Притчи 31 и многое другое. матери и отцы

Олиа Стельмах
Давно, очень давно, около пятнадцати, с небольшим, лет назад, мой муж открыл мою Библию и…. 

Я, как и положено хорошему ученику, самые важные, как мне казалось, места в Священном Писании подчеркивала, так что практически вся моя Библия была в цветную полосочку.
Муж листал странички и удивлялся тому, что я так «жестоко обращалась» с книгой.

Моя Первая Библия не была для меня книгой, это была моя записная книжка, личный дневник, справочник на все случаи жизни – замусоленные странички, изогнутые, от каплей слёз, листики, оторванная первая часть обложки – Библия открывалась по несколько раз в день, в течении нескольких лет.
- О! Есть целая страница, где у тебя подчеркнуто лишь одно слово! Интересно! – муж начала читать вслух : «Кто найдёт добродетельную жену?»….  Ты считаешь, что тебе здесь нечего подчёркивать?

На все мои попытки объяснить причину «белого столбика, а не целой страницы», я услышала саркастические высказывания, поняла, что доказать ничего не смогу, забрала свою Библию и вышла из комнаты.

Спустя пару дней, я открыла Библию на «спорном» месте и вновь прочла стихи, в которых не было ни одного подчёркивания: «Как тут подчёркивать? Каждое слово, каждый стих  нужно просто превратить в новогоднюю ёлку!» - в сердцах подумала я. Но в глубине души, понимала, что муж где-то в своём мужском понимании прочитанного был прав.
Назвать меня добродетельной женой можно было с натяжкой. Не пряла я по ночам, не имела служанок, и семья моя не одета в двойные одежды. Фраза «двойные одежды» вызвала у меня раздражение, ведь я воспитана на старых традициях – мужчина главный добытчик в семье.

Меня удивляют мужчины двадцать первого века их странными высказываниями: «Что случилось с женщинами? Всем нужны мужчины с деньгами!»
Странно! А когда были нужны мужчины без денег? Это нормально когда мужчина зарабатывает и защищает, а женщина обустраивает и хранит. В послевоенные годы, когда мужчин катастрофически не хватало, скорее всего, и появилось мышление о том, что лишь бы был мужчина…

Сегодня масса женщин работают наравне с мужчинами и, потом, после трудового дня, ведут хозяйство, воспитывают детей, обхаживают мужей.
Соглашусь, что есть женщины, которые умудряются так «руководить» мужьями, что те, после трудового дня, приходят домой и ведут хозяйство, воспитывают детей, и обхаживают жён.
Что является правильным или неправильным решить практически невозможно, потому что в каждой семье свои порядки и устои.
Но! Слава Богу за слово «но»! Но есть Божьи правила отношений между супругами и Божьи принципы построения взаимоотношений супругов.

Тогда, ещё в прошлом веке, я впервые задумалась о том, что в главе Притч не сказано о том, кто главный в семье, нет ни слова о том, кто в семье хозяин или хозяйка, кто является главой семьи. Перечитав ещё раз тридцать первую главу книги Притчи, я решила, что пришло время на более углублённое изучение темы отношений в брачном союзе в семье.

На изучение ушло более тринадцати лет! Так что перед Вами, уважаемый читатель, уважаемая читательница, результат многолетнего труда – труда души, сердца, ума.


1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:

                Матери.

В жизни каждого человека есть мама, мать, кормилица, воспитательница, родительница - женщина подарившая жизнь.
Да, к сожалению, не каждая женщина, подарившая жизнь человеку, становится ему мамой, кормилицей,  воспитательницей и даже родительницей. Быть биологической матерью, не означает быть мамой по факту, по состоянию сердца и души.
Из-за влияния греха, в наше время, всё больше и больше женщин лишены материнского чувства, они не имеют того удивительного чувства, которое называется – материнство.
Можно ли их винить? Не знаю! 

Многие были изнасилованы ещё детьми, их души изуродованы и растоптаны, порой самыми близкими – родителями и близкими родственниками. Откуда в растоптанном сердце может родиться чувство любви и сострадания к маленькому существу, если в этом сердце ничего нет, кроме боли такого же маленького существа, ничего – кроме боли, обиды на весь мир, и злости, желания отомстить и урвать себе.
Без психологической помощи, без терапевтического консультирования, без любви Бога, Который и прощает и исцеляет, таким искалеченным душам не найти утешения в этом мире!
И вот, искалеченные матери, дарят жизни детям и передают им по наследству искалеченные судьбы.

