Глава 14. Интеллектуальные услуги

Александр Степанов 9
 Первая успешная сделка.  Юридические услуги.  Аудиторская компания.  MOORE STEPHENS.  Туристская компания.


      В ближайшие дни после приезда я без труда «растаможил» в аэропорту свои компьютеры и с гордостью привез их в наш офис.  Дальше предстояла операция по их продаже. К этому времени мой старший сын Вадик перешел на работу в крупнейший в городе универмаг ДЛТ. Этому поспособствовал шеф его лаборатории Виктор Михайлович Архипов, который подвизался в ДЛТ в качестве консультанта по всем техническим вопросам.

      В ДЛТ к этому времени сложилась уникальная ситуация. На волне всеобщей приватизации мелких и средних предприятий торговли очередь дошла до ДЛТ, хотя это был очень крупный магазин на ул. Желябова, в старинном четырехэтажном здании, со стеклянной крышей, просторными торговыми залами и обширными складскими помещениями.
     По закону, право приватизации наряду с юридическими лицами принадлежало трудовому коллективу универмага. Поэтому несколько женщин – директор магазина, главный экономист, главный бухгалтер и порядка двадцати старших продавщиц стали акционерами этого предприятия и продолжали руководить торговлей. Но эти советские труженицы не разбирались ни в компьютерах, ни в автоматизации, поэтому Архипов вскоре стал их правой рукой, и его мнение по многим вопросам становилось решающим. Для меня это оказалось хорошим подспорьем  в деле реализации моего плана.

      Я передал все четыре компьютера Архипову для освоения, поскольку модификация IBM 486 была еще неизвестна в нашем городе.
      Первым пунктом программы стал мой визит к руководству. Заранее заготовив визитные карточки, я явился в кабинет директора в качестве представителя американской компании «Сharlotte Limited». Архипов предварительно установил в этом кабинете персональный компьютер.
     В течение часа я рассказывал собравшимся женщинам, как работает американский супермаркет, используя терминологию и манеру «завоевания слушателей», усвоенную мною в американской бизнес-школе. Архипов в это время демонстрировал на мониторе различные картинки, поразившие воображение женщин, впервые увидевших возможности такого компьютера.

      Позже было еще много встреч наедине с директором и бухгалтером, и в результате они дали согласие на покупку десяти компьютеров, которые предполагалось использовать для подготовки документов в структурах управления магазином. О сквозной автоматизации в торговых залах пока речь не шла, но это был уже грандиозный успех.
     Я подготовил договор купли-продажи на двух языках, и через некоторое время валютный платеж со счета ДЛТ был отправлен на счет нашей американской фирмы.

      Договор был взаимно-выгодным и, в каком-то смысле, революционным, поскольку крупнейший ленинградский магазин – впервые за время своего существования – приобрел зарубежное оборудование, а наша фирма этой сделкой начала свою реальную деятельность.
     Дрейк, пришедший в восторг от такого успеха, отправил компьютеры с авиаперевозчиком, и уже через пару недель я доставил их в магазин. Все сошлось как нельзя лучше, так как осваивать и внедрять компьютеры пришлось маленькой группе специалистов, в которую входил мой старший сын Вадик, а руководил их работой Виктор Михайлович Архипов.

      Неоднократно посещая ДЛТ, я каждый раз заглядывал в небольшой отдел электротоваров, где в далеком детстве мы с моим другом Витькой покупали выключатель для нашей утки-парохода. Это воспоминание было очень теплым, перед глазами всплывали образы мальчишек, увлеченных своей идеей, и невольно возникал вопрос: может быть, судьба каким-то образом руководит моими поступками, вновь приведя меня в ДЛТ?

      Но на фантазии времени не было, нужно было действовать, причем, быстро. К счастью, в душе у меня наступило успокоение. Надя была рядом днем и ночью, и это наполняло нас обоих давно забытым чувством взаимной преданности.
     Хотя нельзя сказать, что в наших отношениях все было идеально, нам еще предстояло узнать друг друга. В нашем возрасте сказывались устоявшийся годами жизненный уклад, привычки, манера поведения в быту и даже  ритм жизни, но все это постепенно преодолевалось, просеивалось и уходило в прошлое. Долгими часами мы обсуждали возникающие семейные проблемы, и каждый раз я радостно удивлялся тому, с каким тактом, терпением и здравомыслием она находила их решение. Я обрел  не только жену, но и помощницу во всех самых смелых начинаниях.

