Азбука Ахматовой - Фадеев, Федин, Фет

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Александр Фадеев, Константин Федин, Афанасий Фет

* * *
Александр Фадеев

ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1901, Кимры - 1956, Москва),  писатель. 1946 - 1954 генеральный секретарь и председатель правления СП СССР.  Автор романа “Молодая гвардия”. Застрелился.

1 июня 56. Фадеев был – когда-то человек и даже писатель. Выстрелом своим искупил ли он свои преступления? Смывается ли кровью пролитая кровь?
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

20 июня 60. Вылазка Фадеева против Пастернака была следствием того же постановления 46 года. Фадеев с трибуны объяснял: «Пастернак идейно чужд, он не «наш», Пастернака недаром ценят за границей – он не даром по душе нашим врагам;  он не только собственные стихи, а и в переводы вносит вредный идейный сумбур…

19 октября 62. Как он мог так долго не понимать? Неужели был слеп до самого ХХ съезда? И что это в такой степени лишает людей зрения причастности к власти?.. Поставив «точку пули в своем конце», очистил ли он себя?.. Столькоокровавленных теней» и сам он теперь, окровавленная тень!
Лидия Чуковская

22 марта 1943. Фадеев (председатель) собрал все затасканные газетные штампы, смешал их в одну похлебку...
______________________
3 июля 1949. Встретил на задворках Переделкина - ...А.А.Фадеева...бредет домой в сопровождении В.И. Язвицкого. Боюсь, что у него начался запой. Он обнял меня и я обрадовался ему как родному...
______________________
13 мая 1956. ...Воскресенье. Застрелился Фадеев... - и я сейчас подумал об одной из его вдов Маргарите Алигер, наиболее любившей его...Перед тем как застрелиться, Фадеев снял с себя рубашку, выстрелил прямо в левый сосок....Мне очень жаль милого А.А. - в нем - под всеми наслоениями - чувствовался русский самородок, большой человек... Он по существу добрый, человечный, любящий литературу “до слез умиления”, должен был вести весь литературный корабль самым гибельным и позорным путем - и пытался совместить человечность с гепеушничеством...Он совестливый, талантливый, чуткий - барахтался в жидкой зловонной грязи, заливая свою совесть вином.
                К. Чуковский


* * *
Константин Федин

ФЕДИН КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892, Саратов - 1977, Москва), советский писатель, академик, председатель Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета СССР, лауреат высших литературных премий, герой Социалистического Труда

22 августа 63. …Бледно серое лицо с синими губами и красными веками. Сгорбленность, сутулость, чуть-чуть дрожат руки. Мы на веранде. Не верится, что человек этот живет в цветущем, благоухающем саду, в таком нарядном доме – лакированные перила, цветочные горшки, а посреди стола красавица – коробка шоколада. Удивительно, что в этом нарядном уюте горько живется хозяину: глаза мученические. Словно он сидит здесь, в тишине и уюте, после долгих мучений, и ждет: кто еще придет его мучить?

…Мы с Ваней Халтуриным проходили мимо фединской дачи и Ваня сказал: «Тут на воротах следовало бы написать: «Дача Пилата» - и я рассмеялась. А судьба Федина и ему подобных – это совсем, видимо, несмешная судьба.
Пережидая машины на шоссе, вспомнила я слова лейтенанта Шмидта, обращенные к судьям:

Что ж, мученики догмата,
Вы тоже – жертвы века.

От пастернаковской цитаты стало мне на душе полегче.
                Л. Чуковская

15 октября 63. Федин = седой, почтенный, беспартийный – да он рожден изображать собою председателя Союза Писателей. Собрания Сочинений и языки знает, и голос бархатный. Он выглядит весьма импозантно, в особенности на Западе или в Ленинграде на международном симпозиуме.
                Анна Ахматова

28 августа 1961. Нас догнал Твардовский...Заговорили о романе Федина “Костер” - “Чистописание”, “Внутри пусто, но форма хорошая. Видно, что не знает, кто в деревне бригадир, кто председатель - никогда в жизни не сталкивался. Но очень старателен”
_____________________
17 февраля 1962. (Паустовский) “...Боже мой, я даже не мог дочитать! И совсем не знает простанородной речи. Все по словарям, по этнографическим исследованиям!”
                К.Чуковский


* * *
Афанасий Фет

ФЕТ (ШЕНШИН) АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ (1820 , Орловская губ.- 1892, Москва), поэт.

5 июля 1953. Осведомилась, что я сейчас читаю. Я читаю и читаю Фета. Прочла ей наизусть: «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Я болен, Офелия, милый мой друг», «Снова птицы летят издалёка»; она просила «Еще! еще!» и я читала еще и еще.
- Он восхитительный импрессионист. - сказала Анна Андреевна. - Мне неизвестно, знает ли он Моне, Писсаро, Ренуара, но работал он только так. Его стихи надо приводить в качестве образца на лекциях об импрессионизме.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой