Рок-н-рол и рок начало

Владимир Белошапкин 1
Рок - музыка и психология (начало).
Автор не претендует на поиск истины. Он пытается найти объяснение событий, свидетелем которых он стал в молодые годы. Любому мыслящему человеку с возрастом приходит необходимость анализировать прошлое.
Сама история будет опубликована в ближайшее время.
Является ли интерес к рок-музыке (часто доходящий до фанатизма) отражением глобальных личностных процессов, изменений (метаморфозов)? Поможет ли знание музыкальных наклонностей пониманию мотивов поведения пациента или ребенка? Без понимания сущности духовных склонностей партнера по общению невозможна  эмпатия (сочувствие).
Рок  (как  настоящие барды и классика), в отличие от поп музыки, выражает истинные личностные переживания автора, а не заказанные, или модные на данный момент. Вопрос не в музыкальном стиле, а в отношении к искусству; для одних это необходимый  выплеск  в мир (крик души), для других в основном  бизнес. Вопрос не в качестве музыки, а в душевном векторе артиста. АББА – несомненно, рок-музыка, а многие металлические группы переродились в популярную музыку (попса  - другое, антикультурное явление).  В этом ничего страшного нет; нужна музыка и для отдыха (Скорпионс, Синдерела, Эйсидиси). Не многие  музыканты желают и могут сгорать до тла ради публики.
У рок-музыкантов не только слова, но музыка плюс манера исполнения несут определенный личностный заряд. Поэтому их копировать практически невозможно.  Высоцкого с восторгом принимали французы, многие из которых не знали ни слова по русски.
Усиленный интерес к тому или иному исполнителю может подогреваться подобными с ним душевными конфликтами. В моей молодости была популярна поговорка: скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу тебе, кто ты.
Музыкальные пристрастия могут определяться референтной (психологически значимой для человека) группой. Но бывает и так, что музыка сама притягивает человека вне зависимости от пристрастий большинства окружающих. Это гораздо интереснее с точки зрения анализа личности.
Возьмем, для примера, нетленную группу Дорз. Взглянем на текст одной из лучших вещей Моррисона – People are strange. Многие не понимают английского, но это не мешает им обожать песню.
People are strange, when you are stranger,  Люди чужие, когда ты чужой
Faces  look ugly, when you are alone.            Лица смотрят страшно, когда ты один.
Women  seem  wicked, when you unwanted    Девка противна, когда ты не нужен
Streets are uneven, when you are down.     Улицы кривые, когда ты упал (пьян).
When you are strange,                Когда ты чужой,
Faces come out of the rain.                Лица смыты дождем.
When you are strange,                Когда ты чужой,
No one remembers your name.                Никто не вспомнит твое имя.

Картина депрессии из учебника по Психиатрии, или литературы (Достоевский – «Преступление и наказание», Кафка – «Процесс»). Но народ в диком, радостном восторге. Почему?
Мелодия вполне мажорная, да и ритм танцевальный; но дело не в этом. Не меньший  (вернее гораздо больший) экстаз вызывала трагическая песня The end,которая заканчивается словами: «папа я убью тебя, мама я трахну тебя, father I kill you, mother I fuck you».
Эти подсознательные желания, которые выводятся наружу при психоанализе, являются признаком болезни, а не преступной натуры; это известно каждому культурному человеку. Тем не менее,  хозяин шоу, где выступали Дорз, был возмущен до глубины души, да и многие другие.
Странно, но предлагали вообще запретить Моррисону выступать и издавать стихи. Тогда надо запретить и Софокла с Фрейдом, а заодно Сэлинджера, Кафку, Достоевского, Босха, Хармса, Малевича… всех тех, кто отразили внутренние конфликты, с которыми, часто безуспешно, борется личность. Об этом и Евангелие.
Откуда берется такая экзальтация на рок-концертах, которая и не снилась поп-звездам?
Моррисон, буквально, умирал и воскресал на сцене; являлся то веселящимся Дионисом, то распятым Богом. Он был воплощенным страданием и любовью, проживал каждую песню.
Подобное искусство – путь к быстрой смерти (Мэркури, Кобейн, Башлачев, Цой, Высоцкий, Есенин). Когда Есенин в последний раз выступал перед публикой, он прочитал «Черного человека»; восторгам не было предела. Хотя, чему радоваться; описание мучительной душевной болезни, покаяние перед смертью. Но в этом парадокс истинного искусства, когда и путь на Голгофу превращается в прекрасный танец
Людям доставляет удовольствие вид чужих страданий; возможно, это самый характерный признак вида Хомо Сапиенс.  В Париже во времена Конвента люди не ленились выстаивать ночи, чтобы посмотреть на казнь. К тому же приятно убедиться, что кому то хуже чем тебе.