      Именно Надя посоветовала мне присмотреться к Павлу Романовскому, который сопровождал нас с Дрейком в поездке в Торжок. Мне Павел нравился: он был молод, энергичен и свободно владел английским языком, что для контактов с Дрейком было совершенно необходимо. Но Павел работал в юридической фирме, где занимался подготовкой документов для регистрации компаний. Его нужно было каким-то образом сманить, увлечь новой работой.
      Однажды мы с Надей пригласили Пашу на скромный домашний ужин. Напоив его вином и красочно рассказав о своей американской поездке, я спросил:
   – Паша, не хочешь присоединиться к нашей с Дрейком компании?
      Он, можно сказать, просиял от моих слов и ответил:
   – Я сам давно хотел об этом тебя просить, но стеснялся. Мне надоело работать в этой юридической фирме на дядю, я хочу работать на себя. Ты введешь меня в учредители компании?
   – Я уговорю Дрейка, и мы сделаем это. А идеи у тебя есть?
      Он явно ждал этого вопроса.
   – Мы можем с тобой вдвоем заняться регистрацией компаний. Это прибыльное дело, спрос на него большой. Офис в центре города у тебя есть. Нужно только пару компьютеров…
   – У меня их четыре штуки, – ответил я. – Но один я пообещал подарить Архипову за его участие в  сделке с ДЛТ. Два компьютера мы можем выгодно продать, а последний поменять на два поменьше, да еще с принтером. Так нормально?
   – Превосходно! – воскликнул Паша. Его черные выразительные глаза буквально светились от радости.

      Так я на многие годы приобрел хорошего партнера и верного друга. Примерно через месяц Паша перебрался в офис, и началась наша совместная деятельность.   
      Самое приятное заключалось в том, что это была не торговля, а интеллектуальная работа, требующая знания законодательства и литературной грамотности. Мы оказывали помощь начинающим предпринимателям сделать их первый шаг на пути к самостоятельному бизнесу. Рекламные объявления, которые я начал размещать в некоторых газетах, привлекали довольно много клиентов, и в беседах с ними я смог в какой-то степени использовать знания, приобретенные в бизнес-школе.

      Шел 1993 год. В стране вновь назревал политический кризис. Противостояние между президентом Ельциным и председателем Верховного совета Хасбулатовым становилось угрожающим. И, наконец, произошли события чрезвычайной важности, случилась еще одна катастрофа.
     Я думаю, что история не знает случая, чтобы президент страны расстрелял собственный парламент. Ужас состоял в том, что стреляли друг в друга бывшие единомышленники, еще два года назад стоявшие рядом. И так же, как распад СССР, события в октябре 93 го имели в своей основе борьбу за власть и личные амбиции. В момент катаклизмов люди не осознают их глубинного смысла, и только спустя много лет проявляются пагубные последствия этих безумных страстей.

      Но жизнь продолжалась, и мы с Надей постепенно учились преодолевать трудности. В июне 1993 года мы переехали в новый офис, на проспекте Гагарина. Это было большое кирпичное здание, ранее принадлежавшее государственному предприятию. После приватизации деятельность этой конторы практически прекратилась, и как многие другие, оказавшиеся в таком же положении, хозяева здания сдавали его в аренду по вполне доступным ценам.
     Мы с Пашей получили комнату на шестом этаже, где разместили наши компьютеры, принтер и единственную сотрудницу Веронику, дочку переводчицы Ирины. Веронике было всего восемнадцать лет, она была красива и необычайно работоспособна. Я принимал клиентов, а Паша с Вероникой готовили тексты учредительных документов для регистрации компаний.

      Тяга к собственному бизнесу среди советских людей оказалась настолько значительной, что наша деятельность разрасталась с каждым днем. Нам пришлось докупить компьютеры и принять еще нескольких сотрудниц. Примерно через год организацию труда удалось изменить настолько, что мы с Пашей смогли освободить себя от рутинных процедур и заняться дальнейшим расширением бизнеса.

