышленность России внес Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939), выдающийся русский, советский ученый, инженер.

В 70-е годы XIX века на промыслах в Баку Шухов В.Г. применил компрессионный способ добычи нефти из скважин, который оказал революционный эффект на развитие всей отрасли.

В 1879 г. в городе Баку начало функционировать «Товарищество производства нефти братьев Нобель», которое специализировалось не только на добыче сырья, но и на его переработке и транспортировке.

Компания создала свою сеть по перевозке и реализации «чёрного золота», в которую вошли нефтепроводы, вагоны-цистерны, нефтебазы с подходом к ним железнодорожных путей и причалы с танкерами для перевозки нефти морским путем.

Кроме нефтепереработки, компания наладила собственное производство серной кислоты и кальцинированной соды.

Стремительное развитие нефтяной промышленности России привело к тому, что уже в конце XIX века к отрасли стали проявлять интерес крупные зарубежные инвесторы.

Среди них были известные финансисты Ротшильды и Рокфеллер.
К началу XX века в Баку в нефтяной промышленности действовали 167 предприятий, из которых 55 принадлежали армянским предпринимателям, 49 — азербайджанским, 21 — русским, 19 — иностранным компаниям, 17 — еврейским, 6 — грузинским.

Среди владельцев крупных и средних предприятий доминировали армянские и русские нефтепромышленники. Компании местных азербайджанских предпринимателей были в основном средних и малых размеров.

В 1901 г. на бакинских нефтяных промыслах было добыто 11,4 млн. т нефти, что составляло 90% общероссийской и 50% мировой добычи нефти.

В 1917 г. после Октябрьской революции добыча нефти в Российской Империи сократилась до 8,8 млн. т.

Однако, российские нефтепромыслы в Азербайджане сохраняли свои лидирующие позиции в нефтедобыче России после Октябрьской революции и в послевоенный период вплоть до середины XX века.

Накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе в 1941 г. было добыто 33 млн. т. нефти. За годы войны по объективным причинам нефтедобыча сократилась почти в два раза до 19 млн. т. в 1945 г.