Но есть и более сложные моменты. Концерт дает ощущение общности в толпе, избавление от одиночества.
Люди в зале объединяется с певцом и между собой; возникает общая душа, единая молекула. Личные чувства растворяются в общей страсти.
Концерты некоторых металлических групп превращаются в настоящее массовое служение темному культу. Таких сборищ стоит избегать, хотя сама музыка может быть весьма сильной. Лучше слушать в записи, если нервы в относительном порядке, и то в меру, как острое блюдо.
Рок-н-ролл и рок.
Часть 1 Грехи.
1. Сын и отец.
- Ты должен выкинуть эту сволочь из квартиры!
- Но он прописан здесь.
- Ничего, выпишем за систематическое нарушение общественного порядка; соседи, уже, что надо подписали. Ты, главное делай свое дело.
- Но…
- Ты мужчина, в конце концов?!
Саша зашел в комнату. На диване лежал голый мужчина. Вокруг валялись пустые бутылки. Полную  он судорожно сжимал в руках.
Саша сел, и смотрел на это, такое милое лицо, но он должен быть непреклонным. Там за дверью ждут заплаканные женщины, и главная из них мама. Он – рыцарь, и должен их спасти.
«Спасти…что-то странное!».
Мысль мелькнула и тут же погасла; он был хорошо заряжен.
- Папа!
Мужчина приоткрыл глаза, улыбнулся.
- А, сыночек, любимый мой, как я рад. Хочешь выпить? Меня губит, а тебя пока оживляет.
- Я помогу тебе одеться, и ты уйдешь отсюда сам. Иначе они вызовут милицию.
Вышли на темную улицу. Отец, не попрощавшись, сгорбившись и засунув руки в карманы пальто, пошел от подъезда. Вдруг обернулся, он пытался улыбнуться, но не очень получалось.
- Мне жаль тебя Сашенька, но знай, ты никогда не забудешь; это все будет преследовать тебя всю жизнь, независимо от того, что я тебя простил.
Прошло много  лет. У Саши был день рождения, на котором собралась веселая компания однокурсников, в том числе его невеста Настя.
Смотрели видео Дорз.
- Круто зажигает: отца грохну, мать трахну, нормально!
-  А мне знаешь, папашу тоже, иногда, хочется…
- А мамашу не хочется?
- Эй, чувак, ты базар фильтруй!
Раздался телефонный звонок.
- Тебя зовут, Саша.
- Кто?
- Мужик какой-то.
- Алло.
- Здорово сынок!
Саша был очень рад, но решил изобразить недовольство человека, которого отвлекли от важных дел.
- Здравствуй, отец.
- Я тебя поздравляю. Справляешь?
- Да.
- Молодец, только много не пей.  Знаешь, это наш последний разговор в этом мире, и я хочу, чтобы ты знал, что я бесконечно люблю тебя.
И тут что-то прорвалось в замороженной Сашиной душе:
- Папа, где ты?!
Гудки. Он бросился из квартиры, на пути попалась Настя.
- Куда ты?
- Уйди от меня, стерва!
Выбежал на улицу, такую же темную, как тогда.
- Ну и что ты собираешься делать?
Саша сразу обмяк от простого вопроса, и пошел обратно. Все были удивлены и сочувствовали.
- Братан не парься, лучше вот…
Он укололся, и весь мир с его предательствами, ложью, убийствами растворился в бесконечном блаженстве.
Рок-н-ролл и рок (продолжение).
На концерте люди составляют одну большую молекулу с одинаковыми атомами; блаженное состояние. Оно достигается, когда все пьяны, или под кайфом. На футболе бывает такое; человек отдыхает, даже, когда его команда проигрывает.
Только слепой не видел, что Есенин, Высоцкий и Цой во время последних выступлений готовились к смерти; тем больше был восторг публики.
Джим Моррисон на сцене умирал. Но отчего, он же никого не убил.  Раскольников Достоевского впадает в депрессию, еще не совершив реального преступления. Его, как и Джима, преследуют Эриннии (богини мести). Да и по христианским понятиям, желание смерти ближнему, уже смертный грех.
Часть 1 Грехи.
2. Мать и дочь.
Настя была красива, к тому же умна; все были уверены, что она получит красный диплом. В каникулы она поехала с подругой на море, где она познакомилась с обворожительным мужчиной. Это был не просто курортный роман, а настоящая любовь. Чувство было сильнее со стороны мужчины, но природа не терпит симметрии.
Он был старше Насти на двадцать лет, но отлично выглядел, к тому же был богат и щедр. Сергей был животноводом в крупном процветающем колхозе на Кубани. Он с увлечением рассказывал о сельском хозяйстве и ветеринарии.