      Я вспоминаю тот период с большим удовольствием. С моим партнером сложились прекрасные человеческие отношения, и это было основой для творческого поиска. Каждый день, с утра до вечера, и даже во время обеда в кафе нашего бизнес-центра, мы горячо спорили и обсуждали новые идеи. Формально я был директором фирмы, поэтому окончательное решение было за мной. Паша знал, что я много лет был руководителем большого коллектива, поэтому никаких раздоров между нами не возникало. Число сотрудников росло, и вскоре нам понадобилась вторая комната.

      Однажды ко мне на прием пришел клиент со сложным вопросом, касающимся оптимизации работы его строительной фирмы. Вопрос требовал глубокого знания системы налогообложения, причем не только нашей страны, но и одной из зарубежных стран. Я несколько «поплыл» со своими ответами, клиент почувствовал это и спросил:
   – Не могли бы вы подсказать мне фирму, специализирующуюся по этим вопросам?
      Это был удар ниже пояса. Чуть помедлив, я уверенно ответил:
   – Вы обратились как раз по адресу. У нас есть прекрасный специалист, но он сейчас в отъезде. Если вы позвоните дня через три, то получите исчерпывающую консультацию.
      После ухода клиента, Паша вытаращил на меня глаза:
   – Ты что такое сказал? Какой специалист?
   – Паша, за три дня мы должны найти такого специалиста, – ответил я. – Это вопрос чести. Я сам этим займусь.
      Когда-то Волков познакомил меня со своим коллегой, работавшим директором экономического техникума. Пару раз мы общались с ним, и он упомянул об ученой даме, читавшей в его техникуме курс по аудиторскому анализу. Даму звали Варвара Сергеевна Снежанская, именно ее я и попросил прийти к нам в офис.

      С опозданием примерно на час, к нам в кабинет вошла высокая, стройная женщина, с непроницаемым лицом и бесстрастным взглядом. Держалась она довольно самоуверенно. Я объяснил, с какой целью мы ее пригласили, и, стараясь проявлять максимальную учтивость, спросил:
   – Варвара Сергеевна, вам приходилось работать в коммерческих фирмах?
   – Нет, не приходилось. Я преподаватель, но свой предмет знаю достаточно хорошо. Поэтому если ваш клиент в состоянии понять то, что я буду ему говорить, то он останется довольным.

      Это было забавно, поэтому я решил присутствовать при ее консультации. На следующий день она пришла в строгом черном костюме с отложным белым воротничком, но опять с опозданием на полчаса. Ее беседа с клиентом продолжалась долго, он задавал массу вопросов, пару раз выходил покурить, а потом снова атаковал ее вопросами.
     Варвара Сергеевна держалась, как осажденная крепость. Она буквально сыпала названиями законов, выдержками из налогового кодекса, примерами из судебной практики. Она ни разу не улыбнулась и не усомнилась в своей правоте.

      Клиент был подавлен потоком экономических знаний, который обрушила на него наша гостья. Думаю, что он понял не более половины из всего сказанного, но ушел вполне удовлетворенный. Я тоже был приятно удивлен, и решил, что нужно внимательно присмотреться к этой женщине. Единственное, чего она не знала, это законодательства зарубежных стран, касающегося налогового планирования.
   – Я не читаю лекций на эту тему в своем техникуме, поэтому вам придется самостоятельно освоить этот раздел, – скороговоркой сказала она. – Тогда мы с вами сможем вместе вести эти консультации.

      Мы подробно обсудили с Пашей ее идею, и я попросил его заняться этим вопросом. Паша с энтузиазмом взялся за дело, выписал несколько зарубежных журналов и на пару месяцев с головой зарылся в эту тему. Он нашел западных партнеров – сначала в Канаде, а затем на Кипре и в Панаме. Так, постепенно, в портфеле наших бизнес-предложений появилась тема «оффшорный бизнес». Спрос на такие услуги среди предпринимателей оказался таким заметным, что Паша полностью переключился на это направление.

      Мне же не давала покоя мысль о том, что Варвару Сергеевну нужно использовать не в качестве приглашенного эксперта, а в роли равноправной участницы нашего бизнеса. Однажды я спросил ее:
   – А что если нам создать аудиторскую фирму?
   – Вы приглашаете меня в ней работать? – безучастно спросила она.
   – Нет, я предлагаю вам стать соучредителем новой фирмы, и выполнять роль главного аудитора.
      Впервые я увидел на ее лице простые человеческие эмоции – смесь удивления и заинтересованности.
   – Это неожиданное предложение. Я должна подумать. Сколько времени вы мне даете?
      Тут я не выдержал и рассмеялся.
   – Варвара Сергеевна, расслабьтесь… У нас сколько угодно времени. Я же не директор вашего техникума. Я приглашаю вас в компаньоны. Мы вместе – вы, я и Павел – должны так организовать работу, чтобы занять достойное место на рынке аудиторских услуг.

      Мне не пришлось ее долго уговаривать. Через пару месяцев мы зарегистрировали новую фирму «Шанс-Аудит». Варвара Сергеевна вместе с Надей закончили государственные курсы и получили лицензии аудиторов. Клиентов на эти услуги оказалось более чем достаточно. Кроме того, мы расширили бухгалтерское обслуживание сторонних организаций, для чего приняли на работу несколько бухгалтеров, и я отдал их под управление Нади.

      А уже через год нашей деятельностью заинтересовалась международная аудиторско-консалтинговая компания «MOORE STEPHENS», со штаб-квартирой в Лондоне. Она специализировалась только на обслуживании предприятий судостроения, поэтому разыскивала в Ленинграде коллектив, который мог бы представлять ее интересы в России. Руководители «MOORE STEPHENS» провели небольшой конкурс среди ленинградских претендентов на эту роль, и наш «Шанс-Аудит» его выиграл.

      Паша, вооруженный верительными грамотами, отправился в Лондон, где сумел произвести должное впечатление на будущих патронов, в основном благодаря прекрасному английскому языку. Затем английский специалист посетил нашу фирму с инспекционной целью. Он был впечатлен общением с Варварой Сергеевной и Надей, а также познакомился с группой наших юристов, которых к этому времени было уже несколько человек.
      Но прежде, чем доверить работу с судостроительной отраслью, в качестве последнего испытания англичане предложили нам провести аудиторскую проверку английского магазина «LITLEWOOD», открытого пару лет назад в Ленинграде.

      Магазин торговал качественной импортной одеждой, но по непонятным причинам оказался на грани банкротства. Надя и Варвара Сергеевна умудрились найти столько нарушений в бухгалтерском учете магазина, что картина прояснилась, а хозяева магазина уволили ряд сотрудников. После этого я получил поздравительное письмо из Лондона и уведомление о том, что «Шанс-Аудит» включен в международный справочник как официальный эксклюзивный представитель «MOORE STEPHENS» в России.
 
      Это был грандиозный успех. Мы попали в число нескольких десятков зарубежных представителей этой солидной организации, расположенных в различных странах мира. Интерес зарубежных инвесторов к России в те годы был огромный, в особенности к Ленинграду, как к столице российского судостроения. Поэтому филиалы «MOORE STEPHENS» начали проявлять к нашей маленькой фирме заметный интерес. Мы принимали гостей из Финляндии, Греции, Кипра, Австралии и даже из Израиля. Мое «судпромовское прошлое» оказалось востребованным. Для меня и моих коллег начиналась пора серьезного бизнеса – с новым статусом и иным уровнем доходов.

      С Дрейком мы продолжали поддерживать связь, я писал ему письма по-английски, а Паша говорил с ним по телефону. Дрейк радовался нашим успехам, но принять участие в работе не мог. Время от времени он предлагал прислать нам из Америки какой-либо товар для продажи, например, одежду second hand, и мне стоило большого труда уговорить его отказаться от этой идеи. При всей любви и уважении к Дрейку мы с Павлом выбрали направление своего бизнеса, и отклоняться от него уже не могли.