Судьба матери царя Шломо не была исключением. Она, замужняя женщина была приведена к царю для встречи интимного характера. Судьба её мирного замужества была раз и навсегда закончена. Виной тому – помазанник Божий, Царь Давид.


 "... 1 Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.     2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.     3 И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.     4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.     5 Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.     6 И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.     7 И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.     8 И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье.     9 Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом.     10 И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?    11 И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.     12 И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.     13 И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел.     14 Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею.     15 В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.     16 Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди.     17 И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.     18 И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения ..."                (2-я книга Царств 11 глава)


Насилие, измена, смерть.
После такого «букета» может ли быть благословение?
Вся история жизни Вирсавии (Бершевы) и ее детей показывает, что посеянные семена беззакония повлияли на их жизни.
Посеял Давид – пожинали его жена и дети, и не только от Вирсавии.

Поэтому каждая женщина, девушка, прежде чем влюбиться, и уж тем более вступать в брак, в отношения, должна подумать, присмотреться к претенденту, разузнать о его жизни и  о его характере.

Как часто я слышу от девушек и женщин, что они хотят такого мужа, как Давид.
И я задаю им вопрос: «Ты хочешь себе все проблемы, связанные с такой же личностью, как у Давида?». Мало кто задумывается о том, что Давид имел четыре жены, что дети в его большой семье были насильниками.

Женщины часто молятся о своих мужьях – что абсолютно не является правильной молитвой – чтобы они были как Давид. И получают набор «Давидовских последствий» - сексуальные проблемы у детей.

Пострадавшая в жизни женщина, но оставшаяся с добрым сердцем, всеми силами старается удержать своих детей от кривых путей, понимая, что за грехи родителей отвечают дети,  она после рождения ребенка, всеми силами старается вести благочестивую жизнь.

Женщины с разрушенными сердцами, «без царя в голове», продолжают жить в своё удовольствие и даже не задумываются о судьбе детей или надеются, что Бог по милости всё простит, после их ложных молитв покаяния.

Вирсавия наставляла своего сына.
Наставляла и жила так, как наставляла, но, увы, дела отца отразились на выборах и характере Шломо.
И всё же – наставления Вирсавии являются величайшим примером того, о чём призвана каждая мать обучать своего сына.

Не перестаю удивляться тому, как использовали переводчики слова для описания значения еврейских слов ТаНаХа!

Итак, слово «наставление» имеет необычное значение - 1. ношение; 2. ноша, бремя, тяжесть, груз; 3. слово, возвещение, пророчество.

Вирсавия, по большому счёту, обременяла своими словами сына, она пророчествовала и возвещала в его жизнь праведный образ жизни, носила в себе и возлагала слова на сына как часть жизни.
К сожалению этого мало!
Но лучше выполнить «долг» матери, чем «опустить руки» и оправдывать своё безволие и духовное безделье поведением и неправедным характером отца.

Вирсавия не только преподавала сыну основы праведной жизни. Она «наставляла, учила; исправляла, научала, давала возможность усваивать урок; наказывала, дисциплинировала»!
Вирсавия была настоящим учителем и воспитателем своему сыну!
Она была истинной родительницей и матерью ему – заботящейся о его будущей жизни.


Матери бывают разные. Любящие и удушающие своей любовью, заботящиеся и контролирующие каждый шаг, дающие свободу в рамках Закона и пренебрегающие нуждами детей.

Какая у Вас была мать – такая у Вас душа.

Какой у вас отец – такова и ваша жизнь.

Нравится Вам это или нет, но Вы берёте пример с Вашего отца в том, как строить отношения и в семье и в обществе, а принципы отношений от матери.

Слабое многожёнство Давида привело к тому, что у Шломо было огромное количество жён и наложниц, но песнь любви он пел лишь Шломит, так как вырос в любви матери. При любвеобильной (к мужчинам) матери, вырастают «свободные в сексуальном поведении и ориентации» поколения, да и возможно, опыт второго замужества матери повлиял и на Шломо. 

Итак, матери.

Гиперопекающая, любвеобильная мамаша мешает ребенку развиваться. Такое отношение к любимому чаду возникает компенсаторно от ненависти, от неудовлетворённой жизни с мужем, из-за отсутствия внимания со стороны мужчин. И чем больше женских комплексов – тем больше удушающей любви!
Выросшие сыновья не могут понять, что значит освободиться от маминой любви и заботы, они не способны строить взаимоотношения в семье. Их  брак практически всегда неудачен.