Потом поехали к нему домой. Насте понравился большой красивый дом и милые Сережины родители. Они были здоровы и всем довольны, только вот внуков не было; при этих словах Настя ловила на себе пристальные взгляды.
Когда появились первые признаки беременности, Настя испугалась, но радость Сережи и его родителей успокоила. Все встало на свои места, и на конец Сентября назначили свадьбу.
Перед этим надо было съездить в Москву; сообщить маме, забрать документы из института. Сережа отвез Настю домой, познакомился с мамой, и, как ему показалось, очаровал ее подарками, цветами и куртуазным обращением.
Но он не мог долго задерживаться. Договорились, что он заберет Настю с мамой через несколько дней; та оформит за это время отпуск на пару недель. Как только дверь за будущим зятем захлопнулась, мама позвала Настю на кухню. Ту потрясла перемена: дежурная улыбка у Анны Анатольевны сменилась злобным выражением, подобно маскам в театре Кабуки.
- А вот теперь поговорим. Садись. Ты с ума сошла?! Он же старик!
- Мужчина может быть старше, это даже хорошо считается…
- Что?!
Почти взвизгнула мать.
- Ты в каком веке живешь?! В Древней Руси, или в Иране каком-нибудь?!
Что двигало этой немолодой, и казалось, мудрой женщиной: зависть, ревность, страх остаться одной, но никак не забота о дочери. Как  страшно, когда в основе действий наших близких лежат столь низменные мотивы. «Иди от близких, и иди к дальним»; эту божественную истину постигаешь слишком поздно.
Потом была теплая встреча с подругой. Ну, та еще на курорте до боли завидовала Насте, которая «подцепила» такого мужика. Когда она узнала о предстоящем браке, болевые импульсы от всех точек тела достигли критической величины.
Тем не менее, Валя, сохраняя очаровательную улыбку, усмехнулась.
- Ты с ума сошла подруга? Он же – старик. Да, папик неплохой, но жениться, рожать…
- Ты, как мать говоришь.
-  Она тебе добра желает, а ты не ценишь! Станешь домохозяйкой, глупой бабой без образования. Он хочет сделать из тебя кухарку, посудомойку, прачку, рабыню…
- Там тоже есть институты…
- Это же деревня, мрак, провинция, отстой. Все нормальные люди сюда прутся, готовы на хлебе и воде сидеть, чтобы зацепиться, а ты сама туда прешься!  Ну, ты и удивила!
Зависть, ревность и другие, не украшающие чувства, мамы и подруги понятны. Менее ясно другое: почему Настя, уже взрослая женщина, позволяла так беспардонно вторгаться в свою личную жизнь?
А был у нее характерный для неправильно воспитанных  минус – склонность к моральному подчинению. Когда ты подчиняешься чужой воле, то ощущаешь состояние абсолютного блаженства, расслабление;  как на море, лежа на спине. Можно ни о чем не думать, не заботиться; все решат за тебя милые и близкие люди. Все мы падки до такой убивающей нашу жизнь нирваны.
Первого Сентября Настя пошла в институт, и, прежде чем идти в деканат, решила в последний раз сходить на занятие. Бурная встреча с однокурсниками, перекуры, болтовня до упаду…
Затем была лекция, потом лабораторка, вечером вся группа собралась в общежитии, и закрутилось…
И так день за днем; Настя не имела сил вырваться из этого, такого привычного, омута. К ней, как всегда, клеились однокурсники и молодые преподаватели, и она невольно сравнивала…
Под диктовку матери написала отвратительное и оскорбительное письмо. Когда приехал Сергей, ему открыла мама, Настя не вышла из комнаты.
Разговор был коротким; Сережа сунул деньги и ретировался. Мать взяла пачку, отсчитала, нужную для аборта сумму, остальное взяла себе.
Жизнь – это весы. Постоянно приходиться прикидывать, чем, за что готов платить. Героин – приятная вещь, уносящая к детским грезам, но готов ли ты отдать за жизнь за это удовольствие? Героинщики редко пересекают тридцатилетний барьер.
Плата за аборт – это здоровье и муки совести. Если в душе не включился запрет на убийство, наложенный всеми мировыми религиями, то надо опереться на разумный эгоизм и здравый смысл. Какой путь выгодней? Что дороже: сиюминутная выгода, или жизненные интересы?
Мы можем сколько угодно обманывать свое сознание, но предсознание (душа, совесть) назовет вещи своими именами: убийство убийством.
Прошло несколько лет.
Настя с Сережей были уже женаты.
- Смотри, Настюха, как круто!
- Что это?
- Сняли, как плод дергается во время аборта. Смотри, агония какая, а говорят неживой…
Что с тобой?! Алло, скорая…