      7 марта 1994 года умерла моя мама. Последние годы жизни она тяжело болела, особенно после смерти отца. Единственной радостью для нее послужило знакомство с Надей – мама приняла ее как свою дочь. В течение многих лет мама была лишена внимания со стороны Ады, и когда она почувствовала любовь и заботу моей новой жены, она просто умилялась. Незадолго до кончины она сказала мне:
   – Наконец тебе повезло. Твои предыдущие жены любили себя, а не тебя. Береги Надю, она по-настоящему тебя любит.
      Я улыбнулся.
   – Ты уверена? Ведь ты сама сосватала мне Аду. Может быть, ты и теперь ошибаешься?
   – Нет, теперь я уверена! Мы много и подолгу разговаривали с Надей. Она мудрая женщина, а это не так часто встречается…

      Мама оказалась права. Наша семейная жизнь с Надей, преодолев начальные сложности узнавания и привыкания, становилась с каждым годом все устойчивее и прекраснее. Мы были вместе круглые сутки – на работе, дома и в отпуске. Нам никогда не было скучно вдвоем, и любое мое начинание всегда встречало ее поддержку.
     Особенно деликатным вопросом, которого я немного побаивался, были взаимоотношения Нади с моими взрослыми сыновьями. С раннего детства я приучал их любить свою маму, поэтому мой союз с другой женщиной мог быть ими воспринят неоднозначно.

      Но и в этом вопросе Надя сумела найти самую простую, самую искреннюю позицию. Оба моих сына не только прониклись к ней доверием, но со временем стали с Надей даже более откровенными, чем со мной. Когда появлялись проблемы в их собственной личной жизни, они, прежде всего, обсуждали их с Надей.

       Вообще, понятие нашей семьи приобрело со временем более широкий смысл. Наши сыновья, все трое, женились, потом разводились, потом заводили новых подруг и снова женились. Они жили естественной мужской жизнью, и что бы с ними не происходило, местом сбора всей семьи всегда была наша квартира. Они приходили к нам как к себе домой, и душой этих застолий всегда была Надя.

      1997 год ознаменовался появлением еще одного витка в нашем бизнесе. Моя любовь к путешествиям, зревшая в течение многих лет, наконец, нашла выход. Я предложил своим компаньонам, Павлу и Варваре Сергеевне, создать туристическую фирму.
     Было много сомнений, в том числе у меня самого. Туризм не вполне вписывался в профиль нашей деятельности, кроме того, мы привыкли иметь дело с предпринимателями в качестве клиентов, то есть с людьми, в какой-то мере образованными. Турфирма же обречена иметь дело с населением, а это далеко не одно и то же.
   
     После долгих разговоров мне все же удалось уговорить своих партнеров. Паша настолько воодушевился, что даже придумал красивое название новой фирмы – «РОССИТА», что расшифровывалось как «РОмановскийСтепановСнежанскаяИнтернэйшнлТрэвелАджэнси».
      Первый год работы показал, что туризм в нашей стране развит еще довольно слабо, и заниматься им могут только опытные специалисты. Поэтому вместо ожидаемых мною доходов мы получили только убытки. Но вскоре нам повезло, мы нашли двух молодых женщин, Тамару и Галину, которые уже имели опыт работы в туризме.

      Главным направлением турпотока они выбрали остров Мальту, который обе хорошо успели изучить. Должен признаться, что я с самого начала испытывал пристрастие к ним обеим, хотя в нашем коллективе было уже немало толковых и обаятельных сотрудниц – юристов, аудиторов, бухгалтеров.
     Но я видел, что туристический рынок растет с такой скоростью, что удержаться на поверхности могут только энергичные и одаренные люди. Мне показалось, что Галя с Тамарой справятся с этой задачей, причем самостоятельно, без нашей помощи. И я решил рискнуть, пустив наш маленький кораблик «Россита» в свободное плаванье.
      После нелегких переговоров с Пашей решение было принято, и мы передали турфирму нашим очаровательным женщинам в самостоятельное владение. Через некоторое время они переехали в офис в самом центре города, на Невском проспекте. Можно сказать, что они пошли ва-банк, потому что денег хватало только на аренду офиса, и долгое время они едва сводили концы с концами.
     Но, несмотря на трудности, пришло время, когда «Россита» уверенно заявила о себе на рынке туристических услуг. У меня же, волею судеб появилось новое направление бизнеса, которое целиком поглотило меня на несколько лет.