«Мы любим так, как наши матери любили нас. Мы повсюду таскаем их за собой, всю жизнь носим недостаток материнской любви или ее избыток»                Катрин Панколь. 

Как правило, дети убегают от гиперопекающих отношений, с мамой или с бабушкой, в болезнь или застенчивость.

И ещё: часто гиперопекающая мамаша или удушающий воспитывающий взрослый формируют зависимости у детей.
Что происходит в очень раннем возрасте, задолго до того, как ребенок пристрастится к вредным привычкам, то есть в первые годы его жизни.

Зависимость - несамостоятельность, привязанность к чему-то или кому-то: такое состояние дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, радостным не прилагая никаких усилий для достижения удовлетворенности.

Младенец полностью зависит от родителей, от матери. Но с возрастом, он всё меньше и меньше нуждается в ней: и от полной зависимости он переходит к самостоятельности, и желательно к определённому роду "самодостаточности".

Это процесс развития должен проходить в балансе между познанием мира и ограничениями безопасности.

Как правило, воспитание страдает перекосом в одну или другую сторону. Наблюдается одно из двух: отсутствие поддержки ребёнка, стремящегося изучать мир или тотальное ограждение ребёнка от мира.
Часто у детей, выросших в религиозных семьях, навыки адаптации к миру нарушаются, зависимость от матери переносится на других людей или на другие объекты.
А эти «другие», как правило, не хотят подчиняться им.
И тогда рождается злость, появляется раздражение, комплекс неполноценности: зависимый человек не может добиться успеха, построить подходящие для себя отношения ни с друзьями, ни с противоположным полом.

Следующая реакция на жизнь – алкоголь, табак, наркотики, секс, воровство и прочее подобное зависимое состояние.

Чем раньше будет оказана помощь ребёнку и его матери, тем лучше.
Взрослому, выросшему под надзором гиперопекающей матери так же нужна помощь специалистов.
Проблема в том, что удушающая мамаша считает себя идеальной матерью, жизнь положившей ради детей.
И, как правило, ещё больше опекает зависимое чадо!
А проблема нарастает!
Как же злиться на добрую и любящую маму? А гнев силится! И выливается на других – друзей, прохожих, супругов, собственных детей!

Бывают случаи, когда гнев зависимого ребенка направляется им на себя самого и всё заканчивается суицидом.

Гиперопекающие родители – зло!

Зло и жестокие родители - родители насильники!

Насилие бывает разным – физическим, сексуальным, эмоциональным, вербальным, материальным (экономическим) – но каждый вид насилия приносит одинаковый вред психике ребёнка.
Отец насильник и отец-деспот, отец-скупердяй и отец-развратник – ребёнок страдает: нарушается способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Ребёнок лишён эмоциональной поддержки, осознания своей ценности; у него формируется низкая самооценка, развивается склонность к депрессии и пишется тот же сценарий жизни, что и у «задушенного любовью» ребенка: желание иметь быстрое удовлетворение своих потребностей.

Родители-насильники и гиперопекающие родители – равные показатели неблагополучия.
Желание контролировать, опекать, как и проявлять насилие корнями уходят в зависимость самих родителей, в их неблагополучное детство.

Пройдя "Терапию Последствий травм, жестокого обращения, насилия, депривации", человек поворачивается к себе, научается сам находить здоровые возможности удовлетворять свои нужды и потребности, не ожидая действий от других, иначе начинает смотреть на жизнь, на построение взаимоотношений. На территории бывшего Советского Союза практически каждому необходимо психологическая или терапевтическая помощь.

Некоторым мужчинам необходима терапия от зависимости от геперопекающей матери. Часто, к сожалению, чаще, чем хотелось бы, под давлением удушающей любви матери, вырастают инфантильные мужчины.

Это эгоистичные и коварные особи мужского пола.
Ответственность – это не то, что им по плечу.
Такой мужчина не возьмёт на себя материальную ответственность за совместное жильё – причины могут быть различны: копит на дом, на машину, отдаёт долги и прочие подобные причины.
Мужской инфантилизм проявляется в сплетнях!
Ещё недавно  такое занятие было женской привилегией – ныне существуют стервозные мужчины.
Первые уши, слушающие их сплетни – это уши их матерей, если мама ушла «на тот свет», то обязательно найдётся «умная подруга» или бывшая одноклассница, или такой же инфантил.
Такие постоянно предъявляют претензии, жалуются на жизнь и слишком эмоционально реагируют на все случаи жизни.

