Чайная ложка, стакан и человек

Сергей Сахацкий
     Я как-то давно, еще в бытность СССР, обратил внимание на одну, казалось бы, не значительную деталь жизни. Чайная ложечка и стакан.  К тому времени, когда СССР успел почить в бозе, выросло целое поколение для кого брякать ложкой в стакане естественно. Сейчас этих людей, для которых брякать ложкой в стакане норма, стало ужасающе много. Количество этих людей за последние тридцать, с небольшим, лет увеличилось в разы, в десятки, сотни тысяч раз. Они тупо не понимают, почему брякать ложкой в стакане моветон?

     Эти люди ни плохие, ни хорошие. Они такие, какие есть. Они милые, вежливые, культурные. У многих есть куча званий, регалий, и прочей атрибутики. И при всем при этом для них брякать ложкой в стакане, как дышать. И они не понимают, почему нельзя?

     Когда заходил разговор о родословной, все утверждали, когда еще существовал СССР, что они пролетарского происхождения. Доказывали, что у них дед кузнец/пахарь/мужик, от сохи в основном, и бла-бла-бла, при этом усилено брякали ложкой в стакане. Это хотя бы оправдывало происхождение.

     Когда же СССР канул в лету, все вдруг стали благородными, как минимум дворяне, а у кого самомнение раздуто, да и бабла немеряно  так и баронами, а то и князьями. При этом, продолжая стучать ложкой в стакане так, что остается непонятным и удивительным, почему он еще не лопнул от такого стука. Ну, а как иначе? Баре они такие.

     С творческими людьми встречаться очень интересно. Творческая личность, оттопырив мизинец и брякая ложкой в стакане, как кузнец молотом по наковальне, манерно так объясняет тебе, что есть такое творчество.

     Самый интересный факт по этому поводу я наблюдал у своих знакомых. Сын, уже довольно взрослый, ему было на тот момент почти 17, сделал замечание отцу, у которого регалий больше чем букв в этом тексте, о том, чтобы он не брякал ложкой в стакане.

     Вы бы слышали, что здесь началось.

     Отец кричал на сына, что он не достоин его фамилии, топал ногами, брызгал слюной, ну и прочий срам. Прекратилось это тогда, когда я, устав от его криков, просто сказал – да выпори ты его на хрен, если считаешь что он не прав, только чего орать-то как недорезанная свинья?

     Там еще долго продолжалось безобразие старшего поколения, а я поинтересовался у отрока, откуда он это взял? Ну, про ложечку в стакане.

     Оказывается сын уже давно, порядка двух лет, изучает культуру поведения людей в царское время. А пошло это увлечение с контрольной работы, где было задание что-то о баронах и баронессах.

     Его заинтересовало кто такой интеллигент, но не тот, что гнилой, а реальный интеллигент? Что такое интеллигенция, дворяне, графья и князья? Что такое честь, достоинство, манеры, не манерность, а именно манеры, этика, аристократизм, и прочая лабуда благородного происхождения.

     К сожалению, через некоторое время я покинул тот городок, что лежит в Центральной России, и уже не встречался с теми людьми. Но мне было бы интересно узнать, к каким выводам пришел тот любопытный отрок.

     А я до сих пор наблюдаю эту связь – человек и чайная ложка в стакане.

     А поколение, которое не умеет держать спину прямо, и не понимает, почему нельзя брякать ложкой в стакане, между тем уже дает свое потомство. Подрастающее поколение, которое к имеющимся недостаткам добавило еще один. Но довольно существенный.

     Это новое поколение можно смело назвать «дети Интернета». И эти дети не умеют отвечать за слова. И они не понимают значение поговорки:

     Пацан сказал — пацан сделал.
     Пацан сделал — пацан ответил.

     Но это уже совершенно другая история.

     Я прекрасно понимаю, что такое прогресс, развитие, что такое новые технологии, и прочие и прочее. Я понимаю, что не только технология развивается. Развиваются и меняются отношения между людьми, религиями, расами.

     Я понимаю, что старое обязано отмереть. Но мне грустно, когда вместе с тем, что отжило, с тем, что отмирает естественным способом, уходит и многое хорошее.

     Честь. Благородство. Честное Слово. Достоинство. Верность долгу. Аристократизм.

     Уже не подают руку даме. Не придерживают перед другим человеком дверь.  Не пропускают даму. Не встают при дамах. Да и сами дамы уже давно стали раритетом. Нет, нет, женский пол по-прежнему существует. Но дам, среди них, искать вряд ли стоит. Впрочем, читатели мужского рода не обольщайтесь. Кавалеров среди тех, у кого яйца в трусах, тоже не найти. Есть только особь, которая мужского пола.

     Я, наверное, говорю обидные слова. Но это же, правда. А на правду нельзя обижаться, как говорил Ипполит, не помню его отчества.

     Про «подать руку даме». Я иногда, при выходе из общественного транспорта, подаю женщинам руку.

     Так вот. Только одна из двадцати/тридцати женщин воспользуется предложенной помощью. Остальные или вытаращат глаза, что гораздо чаще, кто-то что-то недовольно пробурчит, некоторые засмущаются, что гораздо реже.

     Хотя я не понимаю, что здесь особенного? Помочь женщине выйти, предложив опереться на твою руку? ЧТО?

     Вот так и живем. Брякая ложкой в стакане и таращив глаза на предложенную руку.

     Читатель, для того чтобы у тебя не создалось ложного мнения обо мне, я могу честно сказать – я тоже брякаю ложкой в стакане. Но, что поделаешь, я дитя своего времени. Правда, я стараюсь себя контролировать….

     P.S.

     Когда эта статья уже была написана, и находилась в стадии редактирования, я наблюдал один очень интересный случай. На АЗС.

     Ночь. Смена неторопливо ведет свои повседневные дела. Открывается дверь, и заходят два человека. Едва только глянув на одного из них, я понял — чиновник. Недалекого пошиба, но с высоким самомнением. Есть такие чиновники, которых никогда ни с кем не перепутаешь.

     Они заказали по стакану кофе, и этот чиновник «с порога» начал «лечить» всех присутствующих. Он что-то говорил о рыночных отношениях, об отношении поставщик — клиент, еще о чем-то заумном. Но при этом он выражался так косноязычно, так нудно, что понять, о чем он конкретно говорит, было невозможно.

     Есть такой тип чиновников, которые думают, что они знают абсолютно все и обо всем. И что их святая миссия на этой земле просвещать других. Ну да бог им судья.

     Но дело не в его словах. Во время своего монолога он, оттопырив мизинец (!), так яростно мешал деревянной палочкой в бумажном стакане, что в паузах между словами было слышно, как стучит эта палочка по бумажным стенкам стакана.

     Не перевелись еще «богатыри» на земле русской.

     Занавес.