А ещё инфантильные мужчины беспомощны! Они, несмотря на брачные узы, могут ходить кушать к маме, по причине ремонта или нежелания готовить самому.

Кстати, инфантильные женщины, так же не будут готовить дома, если есть возможность отдать бразды правления на кухне маме, свекрови, кухарке.
На вопрос:"Кто кормит твоего мужа", у неё приготовлен ответ: "Я устаю на работе"

Инфантильные мужчины – самовлюблённые. Их эгоизм и обидчивость проявляются, как только в семье рождаются дети, или у любимой появляется интересная работа.

Как же не попасть в лапы инфантильного мужчины  удушенного любовью гиперопекающей мамаши?
Прислушайтесь к его словам: сплошное «Я»!

И ещё: у него всегда, как и у истероидной красотки, есть конструктивное оправдание его поведения, и целая обойма фраз о традициях в отношениях полов, о благочестии и нравственном поведении женщин, об определённых "ценностях".



Итак, вернёмся к первому стиху из Притчи 31 – мать наставляла сына.
Чему должна учить, наставлять здоровая мать своего ребёнка, а точнее сына?

Почему наставления матери сыну записаны, а наставления дочери необходимо собирать из всего Писания по крупицам?

Среди разных народов бытует мнение, что хоть муж и глава, но жена – шея, и куда она повернёт, туда голова и будет смотреть….

Я почти уверена, что Бог чудесным образом и постоянно говорил ко всему миру через Израиль по плоти о том, как жить перед Ним, чтобы во всех сферах жизни людей было Его благословение.

И самая важная сфера человеческой жизни – после отношений с Богом – брачно-семейные отношения.
И ответственность за то, какие это будут отношения лежит на мужчине – кого выберет, так и будет.
Прежде чем выбирать себе жену, мальчику, юноше, человеческому самцу, необходимо было стать мужчиной, точнее Мужчиной.
Быть мужчиной – это не брюки носить, не по морде бить и не на войну ходить.
Быть мужчиной – это быть готовым, с полным пониманием всех последствий, взять на себя ответственность за чужие жизни, но на определённом уровне, оставляя личностям свободу выбора и развития.

Для такого жизненного пути необходимы и подготовка и снаряжение.
Отец и мать, каждый в своём направлении наставляют сыновей. И если внимательно, с открытым сердцем, читать Писание, то можно заметить, что на самом деле сыновей наставляли отцы – и в изучении Священных Писаний, и в построении отношений с окружающими вообще, и с женщинами в частности.

А вот какую жену выбирать – наставляет мать, но прежде, она преподаёт и вводит в практику, в тот образ жизни,своим примером, благодаря которому можно найти добродетельную жену.
Важная роль матери в воспитании сына – научить его быть Мужчиной и искать добродетельную жену.
Не искать, вместо него, ему жену, а так его воспитать, чтобы он стал мужчиной, способным найти добродетельную жену.
Это задача не из лёгких!
Добродетельная жена НИКОГДА не будет похожа на мать!
Добродетельная жена отличается от всех женщин на свете!
От всех добродетельных жён на свете она отличается по одной простой причине – она единственная на свете!

А вот почему не стоит смотреть на других женщин наставляет сына его отец.


                Отцы.


"...  1 Притчи Соломона, сына Давида, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; 5 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.     7 Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.     8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.     10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним дома наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас",- 15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.     17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.     19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им ..."                (Притчи 1 глава)


В первой главе в восьмом и девятом стихах Соломон обращается к сыну: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

Сразу привожу перевод некоторых слов, чтобы не было разночтений и разнотолкований.

Наставление – здесь используется еврейское слово «мусар», оно означает «1. наказание; 2. наставление, вразумление, поучение; 3. предостережение, упрёк, обличение».

Это же слово используется в книге Пророка Исаии, в 53 главе, в 5 стихе:

«Наказание мира нашего было на Нём и ранами Его мы исцелились».

Неверно думать и уж тем более проповедовать о том, что всё наказание легло на Иисуса Христа, так как слово «мусар» не является словом, смысловое значение которого означает наказание за действия.

Это слово несёт в себе смысл воспитательного характера, что включает в себя и наказание.

В современном иврите это слово употребляется в значении «мораль».
Мораль, от латинского «моралис» касается нравов, формирующихся в результате воспитания, системы воззрений человека на его жизненное назначение, охватывающие понятия добра и зла, это ценности человека и нормы, регулирующие поведение людей вообще, понятия справедливости, совести и смысла жизни.
Всё это, как сгусток греха, Иисус Христос взял на Себя!

На сегодняшний день истинным ценностям может научить тот родитель, который всю свою жизнь подчинил Слову Божьему, руководству Духа Святого.

И, несмотря на это, каждому человеку, даже выросшему в семье глубоко верующих родителей, необходимо личное покаяние и посвящение своей жизни Богу, через личную веру в Его Сына и Спасителя – Иисуса Христа!

Это то, чему, в первую и необходимую очередь, призван обучать отец своих детей.

 Об этом Бог заповедал сынам Израиля через Моисея, что записано в Книге Второзакония, в шестой главе: "... 4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими.     6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, 9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих ..."

Завет – здесь используется еврейское слово «тора», оно означает «закон, учение, наставление».

Именно этим словом названо Пятикнижие Моисея – Тора.

Тора это и Закон, и учение.
Удивителен тот факт, что свод заповедей и законов, данные через Моисея и наставления матери названы одним словом – Тора.
В этом случае можно поиграть словами – женщина может преподавать свою Тору. Это, конечно, шутка, но доля правды в ней есть: мать может обучать своих детей уставам Господним, особенно тогда, когда у детей нет отца, или отец не исполняет свои обязанности.

Отец поучает сына в том, чтобы сын не отвергал учение матери, и чтобы, в первую очередь, не был среди тех, кто собирается в компании ради грабежа, под лозунгом всеобщего братства и материального благополучия, которое приобретается сбиванием с толку и пролитием крови, утаиванием от невинных, и случайными прибылями.

Здесь имеются в виду не только бандитские компании, союзы шантрапы или гопников. Под эти описания подходят, и обычные предприятия, через деятельность которых отмываются деньги, как от наркотиков, так и используемые с нарушениями всех банковских операций, а так же организации различного характера,  в действиях которых есть любого рода обман и ввод в замешательство.

Отец учит сына тому, что несмотря на то, что задача мужчины обеспечивать семью, он обязан тщательно исследовать то предприятие и дело, благодаря которому он получает доход.

«Деньги не пахнут!» - поговорка «с бородой». Так рассуждают современные люди, независимо от вероисповедания.
Многие верующие сами пользуются услугами фирм, названия и деятельность которых не просто сомнительны, но несут открытый оккультный потенциал. Есть те, которые знают, что строительство ведется на деньги от наркобизнеса или других сомнительных махинаций, которые по законам стран считаются воровством в крупных размерах. Но, как правило, такие труженики утверждают, что Бог дал им эту работу, чтобы выжить, оплатить долги, построить дома.
Это ни что иное как поклонение иным Богам, построение жизни, домов, своей судьбы и судеб детей, через принесение их Молоху.

Удивительно то, что когда таким верующим, через Писание, объясняется взгляд Бога на их деятельность, они реагируют приблизительно так: «Ладно, я потом попрошу у Бога прощения!»
Странные люди! Необходимо не прощение просить, а совершить достойный плод покаяния – удалить из жизни запинающий грех, освободить дома от всего, что приобретено неправедным образом – это и есть освящение жизни и освящение домов.

Данная тема не является частью этой книги, но обойти её стороной невозможно, так как примеры из жизни отцов, а не только слова, являются истинным учением детям.

Невозможно, зарабатывая мордобоем и избиением, учить о любви к ближнему и о том, что любовь не мыслит зла.
А когда человек на ринге размышляет о том, как отправить соперника в нокаут, или клерк мыслит о своей прибыли, зная, что обманывает клиента – места для Божьей любви в отношениях нет.

Поэтому важно то, чтобы отцы наставляли своих детей, особенно сыновей, что не всё можно купить за деньги, и что материальные богатства не есть признак благочестия и Божьего благоволения.

Иисус Христос сказал, что по плодам жизни человека можно определить его истинную сущность как верующего.

Плоды в жизни верующего известны, как и плод Духа в жизни верующего – это к чему призван стремиться каждый человек, и в чём призван наставлять денно и нощно своих детей.

(1999-2001, 2010)